Внесены важные изменения в Приказ Министерство образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Согласно внесённым изменениям родители при выборе формы получения дошкольного образования в форме семейного образования родители должны информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
В группах компенсирующей и комбинированной направленности осуществляется образование детей в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, а также особых образовательных потребностей.
Более подробно регламентированы группы: кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.
Группа может функционировать в режиме не менее 3 часов в день.
Наиболее важные и подробные изменения затронули п.п. 20 и 21.
Например, теперь количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи – 12 детей в возрасте старше 3 лет;
- для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабослышащих детей – 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
- для слепых детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабовидящих детей – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с амблиопией, косоглазием – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с задержкой психоречевого развития – 6 детей в возрасте до 3 лет;
- для детей с задержкой психического развития – 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с умственной отсталостью легкой степени – 10 детей в возрасте старше 3 лет;
Также определено, что допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Помимо этого более точно определены штатные расписания: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу; не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога); не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога; тьютора на каждые 1 – 5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; ассистента (помощника) на каждые 1 – 5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
Начало действия изменений – 06.04.2019.
Линь, Нгуен, сотрудник юридического отдела РООИ «Перспектива»: «Более точное установленные нормы численности детей в группах с учётом имеющихся у них нарушений, а также какие и в каком количестве необходимы специалисты-педагоги на определённое количество детей облегчит образовательным учреждениям работу по созданию условий для получения дошкольного образования детям с инвалидностью и с ОВЗ. Нормирование штатной численности специалистов-педагогов также означает, что эти специалисты при необходимости в дошкольном учреждении просто должны быть! Отказы в создании специальных условий для детей с инвалидностью и с ОВЗ по причине их отсутствия станет очень сложным делом».