«Я люблю, когда мне аплодируют, и люблю получать награды за выступления», – рассказывает Ксюша Паутова. Улыбчивой солистке танцевального ансамбля Angel’s Dance 7 лет. Она любит выступать на сцене в ярких костюмах, лепить животных из пластилина и рисовать песком. В этом году девочка пошла во второй раз в первый класс, она учится в особым классе для детей с нарушением развития интеллекта. У Ксюши всего 5 одноклассников, и благодаря этому педагог может позаниматься с каждым и помочь в сложных для первоклашек темах. Ксюша научилась говорить поздно – в 5 лет, поэтому она отстает от ровесников в речи, например, ей сложнее выучить стихотворение или пересказать сказку. Родители девочки опасались, что дочке придется учиться дома, раньше у омской школы-интерната №2 не было возможности принять ребенка с особыми образовательными потребностями.
«Я не хотела отдавать Ксюшу в обычную школу, потому что хотела, чтобы класс был маленький и чтобы педагог мог заниматься с ней индивидуально. В общеобразовательной школе, где в классе 25 человек, это невозможно», – объясняет Татьяна, мама Ксюши.
Набрать маленький класс для детей с инвалидностью удалось благодаря проекту компании Ingka Centres в России и РООИ «Перспектива» «На урок – вместе». В школе прошли Уроки Доброты, ребята принимали участие в днях инклюзии, а педагоги в семинарах по адаптивной педагогике, на которых узнали, как включить детей с инвалидностью в учебный процесс. Появилась ресурсная комната, где есть специальное оборудование для работы с детьми с задержкой психического развития. Оно позволяет проводить для них занятия так, чтобы каждый ребенок не только успевал за школьной программой, но и чувствовал себя в школе комфортно. Педагоги разработали индивидуальную программу для Ксюши, чтобы перевести ее в обычный класс после начальной школы.
«Логопед на занятиях с Ксюшей использовал в работе оборудование для развития мелкой моторики: сенсорные мешочки, настенный бизиборд, цветной конструктор. Так девочка получала знания в игровой форме и на доступном для ее возраста языке», – объясняет Ольга Кокшарова, руководитель проекта в Омске.
Занятия в ресурсной комнате уже дают свои плоды – Ксюша стала лучше разговаривать, стала более усидчивой и улучшилась концентрация внимания.
«Для меня самое большое достижение – правильное развитие речи Ксюши, развитие ее логики, мышления, памяти. Я надеюсь, что в специализированном классес могут подтянуть ее успеваемость, и она продолжит обучение по общеобразовательной программе», – делится Татьяна, мама Ксюши.
За 2019 год благодаря проекту «На урок — вместе» было открыто 7 ресурсных комнат в школах и садах Подмосковья и регионах, проведеноболее 1 500 инклюзивных мероприятий, в которых приняли участие почти 50 000 человек.