Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Что будет, если соединить коррекционную школу для детей с особенностями развития – и общеобразовательную? Правильно, среднестатистический родитель и учитель из общеобразовательной в ужасе схватятся за голову.

Один – потому что совершенно не представляет, как его ребенок будет рядом «с ними» жить, а другой – потому что не имеет понятиях, как «их» учить. При этом совершенно забывая о том, что из коррекционной школы придут не только дети, но и опытные педагогические кадры, которые принесут уникальные программы и методики, а главное – умение и готовность принять любого ребенка со всеми его индивидуальными проблемами и особенностями. Хорошая коррекционная школа вообще способна сделать из обычной общеобразовательной образец педагогического искусства.

Жаль только, что пока еще не везде это понимают. И директору бывшей 532-й коррекционной школы восьмого вида Светлане Николаевна Кремневой пришлось обить немало порогов, прежде чем ее учебное заведение стало структурным подразделением колледжа малого бизнеса №4. Зато теперь Кремнева готова принять в свой инклюзивный первый класс всех желающих.

Маленькие радости 6 «Б»

А у нас Лиза заговорила! – с порога сообщили директору родители шестого класса, куда ходят несколько детей из интерната для детей-сирот с особенностями развития. Лиза с синдромом Дауна, у нее серьезные проблемы с речью. Но в классе девочка нашла подружку, прикипела к ней всей душой и вот впервые позвала по имени, неловко растягивая гласные: «Са-а-ша-а!».

Владик и Кира недавно встали на коньки: школа, расположенная в тесном Замоскворечье, умудряется ежегодно заливать собственный каток и обеспечивает коньками всех желающих. Для Киры коньки – это серьезная победа над собой. Девочка с ДЦП, интеллектуальными нарушениями, эпилепсией, поначалу вообще не воспринимала уроки физкультуры: чтобы не ходить заниматься, старалась вызвать у себя рвоту. Но учитель Василий Андреевич никого не заставлял делать то, что дети не могли или не хотели. И Кире дал возможность посидеть на лавочке, посмотреть на одноклассников. Пока она сама не решила, что тоже хочет попробовать.

Чтобы без проблем добраться в школу на Пятницкой из своего спального района, Владик должен попасть в метро в точно рассчитанное время: немного раньше или позже – и в вагоне будет толпа, а толпу Владик переносит плохо. Специфика его нарушений такова, что мальчик должен чувствовать окружающих его людей, иначе появляется дискомфорт, возникает раздражение, которое долго потом напоминает о себе. Но эту школу Владик выбрал сам, в четвертом классе его перевели сюда из другого коррекционного учебного заведения, потому что мальчик хотел учиться, хотел больше заданий, а в его первой школе к учебе относились снисходительно, особо детей не напрягали. В первый же день знакомства со школой Владик написал контрольную вместе со своими сверстниками и заявил, что намерен учиться именно здесь. Бабушка говорит, что учитель математики Владиком очень доволен.

Классный руководитель 6 «Б» Татьяна Викторовна Федорова вместе со своими ребятами катается на коньках, летом – на велосипеде. Еще она организовала театральную студию, и даже Саша, у которого расстройство аутистического спектра и который несколько лет сидел в углу и не желал ни общаться, ни участвовать в праздниках, сейчас пробует себя в актерском мастерстве и даже выступает вместе со всеми.

«У нас в школе почти все учителя с двумя образованиями, педагогическим и психологическим или дефектологическим», – рассказывает Светлана Николаевна Кремнева. А детям, которые приходят в начальную школу, практически всем нужно особое внимание и особые условия, и конечно, поддержка психолога.

По тихим школьным этажам

Комната дежурного психолога есть на каждом этаже. Сюда на перемене может прийти любой ребенок, который чувствует дискомфорт или просто чем-то расстроен. Есть кабинеты в полумраке, где часть комнаты вообще отгорожена занавеской от всего лишнего: тут аутист может расслабиться и передохнуть. В некоторых кабинетах – бассейн с пластмассовыми шариками, или коробка с песком и сухими бобами – перебирая в пальцах эту смесь, любой ребенок успокаивается и получает нужные позитивные эмоции.

А еще психологи постоянно обходят школу, заглядывают на уроки, оценивая, не нужна ли кому-то особая поддержка. 6 «Б» вполне справляется самостоятельно, а вот многим малышам еще требуется персональное внимание – иногда просто обнять и приласкать, чтобы ребенок почувствовал себя кому-то нужным. Как и любой малыш в любой школе.

С 2007 года мы вошли в проект СТРИЖИ (Стремление к инклюзивной жизни) и открыли «нулевой» диагностический класс для детей, чьи родители не хотят отдавать их в коррекционную школу, – рассказывает директор Светлана Кремнева. – В этом классе основная задача – определить образовательный маршрут для ребенка, а кроме того, показать родителям, что коррекционное образование не хуже обычного, но именно в нашей школе ребенку с особенностями будет комфортно.

Любому ребенку комфортно учиться, когда в школе создают условия именно под его особенности. К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы к этому готовы, и к еще большему сожалению, эти школы не готовы объединяться со специалистами, умеющими создавать детям особые условия.

Первый инклюзивный

В бывшей 532-й есть дети с явными нарушениями интеллектуального развития, а есть – с нарушениями легкой степени, в так называемых пограничных состояниях. Их родители в конце концов тоже сделали выбор в пользу коррекционной школы, обнаружив, что уровень обучения здесь может варьироваться в зависимости от возможностей ребенка. Кроме того, Кремнева пообещала, что теперь, после законодательного закрепления инклюзии, школа обязательно найдет себе партнера для объединения и сможет лицензировать у себя общеобразовательные программы для тех детей, которые способны с ними справиться.

Сейчас учитель первого класса Ильнара Есаулова работает по ею самой разработанным программам, максимально приближенным к общеобразовательным. «Я делю класс на три группы: в первой самые сильные ученики, которые могут заниматься самостоятельно по карточкам, во второй – основная часть ребят, с которыми идет фронтальная работа, и третья – слабые, которым требуется и организационная, и стимулирующая помощь», – рассказала Есаулова.

Сильная группа, где ребята-аутисты занимаются устным счетом, решает примеры на карточках. В это время вторая группа отвечает учительнице, с помощью кружочков показывая, на сколько единиц одно число отличается от другого. Третья в это время просто осваивает счет от 1 до 10. Дети смотрят друг на друга, слушают и тоже пробуют свои силы в более сложных для них заданиях. Девочка из третьей группы стала пытаться списывать с доски примеры – потому что видит, как это делают одноклассники. Кое-кто из второй группы захотел попробовать считать без кружочков, в уме – и получил карточку с заданиями. А аутисты, наблюдая, как другие дети отвечают у доски и понимая, что могут ответить не хуже, набираются решимости тоже отвечать вслух перед всем классом.

Урок русского языка мы начинаем с пальчиковой гимнастики, – рассказывает Есаулова. – И проговариваем вслух прилагающиеся к ней слова. Сейчас эти слова повторяют даже те дети, у которых были серьезные проблемы с речью. Некоторые из них уже пробуют рассказать стихотворение.

На русском сильная группа выписывает из карточек слова с сочетаниями «чу», «щу». Вторая группа пишет предложения под диктовку учительницы. Третья – тренируется писать буквы, потому что далеко не все из этой группы вообще способны к письму.

– Про нашу Киру говорили, что она сможет писать только крупными печатными буквами, – вспоминает мама из 6 «Б». – У нее же косоглазие, астигматизм, леворукость, ДЦП… Но ей очень хотелось писать, как другие одноклассники. И она летом ко мне подходила, просила написать образец и старательно копировала. Сейчас пишет письменно, слитно, а на грязь и почерк учительница сознательно не обращает внимания: главное, Кира пишет!»

В первом классе у Ильнары Ильдаровны есть девочка с очень легкими нарушениями. Ей учительница иногда доверяет помочь построить класс в столовую, проследить за порядком на перемене. Глядя на нее, стать помощником учителя захотели и другие. «Я заметила, что такие дежурства их очень собирают, концентрируют, им нравится помогать друг другу», – комментирует педагог. Надо отметить, что ничего принципиально нового в этой методике нет, просто не в каждой школе учитель одновременно и психолог, профессионально внимательный к потребностям и возможностям детей. После учебы Есаулова ведет психологические занятия с классом, который в этом случае тоже делится на группы, но уже совсем по другим признакам.

Остальные – в зоопарке

Труд в школе традиционно в почете. Мастерица-искусница, по совместительству библиотекарь Людмила Петровна занимается с ребятами тестопластикой и бисероплетением, учит вышивать и делать красивые панно из пластилина. Все без исключения девочки и мальчики, любят урок домоводства. А на первом этаже – мастерская, где желающие могут выпиливать модели: «Влад из фанеры делает танк, – похвасталась бабушка. – Сам высчитывает, чертит, потом пилит». Саша и Кира из 6 «Б» занимаются вышиванием: Саша недавно сделал очень красивый браслет, а Кира, которая совсем недавно впервые взяла иголку в руки, сшила игрушку – лошадь. «Для нее труд – это один из главных уроков, на который ни в коем случае нельзя опаздывать», – поделилась мама Киры.

Недавно после урока истории Кира задумчиво поведала маме: «Знаешь, были существа разные. Те, которые трудились, стали, как мы. А остальные – в зоопарке».

Как рассказала психолог Людмила Голубева, профессиональной ориентации в 532-й школе всегда уделяли немало внимания: с 7 класса ребят знакомят с многообразием мира профессий, учат адекватно оценивать свои возможности, рассказывают о Трудовом Кодексе, объясняют, как писать резюме и оформлять документы при устройстве на работу. «Мы проводим профессиональное тестирование, индивидуальные беседы и групповые игры, организуем экскурсии на предприятия, – перечисляет психолог. – А кроме того, в 9 классе немало работаем с родителями, у которых не всегда адекватный взгляд на возможности детей».

Как правило, колледж своим выпускникам в школе подбирают индивидуально – ездят туда вместе с ними, знакомятся с условиями учебы и работы, отвечают на вопросы. «Мы стараемся своих ребят отправить учиться дальше по 2-3 ученика вместе, – говорит Голубева. – Те, кто успел сдружиться, лучше себя чувствуют в незнакомой обстановке вместе».

Профессиональный маршрут

Общеобразовательные школы, в которые Кремнева обратилась с предложением объединяться, коррекционку гордо отвергли. И тогда она стала обзванивать колледжи. Московский колледж малого бизнеса №4 пошел навстречу, поскольку уже имел опыт обучения ребят с инвалидностью по ряду специальностей. Следом к новому образовательному объединению подтянулась 1406-я школа для глухих и слабослышащих, работающая по обычным программам, затем закрытая за малочисленностью общеобразовательная, потом высказал заинтересованность инклюзивный детский сад.

Мы фактически получили возможность выстроить ребенку образовательный маршрут вплоть до получения профессии и трудоустройства, – рассказывает Кремнева. – Программы будут самые разные, обычные и адаптивные. В будущем мы планируем, что в одном из зданий расположится начальная школа с инклюзивными классами, в другом будут учиться ребята с 5 по 9 класс, а затем 10 и 11 отправятся в колледж: кто-то за начальным профессиональным образованием, кто-то – за средним образованием и профессией.

Пока все это – планы и перспективы. Но формально объединение произошло, 532-я стала структурным подразделением колледжа, и там уже знают, кто придет к ним учиться. Ориентируясь на ребят с особенностями развития, колледж предлагал три профессии, сборщик обуви, вышивальщица и цветовод-озеленитель. Сейчас там готовы начать обучать студентов переплетному и картонажному делу (для этого специально закуплена мини-типография), а также столярному и слесарному мастерству (тоже закупается оборудование). С помощью специалистов бывшей 532-й колледж теперь имеет возможность разделить специальность на несколько компонентов, с учетом, например, особенностей тех ребят, которые передвигаются с трудом, но хотели бы заниматься флористикой. Помимо этого, колледж предлагает обучение профессии бухгалтера и товароведа, специалиста по компьютерным технологиям и менеджера коммерческих структур.

Коррекционный кадетский корпус с языковым уклоном

Многие родители, как огня, боятся любых слияний и объединений образовательных учреждений. По умолчанию принято считать, что любое объединение наносит непоправимый урон сложившейся образовательной среде, уничтожая все существовавшие ранее плюсы и углубляя минусы. Как педагогическую страшилку рассказывают про коррекционный детский сад, который начальство, не глядя, объединило с кадетским корпусом – по территориальному признаку.

«Да, такая история имела место у нас в Марьино», – улыбается начальник окружного управления образования ЮВАО Любовь Олтаржевская, педагог и директор школы со стажем, одна из апологетов инклюзивного образования в Москве.

По ее словам, в большом районе, застроенном многоэтажками, рядом, буквально забор в забор, расположились коррекционный и обычный детские сады, школа с кадетскими классами и языковая гимназия. «А если ребенок не коррекционный, но языковую программу не потянет и при этом не хочет маршировать? Куда ему деваться?» – задает вопрос Олтаржевская и объясняет, что руководителям всех четырех учреждений предложили объединиться в образовательный центр, где каждый желающий мог бы найти себе программу по вкусу: кадетскую, общеобразовательную, языковую. В обычном детском саду появилась возможность принять больше детей – с адресной коррекционной поддержкой тех, кому это необходимо. Специалисты и методики коррекционного детсада – мощный ресурс поддержки для всех детей в рамках образовательного центра, возможность разработки индивидуального подхода и выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

«Образовательный комплекс – это новый уровень понимания образования, это ступенька к инклюзии, – считает Олтаржевская. – В крупном образовательном центре, с одной стороны, все дети учатся вместе, а с другой – есть возможность, в том числе и финансовая, организовать ребенку индивидуальные занятия по требуемому профилю».

По мнению специалистов, создание образовательных комплексов, в состав которых входят коррекционные образовательные учреждения, даст возможность обеспечить условия не только детям с инвалидностью, но и так называемым «обычным» ученикам общеобразовательных школ, многим из которых тоже нужен особый подход. Если этому уделить внимание в начальной школе, то можно избежать целого ряда проблем, которые появляются у ребенка в средней, считает Любовь Олтаржевская.

…Сегодня общеобразовательная школа сталкивается с целым рядом разнообразных сложностей: от лавины информации, которая обрушивается на детей из самых разных источников, до выстраивания взаимоотношений с детьми мигрантов из других регионов и даже государств. Новая реальность требует новых подходов и к образовательному, и к воспитательному процессам. Особые условия и сопровождаемая социализация нужны не только детям с инвалидностью, сегодня в них не меньше нуждается и так называемый благополучный ребенок.

Поэтому просто отгородиться от изменений, которые происходят вокруг, уже не получится. Придется включаться.