27 ноября малыши из подготовительных групп детского сада №1860 для слабослышащих побывали на одной из экспозиций музея «Гараж».
Узнав, что стены музея, и даже толстые круглые колонны вокруг, сделаны из бумаги, дошкольники были потрясены. Впрочем, для них это был вообще необыкновенный день, потому что вместо ежедневной садиковой рутины они сели в автобус и приехали в центр города, в удивительное место, где их уже ждали незнакомые, но очень интересные люди.
Экскурсовод Дарья простым и понятным языком рассказала ребятам о музее, а затем повела в зал. Здесь речь зашла о художниках – все ведь знают, как рисовать на бумаге? А эти художники вышли на улицу и стали рисовать на лицах… И это называлось чудным словом «перфоманс».
Малыши внимательно слушали, правда, по-разному, поскольку половина следила за быстрыми движениями рук Владислава Колесникова, сотрудника РООИ «Перспектива», переводившего рассказ экскурсовода на жестовый язык, да еще такой, чтобы было понятно пяти- и шестилеткам.
Перешли к стенду, где были нарисованы странные костюмы, придуманные актерами, которые не были актерами, но хотели играть, затем, в другом конце зала, заговорили о необычной музыке, сыгранной на кастрюлях, необычных декорациях… Зашла речь о том, как это интересно – быть художником и самому делать искусство.
Позже экскурсовод Дарья призналась, что, хотя ей и приходилось водить детские группы, с такими малышами она работала впервые и старалась подобрать слова и образы, понятные дошкольникам. Сложным моментом был рассказ о звуках, оркестре, однако, по словам Дарьи, у нее есть неслышащие друзья, и неловкость при попытках описать музыку словами ее уже не пугает. «Но это для меня как экскурсовода очень интересно и полезно, – поделилась Дарья. – Такая работа мне дает возможность профессионально развиваться».
Малышей сопровождали педагоги Анна Кулешова и Людмила Мачалкина. Поскольку практика посещения музеев группой детского сада довольно редкая, пришлось со всех родителей собрать письменные подтверждения согласия на изменение режима дня и поездку в центр города из Сокольников. Садик входит в образовательный комплекс со школой, таким образом нашелся и автобус.
«Мы очень благодарны музею «Гараж» за экскурсию, – поделилась Людмила Мачалкина. – Это у нас первый опыт, и, может быть, многое было сложновато для понимания – но ничего, позже, в группе мы еще раз все разберем, вспомним, поделимся впечатлениями, обсудим. Проблема в том, что нас с такими детками мало какой музей готов встретить. Как только узнают, что неслышащие, с инвалидностью – отказываются наотрез, несмотря на то, что мы предупреждаем, что приедем с педагогами и со своим переводчиком».
Музей «Гараж» с 28 ноября запускает короткий цикл экскурсий для незрячих и слабовидящих. Это, как и сотрудничество с «Перспективой», тоже первый опыт, начало, попытка дать возможность прикоснуться к искусству людям с инвалидностью, причем разного типа. «До 5 декабря мы предоставили несколько бесплатных экскурсий для групп «Перспективы», – рассказала представитель музея Анастасия Евтушенко. – Придут ребята среднего и старшего школьного возраста, с инвалидностью и без».
Сотрудник «Перспективы» Владислав Колесников, организовавший сотрудничество с музеем, сообщил, что на эту выставку придут ребята из программы «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью», а также участники фотомастерских «Строим мосты – Фотоаппараты в руках детей».
Тем временем в соседнем помещении музея малышей ждал очень вкусный обед, приготовленный специально для них.
А потом пришли музейные педагоги Виктория и Екатерина, мастера по изготовлению поделок из упаковочной пленки и разноцветного скотча, и вот тут каждый смог творить во всю мощь своей фантазии, и чувствовать себя настоящим художником.
Вика и Катя делали кошек, старательно крутили из пленки головы, обматывали скотчем туловище… Лева решил делать машину, но забыл, сколько надо колес, и с соседом Артемом долго на пальцах решал задачу. Сам Артем мастерил человека, а вот Лана и Вика решили слепить единорогов… Еще были ежик, похожий на черепаху, красноногая собака, еще две серебристые кошки. «Мы вообще-то первый раз занимаемся со слабослышащими ребятами, – призналась педагог Виктория. – Они совсем не отличаются от любых других детей, им все понятно».
От других детей этих малышей отличали только крохотные приборчики за ушками, да еще владение двумя языками – жестовым и обычным русским. А бегали и играли со своими поделками они точно так же, как и любые дети в их возрасте…