Вика Захарова вместе с мамой дома старательно выводит буквы в прописи. Девочке 10 лет, у нее сахарный диабет, она практически не разговаривает, ей сложно выучить буквы и цифры. Вика учится во втором классе школы-самарского интерната №111, но учителя занимаются с ней индивидуально, хотя в заключении ПМПК рекомендована очно-заочная форма обучения.
«Мне хочется, чтобы Вика училась в классе с другими детьми. Ребенок видит только родителей и учителя, и никакого общения с ровесниками нет. Поэтому нам нужен ассистент, чтобы ребенок учился в классе, а я могла выйти на работу. Но школа не дает нам такого специалиста», – рассказывает Татьяна.
Кроме ассистента, который поможет Вике подготовиться к уроку, нужен медработник, который измерит сахар. Если сахар выше нормы, то девочке необходим укол инсулина. Поэтому Татьяна приводила дочь в школу, другие мамы уходили домой, а она ждала, пока закончатся уроки в коридоре. Зимой, когда в Самарской области был карантин по ОРВИ, ее не пускали в здание и она часами стояла на морозе. Вахтер сказал, что она не может находиться в школе и попросил выйти. «Говорю – я замерзла, на улице минус десять, а она мне – «идите домой». А я не могу уйти, ведь если моему ребенку станет плохо, вы его не спасете. Если ждать скорой, ребенок может впасть в кому».
Татьяна не знала, как ей быть и что делать, и обратилась на горячую линию РООИ «Перспектива».
«Маме стоит подать заявление на организацию медицинского сопровождения ребенка. Такая ситуация встречается часто: ребенок с особенностями здоровья может и имеет право учиться в классе. Но из-за отсутствия специалиста, который проведет медицинские манипуляции, семья фактически остается один на один со своей проблемой», – объясняет оператор «Горячей линии» РООИ «Перспектива» Анна Хесина.
Измерить сахар и сделать укол инсулина может медсестра в медицинском кабинете школы, но не любой специалист сможет рассчитать дозу инсулина, которая потребуется для введения в определенной ситуации. Так же медкабинет в школе должен быть лицензирован, а сотрудник должен иметь необходимые для совершения медицинских манипуляций знания и подтверждающие квалификацию документы. Эти условия для обучения должна создать администрация школы, если они прописаны в ПМПК.
Анна Хесина, оператор «Горячей линии» РООИ «Перспектива»:
«Помимо медицинского сопровождения мы будем добиваться того, чтобы Вике предоставили ассистента. По закону ставка ассистента должна присутствовать во всех школах, где учатся дети с инвалидностью, если у родителей есть заключение ПМПК с соответствующими рекомендациями. Неисполнение ПМПК в части организации обучения и нарушение положений ст. 79-ой Федерального закона об образовании – незаконно. Мы будем готовить документы для того, чтобы отстоять права ребенка в суде».
Пока в стране все сложно из-за пандемии, Татьяна смирилась с домашним обучением. Но как только ситуация стабилизируется, она будет готовить документы в суд. «Я не могу еще 9 лет жить в школе и тихонько стареть на скамейке около детской раздевалки», – переживает Татьяна. Добиться справедливости ей помогут специалисты «Перспективы».
РООИ «Перспектива» запустила горячую линию по вопросам образования детей с инвалидностью и ОВЗ. Юристы расскажут, что делать, если ребёнку отказывают в обучении, помогут грамотно составить документы и будут сопровождать вас в судах, органах государственной и муниципальной власти. Совершенно бесплатно.
Чтобы получить консультацию, нужно заполнить форму на сайте «Все включены». Обратиться можно из любого региона страны. Вам ответят профессиональные юристы и адвокаты, которые более 10 лет защищают права людей с инвалидностью.