Сразу три занятия из общего цикла прошли в школе № 626. На первом уроке ребятам рассказали о правилах общения с людьми с инвалидностью – например, что вместо слов «слепой» или «глухой» правильнее употреблять «незрячий» или «неслышащий», а еще – что прежде чем оказать человеку с инвалидностью помощь, неплохо бы спросить, а нужна ли она ему.
Кроме того, на первом занятии речь шла о препятствиях, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью. Ребятам предложили подумать, какие можно сделать приспособления, чтобы преодолевать эти препятствия, а также обратили их внимание на уже существующие приспособления в нашем городе, объяснили их назначение (например, звуковые сигналы светофора и наличие желтой плитки у края дороги). Первый урок также запомнился школьникам игрой «Имитация», когда они сами пробовали представить себя на месте незрячего человека (с завязанными глазами) или человека с иной инвалидностью, путешествуя по классу на одной ноге или пытаясь застегнуть пиджак одной рукой.
Второе занятие было посвящено возможностям людей с инвалидностью. В ходе игры «Биржа труда» ребята подбирали различные виды профессий для людей с инвалидностью. Затем ведущие вспомнили вместе с ребятами знаменитых творческих и исторических деятелей, у которых была инвалидность, и подвели итог: инвалидность никак не мешает человеку стать успешным.
На третьем уроке школьники смотрели видеосюжеты о людях с инвалидностью и играли в игру «Верю – не верю»… «В этой школе было очень приятно проводить уроки, – отметила ведущая Юлия Кулешова. – И учителя, и ребята были по-настоящему заинтересованы в том, чтобы больше узнать о людях с инвалидностью, буквально впитывали информацию, которая давалась на уроках».
«Мне очень понравились игры, видео и подарки, – призналась Люба Лапшенкова из «2 «А». – А еще мне хотелось бы встретиться со знаменитыми людьми с инвалидностью».
Такой же цикл прошел в московской школе № 518, однако здесь ребята добрались уже до четвертого занятия, на котором рисовали «школу будущего». Потом команды авторов презентовали свою работу, рассказывая о придуманных ими усовершенствованиях городской среды. Четвероклассник Матвей, помимо командной работы, представил свой личный проект, отличающийся от работ одноклассников не только архитектурными приспособлениями для людей с инвалидностью, но и наличием в каждом классе школы будущего робота-тьютора.
По окончании урока ведущие подвели итог: все мы разные, но именно поэтому нам интересно общаться. А потом ведущий Александр Зайкин предложил ученикам попробовать пройтись по классу, закрыв глаза и используя специальную трость. Желающих было так много, что на это ушла почти вся перемена.
Аналогичные занятия прошли в 2001-й школе, но здесь ведущие сделали упор на проблемы неслышащих людей и рассказали ребятам сказку «Ведьма Винни» с переводом на жестовый язык. Саше Печенёвой из 2 «В» очень понравился жестовый язык, а еще впечатлили видеосюжеты и ролики. «А я очень много узнала нового о приспособлениях в городе для людей с инвалидностью, про язык Брайля, жестовый язык», – рассказала Эва Дробинина из 2 «А». По итогам уроков ее одноклассник Саша Громов предложил развешивать в школах плакаты о том, что может стать причиной инвалидности.
«Спасибо, что в нашей школе проводятся такие уроки, – поблагодарила учительница 2 «Г» Алла Михайловна Карзина. – Детям очень полезно получать такую информацию, обсуждать ее. Сильное впечатление произвели на ребят видеоролики. Такие уроки воспитывают в наших детях чуткость и уважительное отношение к людям с инвалидностью, тем более что в нашем классе есть ученики с инвалидностью. Хотелось бы, чтобы проведение таких уроков продолжалось. Огромное спасибо ведущим!».
По мнению учительницы 2 «Г» Анны Николаевны Смирновой, таких уроков должно быть больше.