Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

С 23 по 27 апреля 2012 года РООИ «Перспектива» совместно с партнерской организацией Hilfswerk Austria International организовали учебную поездку в Австрию г. Вену для педагогов дошкольного образования из 6 регионов России (Москва, Воронеж, Томск, Самара, Улан-Удэ, Сыктывкар, республика Коми).
Учебная поездка проводилась в рамках проекта «Создание движения за инклюзивное образование в России», при продержке ЕС-Россия. http://eeas.europa.eu/delegations/russia
 
Цель поездки: Знакомство с системой оказания услуг в области раннего вмешательства и развития детей с инвалидностью на примере национальной сети Hilfswerk (HWA), посещение инклюзивных детских садов, школ, встречи с учителями, родителями, представителями органов власти для  знакомства с  методами инклюзивного образования и проводимой в его отношении политикой.
 
В поездке приняли участие 7 человек, заведующие, воспитатели дошкольно-образовательных  учреждений, директора школ. 
 
Российскую группу принимала Джулия Вебер (Julia Weber) – руководитель социальных программ, проектов по защите прав детей организации Hilfswerk Austria International. Организация «Hilfswerk» предоставляет широкий спектр услуг в Австрии, а также оказывает поддержку социальным программам во многих странах мира.
 

За четыре дня пребывания в г. Вене российская группа посетила Венский Центр Социального обслуживания по раннему включению и развитию, инклюзивный детский сад, начальную школу и школу для слабослышащих детей, центр по работе с аутичными детьми, ассоциацию  «Integration Vienna», приняли участие в семинарах по ранней поддержке и методологии.
 
Участники поездки ознакомились с моделью раннего вмешательства в дошкольном возрасте, узнали об интегративной образовательной вертикали в Австрии.
 
1. дети до 6 лет посещают или лечебные классы/группы, или интегративные классы/группы (с 2,5 лет). Если ребенок не может посещать учебное заведение - специалисты выезжают на дом (1,5 часовая одно дневная встреча в неделю), если ребенок болен - в больницах также ему будут осуществляться образовательные услуги.
 
2. 3 года назад был введен закон, согласно которому каждый ребенок должен пройти обязательное годовое дошкольное образовательное учреждение. 

При посещении  Ассоциации  "Integration Vienna"  участникам удалось познакомиться с основными знаковыми процессами в реализации интегративного подхода в Австрии - этот подход зародился в 1986 году, с обращения 5 семей, в которых воспитывались дети с инвалидностью школьного возраста в департамент по школьному образованию с заявлением об ущемление конституционных прав их детей. На данный момент в Вене есть 360 детских садов, берущих к себе на обучение детей с инвалидностью, в Вене есть 12 детских садов и 682 школы, работающих по принципам интегративного образования  и эти цифры остаются стабильными уже на протяжении 4 последних лет.
 
При посещении Центра по работе с детьми с аутизмом между участниками возникла большая дискуссия о причинах, диагностике, способах работы с детьми, имеющими диагноз "РАС" или "РДА". Австрийский коллега рассказал, что у них некоторые ученые и специалисты придерживаются теории генетического пренатального развития. Еще в процессе беременности семье предлагают пройти ряд ранних диагностических тестов и тем самым подготовить семью и ближайшее окружение к рождению особого ребенка и/или же обязательный медицинских осмотр в первые 14 дней после рождения ребенка на предмет какого-либо аномального развития. В дальнейшем, с согласия родителей, данные о семье и ребенке с инвалидностью вносятся в специальную базу, что гарантирует им назначение необходимого пособия, назначение, как домашних, так и проводимых в центрах занятий по лечебной педагогике.
 

При посещении инклюзивного детского сада участникам была дана информация об особенностях комплектования интегративных групп - всего в группе находится 20 детей (группы, как правило - разновозрастные), из них 16 детей без инвалидности и 4 ребенка с ОВЗ разного уровня развития.
 
При посещении начальной школы участникам была представлена возможность воочию увидеть кардинально отличающийся от нашей школьной системы способ преподнесения информации очень разным детям - помимо разницы детей по возможностям здоровья, тут же осуществлялась интеграция в области немецкого языка, т.к. большинство детей являлось детьми семей эмигрантов. Большой опорой является опора на качественную социализацию детей, а в дальнейшем - и на их самостоятельность. После просмотра занятий, участники встретились с педагогами и родителями и смогли задать им вопросы по возникающим у них трудностям.
 
Встреча с сотрудником интегративного центра дала участникам возможность выяснить способы и методы работы с родителями и обществом в целом.
 
Впечатления некоторых участников поездки:
 
Анастасия Ефимова, старший воспитатель детского сада комбинированного вида № 288, РЦ ЮНЕСКО по инклюзивному образованию "Детский сад для всех!"
 
Интересным и полезным оказалось получения информации о комплексе мер, применяемых в Австрии по сопровождению ребенка с инвалидностью с момента пренатального развития до достижения совершеннолетия. Помощь и курация от государства - наличие льгот, пособий, больничной кассы, специального транспорта. От комитета по интегративному школьному образованию - повышение квалификации педагогов, организационные вопросы по предоставлению образовательных услуг семьи. Включенность различных служб в решение общей задачи - социальные службы, медицинские учреждения, правомочные общественные организации, комитет при департаменте и т.д. Было интересно узнать об особенностях интегративной системе в школе - наличие трех разных учебных планов, по которым могут обучаться дети. Оба педагога (педагог и специальный педагог) во время всего образовательного процесса выступают на равных ролях. А еще очень заинтересовало положение о главенстве позиции семьи в принятии решений.
 
Интересной находкой является получение знаний по организации работы выездных комиссий, специалистов, педагогов на дом. Это то, что нужно осуществлять в России, с ее очередями в различные учебные заведения и количеством и уровнем действительно хороших специалистов.
 
 
Елена Головина, учитель начальных классов и информатики, психолог. Мама ребенка с инвалидностью по зрению
 
Спасибо за  возможность получить  новую информацию,  познакомиться со специалистами, взять для себя много нового и главное применить это в работе!  
 
Хочу выразить слова огромной благодарности принимающей стороне и отдельное огромное спасибо Julie Weber и сотрудникам центра "Сontrast" за предоставленную возможность посетить данный центр, узнать об особенностях работы с детьми с нарушением зрения в Вене, познакомиться с техническими средствами реабилитации используемыми в работе, а так же посетить производство тифлотехнических средств.  Данные мероприятия не входили в основную программу поездки и были организованы с учетом наших пожеланий. 
 
Очень много информации предоставила Ассоциация "Integration Venna , Petra Pinetz - подробно рассказала об инклюзивном образование детей в Австрии. Меня удивила и восхитила работа сотрудников инклюзивного детского сада со сложными детьми, продуманность условий в лечебных группах,  увидела новые формы работы с детьми с множественными нарушениями.  Поразила созданная  доступная среда в инклюзивных школах.  Я получила новые знания по работе с аутичными детьми и планирую  применять полученный опыт в своей работе. Для меня было ново, то, что специалисты и в школах и в реабилитационных центрах показывают не только плюсы своей работы, но и говорят о том, что требует доработки, где нужны изменения.
 
Я планирую систематизировать материал по инклюзивному образованию для детей в Вене,  полученный от Австрийских коллег, и предоставить данный материал всем заинтересованным организациям. Увиденные приемы работы, материалы,  используемые в работе со сложными детьми,  элементы обустройства доступной среды- все это я намеренна донести до родителей детей, с которыми я работаю.
 
 
Наталья Артюшенко,  директор ПМПК города Томска, председатель Координационного совета по раннему вмешательству
 
Мои впечатления о системе образования детей с инвалидностью в Австрии. Позитивные аспекты в организации обучения детей:
 
1. Номативно-правовая база с четким механизмом реализации прав детей на образование, с гарантированным оказанием услуг семьям с детьми с инвалидностью
 
2.  Организация обучения детей - структура образовательных и реабилитационных учреждений: общеобразовательные учреждения, специальные педагогические центры, инклюзивное образование в соответствии с возможностями ребенка и пожеланиями родителей.
 
3.  Раннее вмешательство:- гарантированная помощь ребенку ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста (от 0 до 6 лет)и его семье в специальном педагогическом центре;- курирование семьи специалистом центра на постоянной основе.
 
 
Ольга Юркова, специалист по организации дошкольного образования, преподаватель дошкольной педагогики и психологии, учитель-дефектолог
 
Особенно хотелось бы отметить насыщенность, многогранность, наполненность программы нашего пребывания в Вене. Открытость, искренняя заинтересованность наших австрийских коллег в передаче опыта организации интеграционного обучения  детей дошкольного и школьного возраста способствовала  преодолению даже языкового барьера.
 
Государственная поддержка системы образования, комплектование, обеспечение кадрами, в том числе специалистами, взаимодействие с родителями, организация жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности ребенка и взрослого – вот  тот обширный  круг вопросов, которые мы могли обсудить вместе. При этом хотелось бы немного  больше получить информации по содержанию образовательного процесса в инклюзивных классах и группах.
 
Австрийские коллеги любезно поделились с нами некоторыми профессиональными хитростями, педагогическими приемами.  В свою очередь мы познакомим с ними наших коллег на Родине.