Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это не просто детская непоседливость, а особенность развития, требующая грамотного подхода со стороны взрослых. Многие родители, столкнувшись с этим диагнозом, не знают, как правильно выстроить взаимодействие с ребёнком, избегая конфликтов и повышенной тревожности.
Именно этим вопросам был посвящен вебинар 12 марта «Помощь психолога родителям: ответы на самые частые вопросы на примере СДВГ», который провела практикующий психолог Школы №2120 Диана Султановна Маслова.
Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. СДВГ: как понять ребёнка и выстроить конструктивное взаимодействие?
Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.
Педагог-психолог Диана Маслова, подробно разобрала компоненты СДВГ: дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Были рассмотрены причины возникновения синдрома, включая генетические, неврологические факторы и влияние окружающей среды. Особый акцент сделан на том, что СДВГ — это не просто поведенческая проблема, а особенность работы мозга, требующая особого подхода в обучении и воспитании.
На вебинаре обсуждались признаки СДВГ у детей: моторная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность, трудности с концентрацией и организацией деятельности. Диана Султановна подчеркнула важность ранней диагностики и сотрудничества родителей с педагогами и неврологами. Были даны рекомендации по созданию структурированной среды, использованию визуальных подсказок (расписаний, пиктограмм) и предложены методы коррекции через физическую активность (например, спорт, пальчиковые игры).
В ходе вебинара участники узнали:
- какие техники саморегуляции можно применять для снижения импульсивности и повышения концентрации;
- что такое СДВГ, какие особенности развития за ним стоят и как проявляется каждый его компонент;
- почему ребёнку с СДВГ трудно соблюдать правила, концентрироваться на задачах и управлять эмоциями;
- какие стратегии взаимодействия помогают родителям снизить напряженность в общении и поддержать ребёнка;
- как скорректировать свое поведение, чтобы воспитывать в атмосфере доверия, а не наказаний и запретов.
Для родителей и педагогов предложены конкретные стратегии помощи детям с СДВГ:
- Чёткие короткие инструкции, разбитые на шаги.
- Система поощрений и позитивное подкрепление.
- Регулярный режим дня и минимизация отвлекающих факторов.
- Игры для развития саморегуляции (например, «маленькая птичка» для тренировки эмпатии и контроля).
- Важность физической активности (плавание, танцы) для выплеска энергии.
Эксперт также отметила, что СДВГ не исчезает с возрастом, но при грамотной поддержке его проявления можно минимизировать, помогая ребёнку успешно адаптироваться в школе и социуме.
Вебинар завершился ответами на вопросы слушателей, включая обсуждение различий между СДВГ и ОВЗ, а также важность диалога между родителями и школой.
Мария Краснова, координатор в отделе по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:
«Диана Султановна дала конкретные практические рекомендации, которые родители смогут применять в повседневной жизни, а также привела примеры из собственной практики и пути решения таких ситуаций. Формат вебинара позволил участникам задать вопросы в прямом эфире и получить на них компетентные ответы эксперта».
Общее количество слушателей вебинара 13 марта 2025:
52 человека (с 48 электронных адресов) из 28 городов (23 региона России; Киргизстан и Узбекистан).
Из отзывов слушателей вебинара
«Помощь психолога родителям: ответы на самые частые вопросы на примере СДВГ»:
Елена Печёрских, г. Самара:
«Один из самых полезных вебинаров, которые я слушала. Спасибо спикеру! Очень актуальная информация для меня как для родителя и – с недавнего времени – учителя. Понравились конкретные рекомендации».
Валентин Мерзляков, г. Великие Луки (Псковская обл.):
«Спасибо».
Елена Кухарь, г. Новокузнецк (Кемеровская обл.):
«Понравилось. Наверное, посмотрю ещё раз».
Антонина Гладышева, г. Москва:
«Благодарю за такой очень важный и интересный вебинар! Понравилось, что спикер подробно рассказывает о методиках диагностики и о способах помощи детям и родителям».
Видеозапись вебинара 13.03.2025
(синхронный перевод на русский жестовый язык – Наталья Белова):

YouTube-канал РООИ «Перспектива»
Вебинары 2014–2025:
Вебинары и конференции Web-школы – все
vkvideo.ru/video-16873491_456240391

VK Видео Общественная организация «Перспектива»
Вебинары 2021–2025:
Вебинары и видеоконференции
Видеозаписи других вебинаров по инклюзивному образованию см.:
на YouTube-канале РООИ «Перспектива» – в плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование
на VK Видео Общественная организация «Перспектива» – в плейлисте Вебинары – Инклюзивное образование

Вебинар прошёл в рамках проекта РООИ «Перспектива»:
- «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ»
(Фонд президентских грантов)
