Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

В нашем обществе существует множество способов получать информацию и общаться с людьми с инвалидностью, но большинство из них построены таким образом, что люди с инвалидностью воспринимаются как нечто необычное и инородное в обществе.
Такое положение вещей складывалось годами, и изменить его за короткий срок времени практически невозможно, но все же начинать следует. И начинать нужно с детей, как с наиболее «открытой» и способной к диалогу части общества, к тому же, они любят узнавать новое.

Дети – это наше будущее, поэтому важно, чтобы у них уже с раннего возраста сформировалось правильное представление о людях с инвалидностью, чтобы они не боялись и не жалели инвалидов.

Большинство учащихся, их родители и даже некоторые педагоги зачастую не знают о том, что в их школе на дому обучаются дети-инвалиды. Недостаточное информирование и стереотипное отношение к инвалидам лишают детей возможности совместного обучения или просто общения со сверстниками, ограничивая тем самым круг общения детей с инвалидностью и развивая в них комплексы.

РООИ «Перспектива» уже несколько лет проводит в общеобразовательных школах занятия по пониманию инвалидности, в ходе которых мы стараемся способствовать формированию у школьников адекватного отношения к людям с инвалидностью.
Школьные занятия построены таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими ребятами.

В ходе занятий мы используем интерактивные методы работы, которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Мы рассказываем детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые люди с инвалидностью проводят подобные занятия, так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к людям с инваидностью, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.

Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий мы часто используем наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Тематика занятий одинакова для всех возрастов учеников, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных возрастных группах.

Программа занятий для учеников 2-4, 5-8, 9-11 классов:

  • Стереотипы по отношению к инвалидам
  • Подходы к пониманию проблем инвалидности (традиционный /социальный)
  • Безбарьерная среда для инвалидов (психологические и физические препятствия)
  • Совместное обучение детей-инвалидов и детей без инвалидности
  • Язык и этикет в общении с инвалидами

Весь опыт проведения занятий по пониманию инвалидности в школах показывает, что дети начинают относится к людям с инвалидностью ни как к чему-то необычному или страшному, а как к обычным людям. И чем больше людей будет придерживаться такого мнения об инвалидах, тем меньше проблем будет возникать в нашем обществе.

Цитаты детей и учителей, которые принимали участие в наших занятиях:

«По нашему опыту, мы считаем, что проведение подобных занятий в общеобразовательных школах – необходимо. Эти уроки изменили отношение детей к людям с инвалидностью, сломали существующие стереотипы. Ученики перестали бояться говорить об инвалидах».
Директор средней школы № 783
Голомазова Г.В.

«Сегодняшняя ваша работа – это большой вклад в будущее детей XXI века. Чаще и больше людей задействуйте в этой работе, и будущее будет вам за это благодарно.»
Педагог школы № 672
Дорсман Е.М.

«Я бы хотела подружиться с моим сверстником с инвалидностью, мы бы с ним играли, гуляли, смотрели кино, если надо я могла бы помочь моей подруге.»
Ученица 4 «А» класса, школа № 305
Катя Грищенко

«Я никогда не думала, что инвалиды могут заниматься разными видами спорта, тем более работать и заводить семьи, теперь я знаю, что все это они могут делать также, как и все остальные люди. Мне очень понравились занятия и ведущие.»
Ученица 3 «Б» класса, школа № 302
Маша Антипова

Фотографии со школьных занятий - январь 2007

Буклет "Уроки Доброты":

в формате PDF открыть (1 421 Кб)

в формате JPG стр.1 (183 Кб), стр.2 (211 Кб)