Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности.

1.1.  Что такое инклюзия в образовании

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: 

  • потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
  • потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
  • потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. 

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. 

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. 

1.2 Социальный подход к пониманию инвалидности

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как

нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает: 

  • причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
  • причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки. 

Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов (2006): 

«Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». 

При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения. (см. Рис. 1.1). 

Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования. 

Рис. 1 Различные подходы в образовании: медицинский (ребенок как проблема) и социальный (система образования как проблема)

 

1.3. Барьеры в образовании

Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки. 

Но еще более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами.

Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства. 

Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии. 

Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо: 

  • не только изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности;
  • не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями;
  • но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ. 

1.4. Интеграция и инклюзия в образование

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. Суть постепенного перехода от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации школьной системы образно представлена на Рис. 1.2. 

Сопоставив эти различные модели организации школьного обучения, можно сделать вывод о том, что при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся. 

Интеграционный подход, который имеет свою длительную историю развития в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования. К сожалению, при таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. Основным ограничением интеграции стало то, что при этом не происходит изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось

основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия». 

Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают. 

Рис. 1.2 Различная организация системы образования: общее/специальное — интегрированное — инклюзивное

 

 

1.5. Инклюзивное образование как реализация права

Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают. 

Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира,цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕ СКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине: 

  • Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948).
  • Декларация прав ребенка (ООН, 1959).
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕ СКО, 1960).
  • Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969).
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971).
  • Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975).
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1979)
  • Санбергская декларация (ЮНЕ СКО, Торремолинос, Испания, 1981).
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982).
  • Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989).
  • Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990).
  • Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН, 1993).
  • Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994).
  • Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997).
  • Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000).
  • Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006).

Эти международные правовые акты, как и современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п.

Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования». 

Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятая «Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество»

Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г. 

Инклюзивное образование по своей сути противодействует дискриминационным воззрениям на образование детей, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств, и потому оказывается единственной возможной нормой всеобъемлющего выполнения антидискриминационных международных правовых актов (подробнее – см. Приложение № 1.1 «Правовые основы инклюзии в образовании»). 

Возможность реализации инклюзивного подхода уже заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования. 

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.1 ст.5). 

Действующий закон РФ «Об образовании» позволяет осуществлять образование детей с ограниченными особенностями здоровья: 

  • родители и законные представители ребенка наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного учреждения по месту жительства семьи – согласно п.1 ст.52;
  • по заключению психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК), но только с согласия родителей (законных представителей), допускается направление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) – согласно п.10 ст.50. 

Анализ состояния законодательства Российской Федерации в области образования свидетельствует, что инклюзивные подходы в образовании в современной России принципиально возможны и не запрещены, но практически трудно реализуемы: им препятствуют отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и финансового обоснования, инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними воззрениями и стереотипами. 

Рис. 1.3 Правовые основы инклюзивного образования 


2012
В мае 2012 года Государственная Дума Российской Федерации принимает закон о ратификанции Конвенции ООН о правах инвалидов.
3 мая закон был подписан Президентом РФ Д.А. Медведевым.


2010
В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступила к практической работе по изменению российского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции. Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года. 


2008
24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации:
«Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных … образовательных учреждениях, … не являющихся коррекционными, … в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития». 


2006
Конвенция о правах инвалидов
Основана на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.
В Преамбуле сформулирован социальный подход к пониманию инвалидности: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами».
В Статье 24 «Образование» зафиксированы понятие «инклюзивное образование» и обязательство государств-участников обеспечивать «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». 


1994
Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями
Признаны «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».
Заявлено:

  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

Обращение «ко всем правительствам»:

  • принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования.

Призыв к международному сообществу:

  • одобрить подход, заключающийся в обучении в инклюзивных школах. 

1993
Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов
Правило 6. Образование.
Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать условия, при которых образование инвалидов будет являться неотъемлемой частью системы общего образования.


1992
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266–1
В ст.52, п.1, за родителями закреплено «право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения».
В ст.50, п.10, утверждается, что направление в специальные образовательные учреждения осуществляется «только с согласия родителей (законных представителей)».


1990
СССР подписал и ратифицировал Конвенцию о правах ребенка
Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года.
Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей
«Необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования».


1989
Конвенция о правах ребенка
Закреплено право всех детей на образование без какой-либо дискриминации:

  • целью провозглашается «постепенное достижение осуществления этого права на основе равных возможностей».

1982
Всемирная программа действий в отношении инвалидов
Это первый документ ООН, в котором сформулированы основные принципы отношения к людям с инвалидностью:
«Создание равных возможностей означает процесс, с помощью которого такие общие системы общества, как … доступ к образованию и …, делаются доступными для всех.
… в значительной мере именно среда определяет влияние дефекта или инвалидности на повседневную жизнь человека.
… общества должны выявлять и устранять барьеры, препятствующие полному участию инвалидов.
Так, обучение должно происходить, по возможности, в обычной школьной системе…»


1971
Декларация о правах умственно отсталых лиц
Заявлено право каждого человека с умственной отсталостью на «образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности».


1960
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования
Выражение «дискриминация» определено как «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение».
К дискриминации отнесено также «создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц» в тех случаях, когда это не соответствует «выбору родителей или законных опекунов учащихся».


1959
Декларация прав ребенка
Принцип 1.
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации…
Принцип 7.
Ребенок имеет право на получение образования... Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.


1948
Всеобщая декларация прав человека
В Статье 26 закреплено право всех на обязательное бесплатное начальное образование, «доступное для всех на основе способностей каждого».
При этом:
«Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам».  
Отдельные законодательные инициативы ряда регионов Российской Федерации в отношении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Самарская область, Архангельская область, Республика Карелия, город Москва) являются достаточно эффективными в плане преодоления законодательной «инерции» федерального уровня и частично будут рассмотрены ниже, в соответствующих разделах данного издания.

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.
Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) является исключительно важным правовым документом: до принятия этой конвенции права людей с инвалидностью никогда не были закреплены в едином
международно-правовом документе. Конвенция о правах инвалидов как первый документ о правах человека в новом тысячелетии несет концептуальные изменения по отношению к людям с инвалидностью, так как она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.
Как международный документ Конвенция о правах инвалидов зафиксировала итог исторического развития международного права в области образования: от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве каждого человека на образование до обязательства государств, членов ООН, обеспечить реализацию этого права через инклюзивное образование
Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. К 2011 году Конвенцию подписали 147 государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, из которых 99 стран уже ратифицировали этот международный документ.5 Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов 24 сентября 2008 года.

В настоящее время в России идет подготовка к ратификации Конвенции: 

Из Пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов» от 8 декабря 2010 года: «В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения – обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции…

Датой вступления в силу статей закона, не требующих для их реализации создания дополнительных правовых и других условий, предусматривается установить 1 июля 2012 года».

Установленные даты принятия необходимых изменений в целом ряде Законов Российской Федерации – с 1 января 2013 года и с 1 июля 2013 года. 

Принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006):

  • уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация;
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • доступность;
  • равенство мужчин и женщин;
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.

Статья 24 Конвенции о правах инвалидов, посвященная образованию, прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Это означает, что государства-участники Конвенции, руководствуясь принципом недискриминации, и на основе равенства возможностей обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Эта же статья устанавливает достаточно строгие рамки обеспечения инклюзивного образования через предоставление доступа к бесплатному начальному и среднему образованию внутри системы общего образования и по месту жительства, а также разумное приспособление среды и индивидуализированную поддержку учебного процесса.

Статья 24 Конвенции также предполагает, что при обучении и освоении жизненных и социализирующих навыков лицами с инвалидностью будут использоваться различные способы коммуникации, в том числе альтернативные, а само обучение будет проводиться с использованием наиболее подходящих для индивидуума языка, методов и способов общения и в среде, максимально обеспечивающей усвоение знаний и социальное развитие.

Практическая реализация положений Конвенции предполагает значительные усилия со стороны государственных и неправительственных организаций, педагогического сообщества, родителей. Но необходимость этих усилий и активных целенаправленных действий по развитию инклюзивных подходов в интересах обеспечения прав детей с инвалидностью на образование сейчас, как никогда, актуальны и очевидны. 

Выводы

1. Инклюзивное образование является компонентом реализации социального подхода в понимании инвалидности и права на образование для лиц с инвалидностью, закрепленным во многих международных правовых документах.

2. В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности. 

«Из истории развития инклюзивных подходов в странах Западной Европы и СНГ»

Анонсы