Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

29 января в Общественной палате РФ состоялась встреча, на которой обсуждались предварительные итоги исследования по разработке «мягкого рейтинга инклюзии». Исследование – совместный проект НИУ Высшая Школа Экономики и РООИ «Перспектива». Предварительные результаты , методику исследования представила команда исследователей по руководством профессора НИУ ВШЭ Елены Ярской-Смирновой.

Мария Перфильева, руководитель отдела образования РООИ «Перспектива» открыла встречу: «Дело в том, что школы, продвигающие инклюзию, не попадают в число рейтинговых школ. Складывается впечатление, что в том рейтинге, который используется сейчас, нет показателей для оценки инклюзивных подходов. Мы задумались, что можно было бы включить в число показателей инклюзии. Хотя в Москве есть практика добавления нескольких баллов в рейтинг за обучение детей с особенными возможностями здоровья». К разработке показателей подключилась д.с.н Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова. Была собрана группа исследователей.

«Наша цель – разработать инструментарий для школ, бы давал возможность понимать, в какую сторону школе следует двигаться дальше в процессе внедрения инклюзии. Мы бы хотели, чтобы инструментарий отражал идеологию и концепцию инклюзии», – пояснила Ярская-Смирнова. Группа исследователей использовала инструментарий, созданный в Великобритании, который изложен в книге «Показатели инклюзии», и что-то из нее удалось перенять с учетом российской действительности. Также были учтены предыдущие исследования и проводились интервью в школах с многолетней инклюзивной практикой. Все это позволило подготовить своеобразную матрицу для оценки школ.

При оценке архитектурной среды, оборудования, методик сложностей не возникло, так как это, в большей степени, количественно измеряемые показатели. Оценить же объективно культуру инклюзии было гораздо сложнее. Ведь нужно создать такой инструмент, которым могли бы пользоваться в любой школе самостоятельно без помощи исследователя, а значит – необходимо максимально упростить его.

«Исследователям удалось определить несколько индикаторов для оценки инклюзивной культуры, – сказала Татьяна Разумовская, (Высшая школа экономики), – но мы бы хотели расширить этот перечень, сделать шкалу по согласию/не согласию с определенными высказываниями».

Предполагается, что разработанные критерии оценки будут оформлены в виде рабочей тетради, которую в школах будет заполнять человек, отвечающий за развитие инклюзии. Этот инструмент поможет школам определить, на каком этапе они находятся, и увидеть ориентиры для дальнейшего развития.

В дискуссии приняли участие Ирина Терёхина (заместитель начальника департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ), Лариса Фальковская (Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ), Наталья Малахаткина (Московский институт развития образования). Каждый из участников встречи смог ознакомиться с выявленными критериями и внести свои рекомендации.