Лучшие инклюзивные практики в массы!

В Молодежном центре «Восход» в Химках состоялся Фестиваль лучших инклюзивных практик. Он проводился в рамках совместного проекта «На урок – вместе» РООИ «Перспектива» и Ingka Centres в России при поддержке Ассоциации Инклюзивных школ.

В течение двух месяцев педагоги, участвующие в проекте «На урок – вместе» и развивающие инклюзию в школах и детских садах Москвы и Московской области, присылали на конкурс свои проекты. Экспертное жюри оценивало инклюзивные практики в трех номинациях: в области дошкольного, начального и среднего образования. Шестеро финалистов представили свои проекты на Фестивале Инклюзивных Практик. Их выступление еще раз доказало, что инклюзия – неотъемлемая часть образования в целом, а кропотливый творческий труд учителей может служить наглядным пособием для коллег, тиражироваться и применяться в педагогической практике.

Лучшие инклюзивные практики в массы!

«Спасибо вам за то, что вы открыты для новых идей, – обратилась к участникам председатель РООИ «Перспектива» Денис Роза.Для нас важно, чтобы люди с инвалидностью участвовали во всех сторонах жизни и имели те же возможности, что и у всех людей, но без качественного образования этого быть не может. Поэтому больше 20 лет мы продвигаем идею инклюзивного образования. Раньше при слове «инклюзия» все смотрели на нас, как на марсиан, а теперь оно звучит повсюду».

Члены жюри, эксперты в области инклюзивного образования: председатель РООИ «Перспектива» Денис Роза, гостья из Швеции Кристина Рекс, координатор отдела по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» Анна Михайленко, эксперт Ассоциации инклюзивных школ и начальник отдела по сопровождению федерально-государственных образовательных стандартов городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы Ольга Егупова поздравили лауреатов Фестиваля. В номинации «Лучшие инклюзивные практики в области дошкольного образования» победителем был признан детский сад «Аистенок» из Химок, лучшей инклюзивной практикой в области начального образования стал Аэрокосмический лицей №13, а награду за лучшую инклюзивную практику в области общего и среднего образования получил сходненский лицей №21.

Лучшие инклюзивные практики в массы!

На большом экране яркое солнце и облака, башни Кремля, самолеты, разноцветные парашюты – ожили детские рисунки. А какой же мультик без музыкального сопровождения! Знакомую многим песенку про «солнечный круг, небо вокруг» воспитанники детского сада «Аистенок» исполняют на жестовом языке. Воспитатели Ирина Канесева и Мария Коротаева задумались: почему бы не использовать этот язык не только как средство коммуникации, но и как пальчиковую гимнастику, развивающую моторику рук и позволяющую совмещать и речь, и движение. Проект «Логомультик», ставит своей целью развитие речи, слуха, артикуляции, зрения, а также объединяет ребят в совместной творческой деятельности. Вместе с воспитателями малыши выбирают тему, у каждого своя роль в общем деле – все это подстегивает самостоятельность, мотивацию, и заинтересованность.

«Наш проект в первую очередь логопедический. Сад посещают дети с РАС, нарушением речи, слуха, – говорит Ирина Канесева.Материал для мультиков дети создают сами. Это поделки из песка и пластилина, рисунки. Первый мультфильм дети сделали из песка и воды и озвучили историю, где нужно было использовать счет.»

Лучшие инклюзивные практики в массы!

Социальный педагог Юлия Шульдешова из Аэрокосмического лицея № 13 из г. Химки, рассказала про опыт построения индивидуальных образовательных маршрутов для учеников с инвалидностью. Одной из первых таких учениц стала девочка Рада с ДЦП. Врачи говорили, что интеллект у девочки в норме и она может учиться в общеобразовательной школе по индивидуальной программе. Стали приходить в лицей и другие дети – с РАС, с ДЦП. Но вот как создать эти индивидуальные программы? «РООИ «Перспектива» взяла нас под свой патронаж, – рассказала Юлия. – Мы стали проводить мероприятия – Уроки доброты, Дни инклюзии, фотомастерскую, праздники и экскурсии, выезжали все вместе на фестиваль «Кино без барьеров». Все дети с инвалидностью и без участвовали в мероприятиях на равных. Со временем появилось больше профессиональных пособий по инклюзии, мы оборудовали ресурсную комнату с разнообразными средствами релаксации. Дети поддерживают своих сверстников с инвалидностью, не только помогают им в учебе, но даже могут заступиться за них перед учителем, если им кажется, что его требования слишком строгие».

Зачастую мамы приводят детей в класс на час или два и готовы их забрать домой при первой же возникшей проблеме. Образование видится некоторым родителям как бы «необязательным», дети не могут полностью социализироваться и все равно остаются привязанными к дому. В планах Аэрокосмического лицея – организовать группу дневного пребывания для детей с инвалидностью с тьютором или дневным воспитателем, чтобы и родителей немного разгрузить, и детей приучить к самостоятельности. Что же касается Рады, то сегодня девочка проходит экзамены в пятый класс московской школы 6 вида. Она отлично общается с друзьями с помощью коммуникатора, приобретенного для нее благодаря проекту «На урок – вместе».

Лучшие инклюзивные практики в массы!

Пример Аэрокосмического лицея – не единственный. Все школы и детские сады, участвующие в фестивале, могут гордиться подобными историями успеха своих учеников. Педагоги 21-го лицея из Сходни Надежда Антонова и Лидия Валенкова рассказали о двух школьницах – Даше Кухарчук, одаренной юной художнице, ставшей лауреатом именной стипендии губернатора Московской области, и Саше Ермолиной, которая тоже пишет картины и занимается конным спортом, берет призовые места на соревнованиях. «Без барьеров и преград» – под этим девизом в школе проходят мероприятия, помогающие всем детям раскрыть индивидуальные способности.

«Я всегда радуюсь, когда появляются новые педагоги, поддерживающие инклюзивное образование, отрадно, что растет число школ, встающих на этот путь, – отметила член жюри Ольга Егупова. – Это увеличивает шансы семьи на полноценную жизнь: не нужно возить детей куда-то далеко, забирать их из семей и переселять в интернаты. Чем больше инклюзивных школ, тем более доступно образование рядом с домом, а значит, и надежда, что дети с инвалидностью будут полностью включены в общество».

Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы! Лучшие инклюзивные практики в массы!

___________________________________
Торговые центры МЕГА www.MEGA.ru

— проект компании Ingka Centres, которая отвечает за развитие и управление недвижимостью ИКЕА в России. Ingka Centres входит в Группу компаний Ингка. На сегодняшний день в 11 крупнейших регионах России открыты 14 торговых центров МЕГА. В состав всех торговых центров МЕГА входит магазин ИКЕА. В 2018 финансовом году (с 1 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года) торговые центры МЕГА в России посетили 246 миллионов человек.

Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» основана в 1997 г. Сегодня «Перспектива» является одной из ведущих некоммерческих организаций, отстаивающих права людей с инвалидностью в России.
Наша миссия – добиться полного включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества, улучшив качество их жизни, предоставляя услуги людям с инвалидностью и отстаивая их права. Дополнительную информацию можно найти на сайте www.perspektiva-inva.ru

Анонсы