Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

13-15 марта в столицу съехались представители 15 российских регионов, в которых работают НКО, связанные общей стратегией продвижения в нашей стране инклюзивного образования для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Конференция начала работу с рассказов и презентаций участников о том, как идет процесс включения детей с инвалидностью в обучение, какие существуют проблемы и какими успехами могут поделиться коллеги друг с другом. Например, Татьяна Поветкина из Воронежа, руководитель общественной организации «Искра надежды», рассказала о том, как в области изыскали возможность использовать ставки коррекционной школы для включения в образовательный процесс тьюторов для учеников с особенностями развития. По словам Поветкиной, у родительского сообщества и НКО сложилась весьма позитивная практика сотрудничества с местной властью, благодаря чему удается решить немало вопросов. «Родители давят на департамент образования, департамент – на директора, – рассказала Татьяна Поветкина. – А директор всегда может у себя в школе своей волей выделить нужные ставки». «Искра надежды» организовала в Воронеже «горячую линию», на которую звонят родители детей с инвалидностью, с особенностями развития, столкнувшиеся с ущемлением прав их детей или просто нуждающиеся в компетентном совете.

Галина Горбатых из Улан-Удэ поделилась с коллегами информацией об успехах: в Бурятии открылся второй центр ранней помощи для детей с нарушениями развития; на базе Санкт-Петербургского института раннего вмешательства удалось обучить 25 специалистов для пяти центров раннего вмешательства, чтобы родители детей с особенностями могли получать услугу ближе к месту проживания. При этом, по словам руководителя Регионального общественного фонда «Общество без барьеров», есть еще недопонимание на разных уровнях задач по созданию доступной среды: выделенные средства могу быть потрачены на ремонт крыши, замену окон, а вот закупка ноутбуков для обучения тех, кому сложно это делать обычным способом, вызывает нарекания и требует дополнительных разъяснений.

Почти все представители регионов отмечали такую проблему, как неготовность преподавательского состава к работе с детьми с инвалидностью. Несмотря на наличие нормативной базы, широкого разнообразия пособий, доступных тренингов, а с недавних пор – официально утвержденного ФГОС, среднестатистический учитель не ощущает себя компетентным и не хочет брать на себя непривычную, незнакомую ему деятельность. Здесь мог бы помочь профессиональный стандарт учителя, вступающий в силу в 2016 году – тогда за неумение работать с учеником с инвалидностью учителя можно было бы наказать.

Серьезную дискуссию вызвал вопрос дистанционных школ. В Уфе общественники закупили более 30 комплектов компьютерного оборудования, договорились с провайдером и, по согласованию с родителями, организовали обучение детей с инвалидностью. Однако у многих собравшихся представителей коалиции такой подход вызвал серьезные возражения: дистанционное обучение означает лишь доступность для ребенка образовательных программ, самое же основное, что призвана давать школа – навык социализации – при этом упускается, и пожелания блага для ребенка оборачиваются невосполнимыми потерями.

В Архангельске, как рассказал руководитель «Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области» Николай Мякшин, продвижение инклюзии идет чаще всего при поддержке прокуратуры. Некомпетентность педагогов нередко усиливается общей неграмотностью тех, от кого зависит обучение ребенка с инвалидностью. Например, в случае, когда такие дети живут в интернате, а не в семье, директор этого учреждения, по сути исполняя обязанности опекуна должен обратиться в ПМПК для составления образовательного маршрута детям. Но отсутствие межведомственного взаимодействия между представителями соцзащиты, органов управления образованием и здравоохранением чрезвычайно тормозит все эти процессы, особенно когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями развития.

О неграмотности тех, от кого зависит обучение детей с инвалидностью, говорил и руководитель самарской организации «Десница» Евгений Печерских. О том, что тьюторство закреплено законодательно, школы часто просто не знают, поэтому отсутствует даже запрос на тьюторов, пояснил он. При этом в Самаре очень много делается для просвещения и родительского, и педагогического сообщества – выпущен ряд специальных брошюр, посвященных тонкостям внедрения инклюзивного образования.

Обсуждали общественники и проблему адаптационных программ, их лицензирования и утверждения. На этом фоне вновь звучало сожаление, что учителя не готовы к самостоятельной адаптации программы к нуждам конкретного ученика, а ждут готовых решений, спущенных сверху.

По мнению Владимира Салита, лидера Томского общественного движения «Доступное для инвалидов высшее образование (ДИВО)», имеет смысл рекомендовать школам размещать на своих сайтах информацию о том, что в ней предоставляются образовательные услуги для детей с инвалидностью и нарушениями развития, чтобы облегчить родителям возможность выбора учебного заведения.

На конференцию Коалиции была приглашена Лариса Фальковская – руководитель отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ. Она рассказала собравшимся о том, как разрабатывались ФГОС для учащихся с инвалидностью для обучения в общеобразовательных школах. В составе нового стандарта – различные варианты образовательных программ, которые могут применяться в зависимости от сочетания нарушений у ученика. Кроме того, стандарт содержит не только образовательную часть, но и значительное количество элементов жизненных компетенций, поскольку это может оказаться важнее для детей с серьезными нарушениями интеллекта. Все было детально разработано и типологизировано именно для того, чтобы постараться дать учителям готовый инструмент. Оценивание также разбито на разные уровни: например, в некоторых случаях будут оцениваться не знания, а практические навыки, которые могут пригодиться выпускнику в овладении будущей профессией. Сроки обучения увеличены и приведены в засисимость от динамики.

Конечно, остается и немало вопросов ответы на которые будут даны в ходе апробации новых программ, а также на научно-практических форумах разного уровня. Причем Рособрнадзор получил указание не трогать те школы, где идет апробация новых методик. Также государственные органы рассчитывают на экспертную оценку общественных организаций людей с инвалидностью, причем в режиме постоянной работы, а не разовых акций, как и в случае организации проведения Уроков доброты, которые будут внедряться во все школы, так и в случае оценки ПМПК.

Участники конференции также обсудили разрабатываемый учеными мягкий рейтинг инклюзии, который представила собравшимся эксперт НИУ ВШЭ Татьяна Разумовская. Она рассказала, по каким параметрам идет формирование системы оценки и каким целям будет служить прежде всего. По ее словам, сами школы нуждаются в саморефлексии, чтобы оценить собственное продвижение в инклюзивном подходе к образовательному процессу, и для этого нужно смотреть на три основных показателя: среда, как физическая, так и «политическая», показатели практик (в том числе взаимодействие учителей) и культура, которая, впрочем, во многом оказалась представлена по другим направлениям.

Однако пока не очень понятно, каким образом этот внутренний рейтинг, необходимый для самих школ и корректировки избранного пути, будет коррелировать с общераспространенными рейтингами школ, которые ранжируют учебные заведения по очень конкретным внешним показателям успешности. Разумовская сообщила, что это также является предметом серьезной работы и изучения.

Второй день работы конференции был также посвящен таким темам, как внедрение основных принципов универсального дизайна – опытом поделилась руководитель профильного направления «Перспективы» Мария Генделева; развитию спорта для детей с инвалидностью и инклюзивных спортивных программ, включающих в себя элементы паралимпийских видов спорта – свой доклад на эту тему сделала Ольга Котова, менеджер спортивных программ «Перспективы»; а также обсуждались основные принципы подготовки информационных сообщений о продвижении инклюзии – «истории успеха», для публикации в СМИ и на сайте организации, о чем рассказывала менеджер информационных проектов Екатерина Глебова.

В последний день работы представители региональных организаций обсуждали проблемные места в продвижении инклюзии и общую стратегию в их преодолении, а также составляли план будущих вебинаров по обмену опытом.

Директор РООИ «Перспектива» Денис Роза предложила коллегам подумать и о подготовке своих уточняющих замечаний по статье 24 Конвенции ООН о правах инвалидов, посвященной образованию людей с инвалидностью. В ближайшие дни организация «Inclusion Europe» намерена собрать пакет подобных замечаний от практикующих общественных организаций Европы, чтобы затем внести дополнительные рекомендации в существующие документы.