Уроки доброты

В нашем обществе существует множество способов получать информацию и общаться с людьми с инвалидностью, но большинство из них построены таким образом, что люди с инвалидностью воспринимаются как нечто необычное и инородное в обществе.

Такое положение вещей складывалось годами, и изменить это за короткий срок практически невозможно, но начать следует уже сейчас. И начинать нужно с детей, как с наиболее открытой и способной к диалогу части общества, к тому же, они любят узнавать новое.

Дети – это наше будущее, поэтому важно, чтобы уже с раннего возраста формировалось правильное представление о людях с инвалидностью, чтобы ребенок не боялся инвалидов и не жалел их.

Большинство учащихся, их родители и даже некоторые педагоги зачастую не знают о том, что в школе учатся детей-инвалидов . Просто потому, что уроки для них проходят на дому. Недостаточное информирование и стереотипы в отношении людей с инвалидностью препятствуют инклюзии: лишают детей с инвалидностью и без возможности совместного обучения. Все это приводит к ограничению взаимодействия детей с инвалидностью со сверстниками в школе и развивает в них комплексы.

РООИ «Перспектива» уже несколько лет проводит в общеобразовательных школах занятия по пониманию инвалидности – уроки доброты, в ходе которых мы стараемся способствовать формированию у школьников адекватного отношения к детям с инвалидностью.
Уроки построены таким образом, что дети могут примерить на себя различные ситуации и поделиться своими впечатлениями с другими ребятами.

На занятиях наши ведущие используют интерактивные методы работы, что позволяет детям лучше понять как чувствуют себя люди с разными формами инвалидности. Ребята учатся формулировать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Мы рассказываем детям:

  • в чем особенности людей с инвалидностью– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
  • как и где они учатся
  • где и кем работают
  • какими видами спорта и творчества занимаются
  • об инклюзии и совместном обучении детей с инвалидностью и без.

Важную роль играет то, что проводят подобные занятия именно молодые люди с инвалидностью. Дети в классе формируют свое отношение к людям с инвалидностью, общаясь с ними напрямую: задают интересующие их вопросы о жизни, хобби, инвалидности.  По итогам занятий дети постепенно приходят к убеждению, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда непривычными  способами.

Самое главное – дети делают все выводы самостоятельно. Это помогает лучше закрепить пройденный материал, а интерактивная форма занятий создает более комфортные условия общения с людьми с инвалидностью и помогает избавиться от стереотипов. В ходе занятий наши специалисты часто используют наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии, – то, что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Тематика занятий одинакова для учеников всех возрастов, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных возрастных группах.

Программа занятий для учеников 2-4, 5-8, 9-11 классов:

  • Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью
  • Подходы к пониманию проблем инвалидности (традиционный /социальный)
  • Безбарьерная среда (психологические и физические препятствия)
  • Совместное обучение в школе детей-инвалидов и детей без инвалидности
  • Язык и этикет в общении с людьми с инвалидностью

Весь опыт проведения занятий по пониманию инвалидности в школах показывает, что дети начинают относиться к людям с инвалидностью не как к чему-то необычному или страшному, а как к обычным людям. И чем больше людей будет придерживаться такого мнения, тем меньше проблем будет возникать в нашем обществе.

Цитаты детей и учителей, которые принимали участие в наших занятиях:

«По нашему опыту, мы считаем, что проведение подобных занятий в общеобразовательных школах – необходимо. Эти уроки изменили отношение детей к людям с инвалидностью, сломали существующие стереотипы. Ученики перестали бояться говорить об инвалидах».
Директор средней школы № 783
Голомазова Г.В.

«Сегодняшняя ваша работа – это большой вклад в будущее детей XXI века. Чаще и больше людей задействуйте в этой работе, и будущее будет вам за это благодарно.»
Педагог школы № 672
Дорсман Е.М.

«Я бы хотела подружиться с моим сверстником с инвалидностью, мы бы с ним играли, гуляли, смотрели кино, если надо я могла бы помочь моей подруге.»
Ученица 4 «А» класса, школа № 305
Катя Грищенко

«Я никогда не думала, что инвалиды могут заниматься разными видами спорта, тем более работать и заводить семьи, теперь я знаю, что все это они могут делать также, как и все остальные люди. Мне очень понравились занятия и ведущие.»
Ученица 3 «Б» класса, школа № 302
Маша Антипова

Буклет «Уроки Доброты»:

в формате PDF открыть (1 421 Кб)

в формате JPG стр.1 (183 Кб), стр.2 (211 Кб)

Яндекс.Метрика