Право учиться наравне

В детстве Олегу была установлена инвалидность в связи с нарушениями развития и интеллекта. Он учился в одной из общеобразовательных воронежских школ с первого по четвертый класс по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития. Но в 2022 году, накануне очередного учебного года, руководство школы убедило Екатерину  (прим., мама Олега), что ребенку стоит обучаться на дому. Когда женщина поняла, что совершила ошибку, она вместе с юристом горячей линии РООИ «Перспектива» смогла вернуть Олега в школу и отстояла право своего ребенка на очное образование наравне с другими детьми.

В раннем детстве Олег посещал общеразвивающий детский сад вместе с малышами без особенностей развития, числился в группе комбинированной направленности. По словам Екатерины, ребенок хорошо ладил с другими детьми и успешно социализировался.

Уже при обучении в общеобразовательной школе Олег отлично себя проявил – не имел задолженностей по учебным предметам на протяжении четырех лет. Кроме того, у него сложились добрые отношения с другими ребятами. Со многими он дружил еще с детского сада. Родители одноклассников Олега также создали поддерживающую атмосферу, отнеслись с эмпатией к ребенку и его маме.

После окончания четвертого класса Олег прошел психолого-медико-педагогическую комиссию. Главная задача таких комиссий установить, нуждается ли ребенок в специальных образовательных условиях. И если да, то в каких. По итогам комиссия рекомендовала: продолжить очное обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью, а также организовать для Олега тьюторское или иное психолого-педагогическое сопровождение.

Несмотря на полученные результаты, руководство школы внушило Екатерине, что для ее ребенка будет лучше перевестись на домашнее обучение. При этом на отдельные предметы (физкультура, музыка) он сможет приходить в школу как и раньше. В итоге Екатерина написала заявление о переводе школьника на домашнее обучение на 2022-2023 учебный год (пятый класс). Но уже в мае 2023 года она обратилась к руководству школы с просьбой о возобновлении очного обучения для Олега. Екатерина настаивала, что домашний вариант обучения категорически не подходит ее ребенку.

«Я поняла, что уровень успеваемости и само качество обучения Олега стремительно снижаются», – делится Екатерина. Ему сильно сократили количество учебных часов по сравнению с общим школьным расписанием. Сама же Екатерина лишилась возможности работать вне дома, так как она все время была с сыном и помогала ему. Также семье пришлось нанять репетитора, потому что непростой школьный материал Олег осваивал во многом самостоятельно. Кроме появившихся проблем с учебой, ребенок стал меньше общаться со сверстниками и друзьями, что сказывалось на его настроении и ментальном состоянии.

Переговоры семьи с администрацией школы продолжались до августа 2023 года, но в итоге допускать ребенка к занятиям непосредственно в школе отказались и рекомендовали перевестись в специализированную школу-интернат. Женщину старались убедить в наличии множества причин по которым Олег, будучи ребенком с инвалидностью, не сможет обучаться в шестом классе очно. При этом администрация отказалась предоставлять тьюторское сопровождение, ссылаясь на то, что такое сопровождение положено только в начальной школе. Также руководство школы настаивало на повторном незамедлительном прохождении повторного обследования психолого-медико-педагогической комиссии.

Понимая, что действия администрации школы незаконны, Екатерина обратилась по телефону в Управление образования, науки и молодежной политики г. Воронежа, а также в Департамент образования Воронежской области. В учреждениях ей посоветовали прислушаться к рекомендациям руководства школы и в интересах ребенка перевести Олега на домашнее обучение, а лучше – в другую школу.

Не собираясь сдаваться, Екатерина обратилась за помощью на горячую линию по вопросам инклюзивного образования РООИ «Перспектива». Во время юридической консультации Екатерина сообщила специалисту, что администрация школы отказывается исполнять заключение комиссии, поскольку для школы оно носит рекомендательный характер. По совету юриста горячей линии Екатерина написала заявление на имя директора школы с просьбой создать ее ребенку специальные условия для получения образования в соответствии с заключением комиссии. Кроме того, она в письменной форме обратилась в Управление образования г. Воронежа. На все последующие телефонные звонки Екатерина писала свои возражения и задавала вопросы на электронную почту школы. При поддержке юриста горячей линии она смогла грамотно скоординировать свои действия и подкрепить свою позицию нормами закона.

Тем временем прошло лето и 1 сентября 2023 года Олег начал учебный год вместе со своими одноклассниками на школьной линейке. Также для него был составлен план индивидуального обучения в соответствии с рекомендациями комиссии и он уже познакомился со своим тьютором.

Незнание собственных прав делает родителей и детей уязвимее. Благодаря своей настойчивости Екатерина, при содействии юриста «горячей линии», смогла отстоять интересы своего ребенка и добилась восстановления его права на получение образования.

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика