Что такое «универсальный дизайн»?

Что такое «универсальный дизайн»?

Универсальный дизайн – это дизайн продуктов и объектов, которые могут в полной мере использоваться всеми людьми без необходимости специальной адаптации или специального дизайна.

Основные принципы универсального дизайна были сформулированы в 1990-х годах в университете Северной Каролины (США):

1. Равенство в использовании

Дизайн должен быть предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями.

  • Обеспечьте равные условия использования продукта для всех потребителей, всегда, когда это возможно, если невозможно создайте эквивалент.
  • Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков.
  • Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям.
  • Делайте дизайн привлекательным для всех потребителей.


2. Гибкость в использовании

Дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.

  • Обеспечьте пользователю выбор способа использования продукта.
  • Учитывайте особенности правшей и левшей при использовании.
  • Помогите пользователю правильно и аккуратно использовать продукт.
  • Обеспечьте адаптируемость под темп пользователя.


3. Простой и интуитивно понятный дизайн

Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.

  • Устраните ненужную сложность.
  • Согласуйте дизайн с пользовательскими ожиданиями и интуицией.
  • Учитывайте различные уровни грамотности и языковых знаний.
  • Располагайте информацию с учетом её важности.
  • Обеспечьте эффективные подсказки и ответную реакцию во время и после выполнения задачи.


4. Легко воспринимаемая информация

Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.

  • Используйте различные способы (визуальные, вербальные, осязательные) для многократного представления важной информации.
  • Отделяйте главную информацию от второстепенной.
  • Самая важная информация должна быть представлена максимально понятно.
  • Отделяйте элементы так, чтобы их можно было легко описать (облегчите процесс понимания инструкций и указаний).
  • Обеспечьте совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями.


5. Допустимость ошибки

Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.

  • Организуйте элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно изолировать, устранить или обезопасить.
  • Обеспечьте наличие предупреждений об опасностях или ошибках.
  • Обеспечьте отсутствие опасных последствий при выходе из строя.
  • Препятствуйте совершению неосознанных действий при выполнении важных задач.


6. Низкое физическое усилие

Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий.

  • Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении.
  • Используйте разумные значения для усилий.
  • Минимизируйте повторяющиеся действия.
  • Сведите к минимуму необходимость применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя.


7. Размер и пространство для доступа и использования

Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности.

  • Обеспечьте видимость важных элементов для любого сидячего или стоячего пользователя.
  • Обеспечьте легкий доступ ко всем важным элементам для любого сидячего или стоячего пользователя.
  • Предусмотрите различные варианты размеров руки и силы сжатия.
  • Обеспечьте достаточно места для использования вспомогательных средств или личного помощника.
Яндекс.Метрика