В рамках «Недели инклюзивного образования» с 10 по 14 февраля 2025 года в московских школах прошёл цикл мероприятий, направленных на формирование у детей понимания жизни людей с инвалидностью. Эксперты РООИ «Перспектива» провели Уроки доброты и Кинопоказы, которые вызвали большой интерес у учеников и педагогов.
Школа №2010 (СП-1 «Белореченский»)
В школе №2010 мероприятия прошли на высоком уровне. Ученики активно участвовали в Уроках доброты, задавали много вопросов и обсуждали важные темы. Они познакомились с жизненными историями людей с инвалидностью и увидели, что физические ограничения не являются преградой для учёбы, работы и самореализации.
Дмитрий Андреевич, учитель школы №2010:
«Мы много лет проводим мероприятия по пониманию инвалидности. За это время заметили, как меняется отношение ребят к одноклассникам: они становятся внимательнее, ответственнее и готовы поддержать друг друга. Ученики с инвалидностью прекрасно взаимодействуют со всеми в классе. Мероприятия «Перспективы» помогают нам развивать инклюзивную среду, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество».
Во время кинопоказа ученики узнали о процессе создания фильмов с участием актёров с инвалидностью. Просмотр вызвал живой интерес, ребята обсуждали сюжеты, делились впечатлениями и делали выводы.
Школа №1449 (Учебный корпус № 1)
В школе №1449 занятия традиционно проводились в параллели пятых классов, где ребята впервые знакомятся с темой инклюзии. Уроки доброты стали настоящим источником вдохновения: ученики увидели примеры того, как люди с инвалидностью добиваются успехов в спорте, искусстве, учёбе и профессии.
Наталья Николаевна, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования школы №1449:
«Эти занятия мотивируют детей к достижению целей. Если человек передвигается на инвалидной коляске или не видит, но при этом активно занимается спортом, искусством и любимым делом – это прекрасный пример для всех нас. Ученики с огромным интересом участвовали в обсуждениях, задавали много вопросов ведущим».
Кинопоказ также оставил яркие впечатления. Дети узнали, как люди с инвалидностью реализуют себя в киноискусстве, какие барьеры им приходится преодолевать, и как важно создавать инклюзивную среду в индустрии кино.
Пирамида обучения ребёнка
11 февраля 2025 года состоялся вебинар о пирамиде обучения ребёнка. Спикер Ксения Константиновна Белых объяснила, почему специалисты начинают работу с детьми не с изучения букв или прописей, а с конструктора, картинок, лепки – то есть, прежде всего, с развитием осязательных и зрительных функций. Именно эти, на первый взгляд, «простые» упражнения являются наиболее важными в начальном этапе обучения ребёнка, как с инвалидностью, так и без неё.
В ходе вебинара спикер подробно разобрала состав пирамиды обучения, выделила её ключевые элементы – от самых простых до наиболее сложных, а также объяснила, как определить уровень развития ребёнка и с чего лучше начинать работу.
Среди участников вебинара была разнообразная аудитория: педагоги и сотрудники образовательных и дошкольных учреждений, родители и члены семей детей с инвалидностью и без, а также представители НКО и различных центров реабилитации и развития.
Итоги «Недели инклюзивного образования»
Мероприятия, проведённые экспертами РООИ «Перспектива», помогли школьникам по-новому взглянуть на тему инклюзии. Они увидели, что инвалидность – не преграда для активной жизни, а общество должно быть доступным и дружелюбным для всех.
Педагоги и ученики выразили благодарность организаторам и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество, ведь такие инициативы помогают формировать толерантное и открытое поколение.
Мероприятия проведены в рамках проекта «Дети и молодежь с инвалидностью: расширение возможностей самореализации» при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, а также при поддержке Фонда Президентских грантов в рамках проекта «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ».