25 сентября прошёл вебинар, посвящённый презентации уникального исследования и методикам организации спортивных занятий для детей и молодых людей с расстройством аутистического спектра (РАС) разной степени тяжести.
Эксперты из Екатеринбурга представили результаты годового исследования АНО СОЛИ «Сейчастье» – какие существуют критерии тяжести состояния, как распознавать признаки аутизма и отличать разные уровни потребностей детей и подростков – и поделились практическим опытом адаптации тренировочного процесса (как планировать и адаптировать спортивные занятия для людей с аутизмом, как подбирать нагрузку с учётом индивидуальных и сенсорных особенностей, в какие спортивные дисциплины вовлекать детей, подростков и молодых людей с РАС).
Кратко об экспертах и программе вебинара:
см. Критерии тяжёлого аутизма: рекомендации по выбору видов спорта для молодых людей с РАС
Видеозапись вебинара (с тайм-кодами в описании) см. далее.

Критерии «тяжёлого аутизма»: от теории к практике
Первым спикером выступила Оксана Кищенко, программный директор АНО ПЛОВЗ «Сейчастье» и АНО СОЛИ «Сейчастье». Она представила исследование, целью которого была выработка чётких и понятных критериев, позволяющих отнести состояние ребёнка, подростка или молодого человека с расстройством аутистического спектра (РАС) к категории «тяжёлый аутизм».
«Хотя в медицинских классификациях нет диагнозов “лёгкий” или “тяжёлый” аутизм, мы на практике видим, что двум людям с одинаковым диагнозом РАС часто требуется совершенно разная по интенсивности поддержка. Нам был нужен объективный инструмент, чтобы аргументировано определять уровень необходимого сопровождения, в том числе на спортивных занятиях», – пояснила Оксана Викторовна.
В основе исследования лежал анализ данных 44 анкет благополучателей организации «Сейчастье» – людей с РАС и интеллектуальными нарушениями в возрасте от 7 до 27 лет. Анализ показал, что 47,7% из них нуждаются в высоком уровне поддержки.
Ключевые выводы исследования:
- 25% участников нуждаются в максимально интенсивной поддержке.
- У 40% отмечено проблемное, а порой и опасное поведение.
- Более чем у 40% есть выраженные нарушения речи и коммуникации.
- У большинства навыки самообслуживания не сформированы или сформированы частично.
- У 95% отмечены особенности обработки сенсорной информации, которые мешают участвовать в занятиях и обучаться новым навыкам.
На основе этих данных эксперты сформулировали 5 основных критериев для определения уровня необходимой поддержки:
- Потребность в сопровождении в учебном заведении.
- Нарушение коммуникации.
- Освоение навыков самообслуживания.
- Наличие проблемного поведения.
- Особенности обработки сенсорной информации.
«Этот инструмент позволяет нам не опираться только на субъективный опыт, а аргументированно объяснять родителям, почему их ребёнку, например, пока нужны индивидуальные занятия, а не групповые», – отметила Оксана Кищенко.
Были выделены три уровня поддержки для организации занятий, в том числе спортивных:
- Низкий: специальное сопровождение не требуется или минимально (тренер или учитель справляются самостоятельно).
- Средний: требуется минимальная помощь в адаптации учебного материала, особенности обработки сенсорной информации не создают преграды в овладении навыками, сопровождение организуется в группе (например, один ассистент на несколько человек).
- Высокий: требуется индивидуальное сопровождение в силу интеллектуальных нарушений или нарушений поведения, выраженные особенности обработки сенсорной информации значительно затрудняют обучение без создания особой среды (условий), индивидуальные занятия для подготовки к группе – именно этот уровень соответствует категории «тяжёлый аутизм».
«Результаты нашего исследования и практические наработки – это открытая информация. Мы будем рады, если они помогут другим специалистам, родителям и организациям лучше понимать потребности детей и молодых людей с РАС и выстраивать для них эффективную и комфортную поддержку, в том числе в спортивной сфере», – подвела итог Оксана Кищенко, программный директор АНО СОЛИ «Сейчастье».
Как строить тренировки: практические советы от эксперта
Второй спикер, Татьяна Хижнякова, директор АНО «Лаборатория социальных инноваций» и руководитель проекта «Особый спорт», подробно рассказала об особенностях реализации тренировочного процесса для людей с РАС, включая тех, чье состояние можно отнести к «тяжёлому аутизму».
«Тяжёлый аутизм – это не повод отказываться от спортивных занятий, которые являются залогом не только здорового тела, но и отчасти здорового духа. Мы можем помочь даже этим людям, нужно только чётко определить степень этой помощи», – уверена Татьяна Николаевна.
Эксперт выделила сильные стороны людей с РАС, на которые можно опираться в тренировках:
- Привычка следовать ритуалам.
- Точность и аккуратность.
- Склонность к стереотипии и точному повторению движений.
- Перфекционизм и упорство.
- Безусловный авторитет тренера при установлении контакта.
Ключевые механизмы взаимодействия, которые делают тренировки эффективными:
- Установление руководящего контроля – фундамент безопасного и продуктивного занятия.
- Учет особенностей восприятия: информация должна быть конкретной, дозированной, а на ее осмысление нужно давать время.
- Специфичность поощрений: от словесной похвалы до пищевого подкрепления (например, M&M’s) или жетонов (наклеек), в зависимости от индивидуальных предпочтений.
- Постоянная визуализация: расписания тренировок, правил поведения, наглядный показ упражнений.
- Четкое дозирование нагрузок: необходимо точно говорить, сколько раз выполнить упражнение, и использовать для этого таймеры, счетчики.
- Работа с низким мышечным тонусом, характерным для многих людей с РАС, через формирование правильных двигательных навыков.
Татьяна привела примеры из проектов «Особого спорта» по лёгкой атлетике, черлидингу и волейболу, показав, как эти принципы работают на практике для людей с разными уровнями поддержки.
Эффективность занятий подтверждается не только физическими результатами, но и позитивными изменениями в ментальной сфере: участники начинают четче выполнять инструкции, проявляют больше желания общаться, становятся самостоятельнее и спокойнее.
В заключительной части вебинара эксперты ответили на вопросы слушателей, касающиеся подготовки тьюторов, подбора поощрений для разного возраста и вовлечения самих подопечных в волонтёрскую деятельность.
Оксана Кищенко, программный директор АНО СОЛИ «Сейчастье»:
«Спасибо за приглашение на вебинар. Было интересно не только поделиться своим опытом, но и проанализировать опыт коллег. Понять, какие нюансы интересуют аудиторию, послушать соображения коллег, ответить на их вопросы. Мы будем рады участвовать в подобных встречах и в дальнейшем».
Ольга Левченко, координатор спортивного отдела РООИ «Перспектива»:
«Вебинар вызвал активный интерес аудитории: слушатели получили максимально полезную, понятную и структурированную информацию, а также практические советы для дальнейшей работы.
Спортивный отдел РООИ «Перспектива», как организатор вебинара, благодарит Татьяну Николаевну Хижнякову и Оксану Викторовну Кищенко за профессионализм и приглашает всех заинтересованных присоединяться к следующим мероприятиям».
Общее количество слушателей вебинара 25 сентября 2025:
54 человека (с 41 электронного адреса) из 28 городов и сёл
(20 регионов России; ДНР и Таджикистан).
Из отзывов слушателей вебинара:
Алла Баранова, г. Пермь:
«Спасибо, было очень полезно!»
Елена Ушакова, г. Койгородок (Республика Коми):
«Спасибо! Информативно, всё по существу».
Видеозапись вебинара 25.09.2025 (с тайм-кодами в описании)
«Критерии тяжёлого аутизма» – презентация исследования»:

YouTube-канал РООИ «Перспектива»
Вебинары 2014–2025:
Все вебинары и конференции Web-школы РООИ «Перспектива»

vkvideo.ru/video-16873491_456240433
VK Видео Общественная организация «Перспектива»
Вебинары 2022–2025:
Все вебинары и видеоконференции
Видеозаписи других вебинаров о людях с инвалидностью в спорте см.:
в YouTube-плейлисте Вебинары – Спорт для всех
в VK-плейлисте Вебинары – Спорт для всех

Вебинар прошёл в рамках проектов РООИ «Перспектива»:
- «Дети и молодёжь с инвалидностью: расширение возможностей самореализации»
при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.
- «Социальное и профессиональное самоопределение детей и подростков с инвалидностью/ОВЗ»
(Фонд президентских грантов)
