Прокурор г. Воркута обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил возложить обязанность на администрации МО ГО «Воркута» по обеспечению за счет средств бюджета МО ГО «Воркута» бесплатное двухразовое питание в муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации, а на образовательные учреждения муниципального образования городского округа «Воркута» по организации бесплатного двухразового питания для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ).
Ответчиками по делу стали администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») и 18 образовательных учреждений преимущественно среднего и средне-специального образования Воркуты.
Основанием для иска послужила проведенная проверка прокуратурой г. Воркуты соблюдения федерального законодательства об образовании в части соблюдения прав детей с ОВЗ на получение бесплатного общего образования, по результатам которой в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных общеобразовательных учреждений выявлены существенные нарушения требований федерального законодательства. Проверкой установлено, что по состоянию на 01.02.2018 в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 127 детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом питание организовано только для обучающихся 1-4 классов. Питание детей с ОВЗ 5-11 классов, в том числе переведенных на обучение на дому не осуществляется, денежная компенсация не выплачивается, сухой паек не выдается в связи с отсутствием денежных средств.
Ответчики, образовательные организации, представили отзывы на исковое заявление, в котором указали, что не возражают против иска, однако бесплатное питание детей с ОВЗ не осуществляется по причине отсутствия финансирования и муниципального правового акта, регулирующего данные отношения.
Представитель МО ГО «Воркута» в судебном заседании указал, что организация питания осуществляется в рамках образовательной деятельности. В настоящее время разработано Положение об организации питания для детей с ОВЗ, которое будет направлено в прокуратуру г. Воркуты.
В ходе рассмотрения дела было установлено:
В соответствии с пунктом 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4-х часов.
На основании ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
А в силу пункта 4 ст. 37 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования о возложении обязанности профинансировать образовательные учреждения, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Поскольку федеральный законодатель предусмотрел право органа местного самоуправления устанавливать случаи и порядок обеспечения лиц, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, бесплатным питанием. При этом обеспечение обучающихся питанием производится за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
В результате судебного разбирательства по гражданскому делу 2-837/2018 от 29 мая 2018 года Воркутинским городским судом Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В., с участием старшего помощника прокурора г. Воркуты Ануфриева В.А. принял РЕШЕНИЕ:
- Исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», г. Воркуты о возложении обязанности по организации бесплатного двухразового питания для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, – удовлетворить.
- Возложить обязанность на ответчиков – образовательных организаций г. Воркуты организовать бесплатное двухразовое питание в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Возложить на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязанность обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» бесплатное двухразовое питание в муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Взыскать с администрации муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 15 (пятнадцать) рублей 78 копеек с зачислением в бюджет Муниципального образования городской округ «Воркута».
- Взыскать с г. Воркуты государственную пошлину в равных долях по 15 (пятнадцать) рублей 79 копеек с каждого из ответчиков с зачислением в бюджет Муниципального образования городской округ «Воркута».
Линь Нгуен, специалист юридического отдела РООИ «Перспектива»: «На данном примере можно увидеть, что действиями прокуратуры г. Воркута были выявлены примеры массового нарушения законодательства об образовании, а именно нарушено положения п. 7 ст. 79 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Во всем городе попросту не выделялись деньги на питание обучающихся с ОВЗ долгое время, не смотря на прямое указание в федеральном законе. В данном случае в связи с распространённостью и массовым характером нарушения, иск прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц стал эффективным методом устранения нарушенных прав детей с ОВЗ. А заявление администрации города о том, что «в настоящее время разработано Положение об организации питания для детей с ОВЗ», вероятно, также явилось результатом прокурорской проверки, когда ей самой стало очевидно, что отсутствие такого документа является грубым нарушением законодательства об образовании РФ, не говоря уже об отсутствии соответствующего финансирования».