Актуальные вопросы развития инклюзивного образования: делимся опытом

11–13 февраля 2019 г. состоялась встреча Национальной Коалиции «За образование для всех!». Мероприятие объединило руководителей общественных организаций, представителей родительских сообществ и экспертов – 24 участников Коалиции из 15 регионов России, собравшихся, чтобы обсудить актуальные вопросы и проблемы инклюзивного образования и донести их до представителей власти. С 2005г. РООИ «Перспектива» координирует деятельность Коалиции, в которую входят общественные организации людей и родителей детей с инвалидностью более чем из 30 регионов России. За эти годы осуществлено более 600 проектов по продвижению инклюзивного образования.

Денис Роза, председатель РООИ «Перспектива»: «Инклюзивное образование необходимо всем: детям с инвалидностью и без. Каждый ребенок должен быть включен в общество. Общественные организации и представители образовательных учреждений и федеральной власти – только сообща мы можем прийти к реальным решениям на пути к качественному инклюзивному образованию».

Коалиция продвигает на федеральном, региональном и местном уровне развитие инклюзивного образования в образовательных учреждениях, проводит общественную кампанию «Дети должны учиться вместе!» и транслирует успешный опыт реализации права детей с инвалидностью на обучение по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности.

Николай Малофеев, директор Института коррекционной педагогики РАО: «За 14 лет существования Коалиции накоплен блестящий опыт и каждая такая встреча – на вес золота. Каждый из присутствующих может рассказать, как решаются проблемы на местах – для кого-то задача уже решена, а у кого-то подобный вопрос еще открыт. У «Перспективы» великолепная специфика – весь позитивный опыт моментально распространяется по регионам. Благодаря этому система инклюзивного образования в России работает по армейскому принципу: все движутся единым фронтом». 

Встреча Коалиции – площадка по обмену лучшими практиками инклюзивного образования. В первый день участники делились успехами и проблемами на местах. Были выявлены общие тенденции, актуальные для всех регионов. По словам Галины Григорьевой, председателя правления Карельской региональной общественной организации «Служба социальной реабилитации и поддержки «Возрождение», в более 70% школ отсутствуют специальные образовательные условия для детей с особенностями развития и не представляется гарантированное количество часов обучения на дому, а в основе рекомендаций ПМПК – не потребности ребенка с особыми образовательными потребностями, а заключение врача.

Актуальные вопросы развития инклюзивного образования: делимся опытом

Наталья Авилочева, председатель Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов по Московской области: «Наша задача – подтянуть компетентность родителей в вопросах реализации прав их детей. Они знают, что могут отдать ребенка в ближайшую школу, а что там будет с ним происходить, как должно быть организовано его обучение – под большим вопросом. Родителям приходится становиться профессионалом в области образования, здравоохранения и реабилитации ребенка. Поэтому встреча Коалиции – это возможность получить уникальный опыт коллег со всей страны.»

Второй день был посвящен стратегическому планированию: общим голосованием было решено в первую очередь донести до чиновников проблемы, связанные с качеством образования и подготовки специалистов. Этот вопрос стал одним из ключевых в итоговом обсуждении в третий день на Круглом столе: «Актуальные вопросы развития инклюзивного образования. Опыт Москвы и регионов», куда были приглашены представители Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, директор Института проблем интегрированного образования МГППУ Светлана Алехина, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко и председатель Регионального отделения ВОРДИ Московской области Наталья Авилочева.

Екатерина Молюкова, менеджер проектов отдела образования РООИ «Перспектива»: «Радостно то, что сегодня на круглом столе мы говорим уже не о необходимости инклюзивного образования, а о качественном инклюзивном образовании. Несмотря на очевидные успехи, есть сложности и проблемы, которые отмечают все участники. Мы считаем, что необходимо менять подходы к повышению квалификации, делать акцент на ценности инклюзивной культуры, а не сводить повышение квалификации к освоению «специальных» методик.»

Актуальные вопросы развития инклюзивного образования: делимся опытом

Условия для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями напрямую зависят от государственного финансирования. Во многих регионах местное законодательство не приведено в соответствие с федеральным, из-за этого возникает большая разница в бюджете на реализацию инклюзивным программ по стране.

Людмила Веко, председатель НРООПДиМ «Верас», г. Нижний Новгород: «Есть конкретные практические вопросы, которые стали наиболее понятны. На примере наших коллег из Воронежа появилась ясность, как можно реализовать эффективные доказательные технологии инклюзивного образования с учетом разницы в финансировании в регионах».

Резолюция по итогам встречи будет направлена в Министерство просвещения и в Министерство науки и высшего образования. Один из ее основных пунктов – рекомендация утвердить подушевое финансирование обучения детей с особенностями развития для организации образовательного процесса, привязанное не к типу образовательного учреждения или к типу специального варианта обучения, а привязанное к особым образовательным потребностям ученика. Также качественное инклюзивное образование предполагает повышение квалификации и разработки тарифов почасовой оплаты труда сотрудников образовательных учреждений.

Светлана Алехина, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ: «Круглый стол — это встреча людей, которые живут одной задачей и стремятся к единой цели всегда имеет серьезный эффект. Он находится в головах и мышлении, в способности принимать решения. Мы разойдемся, коллеги разъедутся по регионам, и все, о чем мы тут говорили, будет новыми мотивами, новыми решениями и новыми действиями. Коалиция «За образование для всех!» – это большая гражданская ценность».

Актуальные вопросы развития инклюзивного образования: делимся опытом Актуальные вопросы развития инклюзивного образования: делимся опытом Актуальные вопросы развития инклюзивного образования: делимся опытом Актуальные вопросы развития инклюзивного образования: делимся опытом

Анонсы