В Web-школе РООИ «Перспектива» – Кино без барьеров прошло онлайн-обсуждение бразильского документального кинофильма «Маркос – Сила воли» (реж. Зоран Джорджевич) – лауреата XII Международного фестиваля «Кино без барьеров» (2024) в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм».
Кратко о спикерах, приглашённых на дискуссию:
см. Смотрим кино вместе: лучший полнометражный документальный фильм
Видеозапись онлайн-дискуссии (с тайм-кодами в описании) см. далее.
28 мая пройдёт обсуждение другого лауреата XII кинофестиваля «Кино без барьеров» – «Поговори со мной о синем», Турция, 2023 («Лучший фильм о любви»).
Владимир Рудак (Петрозаводск):
«Друзья! 27 апреля мы провели обсуждение документального фильма «Маркос – сила воли». Картина о бразильском художнике, рисующем ногами, рассказывает о непростом пути героя, стремлении к творческой реализации и поиске вдохновения в повседневности. Посмотреть фильм – победитель в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» – можно в онлайн-кинотеатре фестиваля «Кино без барьеров». Следите за новостями. До встречи!»
Онлайн-встреча началась с представления фильма: Владимир Рудак отметил, что картина, получившая награду как лучший полнометражный документальный фильм, была снята сербским режиссёром Зораном Джорджевичем в Бразилии. Участники обсуждения активно подключились к разговору, несмотря на непредвиденное отсутствие санкт-петербургского журналиста Юрия Кузнецова и малочисленность слушателей в воскресный вечер. Первый вопрос, который задал Владимир, касался главной темы фильма, определённой его автором: «Может ли красота спасти мир, и может ли искусство спасти нас от реальности?»
Анастасия Калеушева ответила, что красота и искусство, возможно, не спасают мир в буквальном смысле, но они становятся важной опорой, помогающей справляться с трудностями («если в это не верить, то – зачем тогда всё?»). Она также добавила, что реальность, несмотря на её сложность, не требует «спасения» – она и есть суть жизни. А роль искусства проста и сложна одновременно: «Я думаю, что искусство меняет реальность». Владимир поддержал диалог, отметив, что искусство может как отвлекать от реальности, так и погружать в неё, но не всегда это бывает утешительным. Так первые минуты обсуждения задали тон: фильм воспринимается не только как история о человеке с инвалидностью, но и как размышление о природе творчества.
Далее разговор перешёл к самой киноленте «Маркос – Сила воли» (Marcos – Willpower). Участники отметили, что режиссёр глубоко погрузился в жизнь своего героя – художника Маркоса, который рисует ногами, поскольку руки не подчиняются ему из-за ДЦП. Владимир обратил внимание на отсутствие в фильме драматической борьбы: «спокойное повествование спокойными словами» – Маркос показан как человек, который просто живёт своей жизнью, занимается творчеством и не акцентирует внимание на своих трудностях. Это вызвало дискуссию: с одной стороны, герой вдохновляет, но с другой – зрителю не хватает конфликта, который сделал бы историю более динамичной. Наталья Носова сравнила фильм с роуд-муви, однако многие ожидали большего акцента на «силе воли» – названной в заголовке, но не явленной в кадре.
При этом сам Маркос признан потрясающим персонажем. Его лёгкость в работе ногами, отсутствие жалости к себе и талант заставляют забыть о его инвалидности, что, по словам участников обсуждения, и есть успех режиссёра. Однако некоторые зрители хотели больше узнать о становлении Маркоса как художника – фильм охватывает 28 лет его жизни, но не рассказывает о том, как развивался его дар.
Спикеры сошлись во мнении, что в любом фильме о человеке с инвалидностью интересны не подробности его инвалидности, а субъектность его человеческой личности.
Критике подверглись некоторые режиссёрские решения автора фильма. Было озвучено недоумение по поводу необъяснимых стилистических приёмов – таких, например, как внезапное превращение кадра в карандашный рисунок. Этот приём больше не повторяется на протяжении дальнейшего действия, и непонятно – чему он служит, какую мысль автора акцентирует. Вопросы вызвали и печальные мелодии на фоне жизнерадостных сцен – мрачная музыка контрастирует с яркими красками картин Маркоса.
Анастасия Калеушева (Москва):
«Грустная, печальная музыка в социальном кино – это самое худшее, что можно придумать».
Спикеры отметили, что короткометражная версия фильма, возможно, выглядит более цельной. В итоге обсуждение показало, что, несмотря на интересного героя и важную тему, фильму не хватило глубины и чёткой концепции, чтобы стать по-настоящему выдающимся.
После обсуждения кинематографических деталей, модератор от Web-школы Сергей Прушинский поинтересовался: «Объясните человеку, не видевшему этот фильм, – стоит ли его смотреть? если он интересен, то – чем?»
Наталья Носова (Москва):
«Мне, скорее, понравилось – чувак неимоверно интересный, мощный. И с точки зрения его возможностей, как художника – это круто. Это, правда, круто.
Не смотрите его с телефона! Яркий, красивый фильм – ему нужен максимально большой экран».
Дважды дискуссия завязывалась вокруг таких вопросов, как: Интересно ли смотреть фильм «про художника с ДЦП»? Как привлечь внимание к фильму неискушённого зрителя?
Возник спор о стереотипах и шаблонах, используемых в названиях и постерах: привлекают или отталкивают потенциального зрителя такие штампы, как «сила воли»? что лучше – акцентировать внимание в постере на кисть художника, зажатую пальцами ног, или на попугаев, сошедших с его полотен? Владимир Рудак: «…мог быть постер такой – не где он ногами рисует, а где мы видим его попугаев, и фильм называется «Синие попугаи».
Анастасия Калеушева (Москва):
«Это не то, чтобы про силу воли – это про любовь к жизни, про любовь к тому, что ты делаешь, про очень тёплые взаимоотношения между женой и мужем, с детьми. Я посмотрела фильм про любовь к этой жизни, про любовь к творчеству. Про то, как человек очень любит то, чем занимается – у него поэтому очень круто это получается, у него действительно классные крутые картины».
Общее количество слушателей дискуссии 27 апреля 2025:
13 человек (с 12 электронных адресов) из Зеленограда, Москвы, Новокузнецка, Павловского Посада и Санкт-Петербурга (4 региона России)
Смотреть фильм «Маркос – Сила воли» / Marcos – Willpower:

Видеозапись онлайн-дискуссии 27.04.2025 (с тайм-кодами в описании):

vkvideo.ru/video-16873491_456240402
VK Видео Общественная организация «Перспектива»
плейлист «Кино без барьеров»

Официальный сайт международного кинофестиваля «Кино без барьеров»:

Дискуссия прошла в рамках постоянного многолетнего направления работы РООИ «Перспектива» Кинофестиваль «Кино без барьеров».