В третьем классе казанской школы № 1 учится Тана Нафигова, девочка с аутизмом. На уроках ее сопровождает тьютор, а на перемене она вместе с классом играет в подвижные игры. В этом открытом, нежном и позитивном ребенке сложно узнать хулиганку, которая еще год назад обзывала одноклассников и дралась с соседом по парте.
«Мне нравится в школе, тут у меня много друзей», — говорит Тана.
«Найти подход к ребенку — самое важное. Нам очень повезло, что учителя сумели заинтересовать Тану. Она очень изменилась: я не могла даже представить, что кто-то подойдет знакомиться, а дочь улыбнется и заведет разговор с незнакомым человеком», — рассказывает мама Таны, Альбина Нафигова.
Первый год Тана занималась по облегченной программе, а теперь учится по стандартной программе третьего класса. Если не получается усвоить материал на обычном уроке, то всегда есть возможность позаниматься с педагогом дополнительно в ресурсной комнате.

«В ресурсной комнате есть все, чтобы ребенок с нарушением развития мог чувствовать себя в школе комфортно. Комната оборудована партами со специальными перегородками: у ребенка будто бы свой личный кабинет, и ничто не отвлекает его во время занятий», — объясняет Нурсина Галиева, менеджер проекта «На урок — вместе».
Включить ребенка с особыми образовательными потребностями в учебный процесс педагоги смогли после того, как школа стала участником федерального социального проекта «На урок — вместе» компании Ingka Centres в России и РООИ «Перспектива». В рамках проекта для учителей и родителей прошли тренинги по пониманию инвалидности, а для учеников — Уроки доброты.
«Совместное обучение помогает ребятам общаться. Это видно по всем школьникам. Дети без инвалидности не одергивают руку, если к ним тянется ребенок с аутизмом или ДЦП. Это и есть настоящая инклюзия», — уверена Марина Магер, педагог ресурсной комнаты.

За два года Тана научилась выражать свои мысли с помощью слов, рисунков и танца. Мама Таны отмечает большое достижение в том, что девочка теперь не боится заходить в актовый зал, где собирается много людей.
«Существует гипотеза, что дети с аутизмом не способны любить и показывать свои эмоции. В сентябре, после летних каникул, Тана меня впервые обняла и поцеловала», — рассказывает тьютор Таны Миляуша Абдрахманова.
За 2019 год благодаря проекту «На урок — вместе» было открыто 7 ресурсных комнат в школах и садах Подмосковья и других регионов, проведено более 1 500 инклюзивных мероприятий, в которых приняли участие почти 50 000 человек.