Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

КПИ/С/РУС/СО/1
Предварительный Неотредактированный Вариант
7 марта 2018 года
Оригинал: Английский
Английском, русском и испанском языках

Комитет по правам инвалидов
Заключительные замечания в отношении первоначального доклада Российской Федерации*

I Введение

  1. Комитет рассмотрел первоначальный доклад Российской Федерации (CRPD/C/RUS / 1) на своих 379-м и 380-м заседаниях, состоявшихся соответственно 27 и 28 февраля 2018 года, и на своем 391-м заседании, состоявшемся 7 марта 2018 года, принял следующие Заключительные замечания.
  2. Комитет приветствует первоначальный доклад Российской Федерации, который был подготовлен в соответствии с руководящими принципами комитета в отношении представления докладов, и благодарит государство-участник за его письменные ответы (CRPD/C/ RUS /Q/1/Add.1)к перечню вопросов, подготовленному Комитетом.
  3. Комитет высоко оценивает плодотворный диалог, состоявшийся с делегацией государства-участника в ходе рассмотрения доклада, и выражает признательность государству-участнику за прочность своей делегации, в которую вошли представители органов власти, ответственные за реализацию Конвенции о правах инвалидов.

II. Положительные моменты

  1. Комитет приветствует усилия государства-участника по обеспечению осуществления прав инвалидов, закрепленных в Конвенции, в частности:

(а) прямое запрещение дискриминации по признаку инвалидности в законодательстве государства-участника ;

(б) принятие Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы;

с) ссылка на соображения Комитета по индивидуальным сообщениям в компендиуме судебной практики Верховного Суда за 2013-2017 годы;

  1. D) увеличение числа учащихся-инвалидов в системе инклюзивного образования;
  2. e) присоединение к Марракешскому договору для облегчения доступа слепых, лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям 8 февраля 2018 года.

III. Основные проблемные области и рекомендации

А. общие принципы и обязательства (статьи. 1-4)

  1. Комитет отмечает, что государство-участник не ратифицировало Факультативный протокол к Конвенции.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции своевременно.
  3. Комитет отмечает, что официальный перевод термина “инвалиды” на русский язык как “инвалиды” не отражает модели прав человека.
  4. Комитет рекомендует государству-участнику изменить официальный перевод Конвенции и использовать термины таким образом, чтобы они полностью отражали модель в области прав человека.
  5. Комитет отмечает, что государство-участник упорно полагается на медицинскую помощь и реабилитацию и что по-прежнему основное внимание уделяется созданию специализированных служб, которые могут привести к сегрегации. Отмечая Федеральный закон №419,2014 года «О правах инвалидов», Комитет обеспокоен недостаточными усилиями по гармонизации законодательства об инвалидах с Конвенцией и отсутствие механизмов реализации действующего законодательства.
  6. Комитет рекомендует государству-участнику в полном и эффективном сотрудничестве с инвалидами и их представительными организациями принять все необходимые меры для обеспечения полного соответствия законодательства общим принципам и конкретным положениям Конвенции и их эффективного осуществления. В частности, Комитет рекомендует принять меры по вопросам, касающимся недискриминации и полного перехода к основанному на правах человека подходу, основанному на правах инвалидов, и государству-участнику заняться актуализацией прав инвалидов и их доступа к услугам в рамках существующих систем для их включения в сообщество во всех регионах государства-участника.
  7. Комитет с озабоченностью отмечает недостаточно транспарентные и всеобъемлющие рамки для обеспечения всесторонних и эффективных консультаций с представительными организациями инвалидов в целях принятия, осуществления и мониторинга законодательства и политики, касающихся прав инвалидов.
  8. Комитет рекомендует государству-участнику разработать транспарентные и всеобъемлющие рамки для обеспечения всесторонних и эффективных консультаций с представительными организациями инвалидов в целях принятия, осуществления и мониторинга законодательства и политики, касающихся прав инвалидов, в том числе путем создания рамок финансирования, которые обеспечили бы независимость таких организаций.
  9. конкретные права (ст. 5-30)

Равенство и недискриминация (ст. 5)

  1. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что в соответствии с действующим законодательством отказ в разумном размещении не признается прямо как акт запрещенной дискриминации во всех областях. Кроме того, он обеспокоен низким размером штрафов, предусмотренных в статьях 5.62, 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 Кодекса об административных правонарушениях, которые не могут обеспечить эффективную адекватную защиту прав инвалидов на равной основе.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику внести поправки в свое законодательство и запрещает отказ в разумном приспособлении в качестве запрещенных оснований для дискриминации во всех сферах жизни в соответствии со статьей 5 Конвенции. Он далее рекомендует государству-участнику внести поправки в свой Кодекс об административных правонарушениях в целях увеличения размера штрафов, предусмотренных в статьях 5.62, 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 Кодекса. Он также рекомендует государству-участнику руководствоваться положениями Конвенции при осуществлении задачи 10.2 целей в области устойчивого развития.

Женщины-инвалиды (ст. 6)

  1. Комитет с обеспокоенностью отмечает отсутствие правовой основы для борьбы с множественной и межсекторальной дискриминацией, с которой сталкиваются женщины и девочки-инвалиды. Комитет также обеспокоен недостаточным осуществлением государственной политики, включая доступ к правосудию и механизмам подачи жалоб, направленной на обеспечение развития, улучшения положения и расширения прав и возможностей женщин и девочек-инвалидов.
  2. В соответствии со своим замечанием общего порядка № 3 (2016) о женщинах и девочках – инвалидах и с учетом целей 5.1, 5.2 и 5.5 целей в области устойчивого развития Комитет рекомендует государству-участнику разработать законодательные рамки для борьбы с множественной и межсекторальной дискриминацией женщин и девочек-инвалидов в тесном сотрудничестве с организациями женщин и девочек-инвалидов.

Дети-инвалиды (ст. 7)

  1. Комитет глубоко обеспокоен большим числом мальчиков и девочек с инвалидностью, живущих в некоторых учреждениях, указанных в пункте 65 письменных ответов (КПИ/Ц/ рус /Q/1 и add.1)к перечню вопросов, подготовленному Комитетом.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику принять стратегию деинституционализации мальчиков и девочек-инвалидов с установленными сроками и ресурсами, выделяемыми на развитие сети вспомогательных служб в местных общинах и расширение прав и возможностей семей с детьми-инвалидами и их дальнейшие потребности в свете замечания общего порядка № 5.

Доступность (ст. 9)

  1. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что, несмотря на принятие Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы, создание безбарьерной среды в масштабах государства-участника, в том числе в отдаленных и сельских районах, “ограничивается необходимостью соблюдать баланс таких условий и экономических возможностей общества, в соответствии с принципом разумного приспособления”, в соответствии с пунктом 25 части письменные ответы государства-участника (КПИ/Ц/ рус /Q/1 и add.1). Комитет также обеспокоен тем, что эта программа не обеспечивает доступа ко всем видам неплатежей.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику активизировать свои усилия по полному осуществлению Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы, и работать над созданием безбарьерной среды по всей стране, в том числе в отдаленных и сельских районах, в соответствии с замечанием общего порядка Комитета № 2. Он также рекомендует государству-участнику обеспечить эффективное осуществление программы и доступность для всех видов империментов.
  3. Комитет с озабоченностью отмечает, что глухие лица сталкиваются с проблемами в доступе к «горячей линии» 112 по всему государству-участнику, в том числе в отдаленных и сельских районах.
  4. Комитет рекомендует государству-участнику обеспечить доступ к экстренной службы 112 в масштабах государства-участника, в том числе в отдаленных и сельских районах, особенно для глухих.
  5. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что инвалиды в некоторых крупных городах сталкиваются с проблемами в плане бесплатного доступа к парковочным местам.
  6. Комитет рекомендует государству-участнику принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам бесплатного доступа к парковочным местам.
  7. Комитет также рекомендует государству-участнику руководствоваться статьей 9 Конвенции и замечанием общего порядка № 2 (2014) комитета о доступности при выполнении задач 11.2 и 11.7 целей в области устойчивого развития.

Равное признание перед законом (ст. 12)

  1. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что законодательство государства-участника, особенно Гражданский Кодекс и гражданско-процессуальный кодекс, обеспечивают замену процесса принятия решений и что законодательство государства-участника не предусматривает для таких лиц вспомогательных механизмов принятия решений.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику внести поправки в свое законодательство, особенно в Гражданский Кодекс и гражданско-процессуальный кодекс, в том числе путем введения концепции поддержки процесса принятия решений, и полностью привести свое законодательство в соответствие с положениями статьи 12 Конвенции, изложенными в Замечании общего порядка № 1 Комитета, и признать полную правоспособность всех инвалидов.

Доступ к правосудию (ст. 13)

  1. Комитет с обеспокоенностью отмечает нехватку подготовленных сурдопереводчиков для глухих в ходе судебных и административных разбирательств и отсутствие документов в доступных форматах для слепых, лиц с умственной и/или психосоциальной инвалидностью в рамках различных разбирательств.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику обеспечить наличие достаточного числа сурдопереводчиков и документов в доступных форматах, в том числе в удобном для чтения и Brail и других доступных форматах, способах и средствах, для всех инвалидов во всех судебных и административных разбирательствах.
  3. Комитет обеспокоен тем, что государство-участник не разработало политику, позволяющую инвалидам быть частью системы правосудия в качестве прямых или косвенных участников, таких, как адвокаты, сотрудники судов и сотрудники правоохранительных органов..
  4. Комитет рекомендует государству-участнику активизировать свои усилия с тем, чтобы дать инвалидам возможность стать частью системы правосудия в качестве прямых и косвенных участников, таких, как адвокаты, должностные лица судов и правоохранительные органы.

Свобода и безопасность личности (ст. 14)

  1. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что инвалиды, особенно имеющие психосоциальные расстройства, по-прежнему ограничены в свободе в психиатрических больницах или других учреждениях, на основании имеющихся у них нарушений, в соответствии с положениями Уголовного Кодекса и уголовно-процессуального кодекса.
  2. Комитет настоятельно призывает государство-участник внести поправки в свой Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс и полностью согласовать их положения со статьей 14 Конвенции и руководящими принципами Комитета в отношении статьи 14 Конвенции (a/72/55, приложение I).

Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст. 15)

  1. Комитет с обеспокоенностью отмечает сообщения о жестоком обращении инвалидов в учреждения, которые могут быть приравнены к пыткам и жестокому и унижающему достоинство обращению. Кроме того, комитет обеспокоен сообщениями о применении наркотиков для “контроля за сексуальным поведением” инвалидов, особенно лиц с умственными и/или психосоциальными недостатками.
  2. Комитет рекомендует государству – участнику обеспечить, чтобы лица, подвергающиеся жестокому обращению, имели доступ к механизмам подачи жалоб и чтобы жертвы пыток и жестокого обращения имели право на возмещение и адекватную компенсацию, включая реабилитацию. Комитет далее рекомендует государству-участнику пересмотреть свое законодательство в отношении принудительного употребления наркотиков в учреждениях.

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства (статья 16)

  1. Комитет обеспокоен сообщениями о физическом и психологическом насилии в отношении инвалидов, в частности лиц с умственными и/или психосоциальными недостатками, включая лиц с аутизмом, и детей, в связи с использованием в таких учреждениях физических и химических ограничений.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику собирать дезагрегированные данные об инвалидах, особенно женщинах, мальчиках и девочках-инвалидах, в том числе помещенных в специализированные учреждения, которые подвергаются насилию, и призывает государство-участник активизировать усилия по защите всех инвалидов от эксплуатации, насилия и жестокого обращения. Он также рекомендует государству-участнику расследовать сообщения о жестоком обращении и злоупотреблениях в отношении инвалидов, в частности детей, находящихся в детских учреждениях, и предать суду лиц, виновных в таком жестоком обращении и злоупотреблениях.

Защита неприкосновенности личности (ст. 17)

  1. Комитет обеспокоен сообщениями о случаях принудительной стерилизации инвалидов, особенно женщин и девочек с умственными и/или психосоциальными нарушениями и лиц, страдающих аутизмом, в том числе в тех случаях, когда на это дает согласие опекун лица, подвергнутого стерилизации.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику принять надлежащие меры для предотвращения любой принудительной стерилизации инвалидов, включая женщин и девочек с умственными и/или психосоциальными нарушениями, без свободного и осознанного согласия этого лица при наличии эффективных гарантий для соответствующих лиц.

Жить самостоятельно и быть включенным в сообщество (ст. 19)

  1. Комитет глубоко обеспокоен большим числом инвалидов, проживающих в учреждениях, и ограниченными возможностями для инвалидов, особенно лиц с умственной и / или психосоциальной инвалидностью, в плане доступа к услугам и участия в местных общинах. Он также с обеспокоенностью отмечает отсутствие стратегии деинституционализации и то, что не все инвалиды знают об имеющихся вспомогательных услугах и способах получения помощи в местных общинах.
  2. В соответствии со своим замечанием общего порядка № 5, Комитет рекомендует государству-участнику принять стратегию по поощрению прав инвалидов на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, развивать доступные услуги по поддержке инвалидов всех категорий и возрастов в местных общинах, и систематически проводить разъяснительную работу среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей по иску служб поддержки и помощи, которая позволит им жить самостоятельно в соответствии с их собственному выбору и в рамках сообщества.

Личная мобильность (ст. 20)

  1. Комитет обеспокоен отсутствием равного доступа к техническим и другим средствам и качественному оборудованию для индивидуализированного процесса реабилитации инвалидов, проживающих в различных регионах, на основе технических средств системы реабилитации.
  2. Комитет настоятельно призывает государство-участник пересмотреть действующее законодательство и практику в целях обеспечения равного доступа к услугам по реабилитации и к качественным продуктам, предоставляемым государственными и региональными фондами.

Свобода выражения мнений и их выражения, а также доступ к информации (ст. 21)

  1. Комитет приветствует тот факт, что в последнее время увеличилось число часов устного перевода на язык жестов. Вместе с тем он обеспокоен недостаточным числом сурдопереводчиков и непрозрачным контролем за качеством их услуг с уделением особого внимания поставщикам государственных услуг. Комитет также обеспокоен отсутствием информации о государственных службах в удобном для чтения формате. Кроме того, он обеспокоен отсутствием информации об осуществлении недавней ратификации Марракешского договора.
  2. Комитет настоятельно призывает государство-участник установить четкие и обязательные для исполнения обязательства и стандарты в отношении государственных услуг по обеспечению доступности информации для всех видов инвалидов при соответствующих и эффективных гарантиях после консультаций с организациями инвалидов. В связи с этим в соответствии с пунктом 141 письменных ответов (CRPD/C/ RUS /Q/1/Add.1) Что касается перечня вопросов, то Комитет рекомендует создать Национальный реестр для осуществления транспарентного контроля за объектами, имеющими особое значение для инвалидов. Комитет рекомендует государству-участнику представить в своем следующем периодическом докладе информацию о последовательном осуществлении Марракешского договора на основе четкой «дорожной карты».

Уважение к дому и семье (ст. 23)

  1. Комитет обеспокоен принятым правительством в 2013 году решением и семейным Кодексом Российской Федерации, которые не позволяют лицу с определенными видами умственной и/или психосоциальной инвалидности вступать в брак и усыновлять ребенка независимо от возможных наилучших интересов соответствующего ребенка.
  2. Комитет настоятельно призывает государство-участник пересмотреть действующее законодательство и имеющиеся гарантии, а также обеспечить стимулы для обеспечения права всех инвалидов вступать в брак и иметь семью наравне с другими.

Образование (ст. 24)

  1. Комитет обеспокоен тем, что, несмотря на увеличение числа детей-инвалидов в системе общего образования, что отражает практику инклюзивного образования, практика сегрегации системы образования остается неизменной. Комитет также обеспокоен отсутствием транспарентных финансовых ресурсов и механизмов, созданных для обеспечения необходимых и равных условий и поддержки для всех лиц со всеми видами неполноты в системе общего образования, гарантированных федеральным законодательством, а также региональными диспропорциями, обусловленными различными условиями и наличием финансовых ресурсов в различных регионах.
  2. Комитет настоятельно призывает государство-участник продолжать поощрять и принять концепцию качества инклюзивного образования в соответствии с принятым Комитетом замечанием общего порядка 4, и, в частности, принять в установленный срок, долгосрочные Дорожные карты вместе с планом действий по достижению инклюзивного образования с показателями и адекватным и прозрачным бюджетом с тем, чтобы все лица со всеми типами нарушений получили доступ к качественному инклюзивному образованию.
  3. Комитет также рекомендует государству-участнику руководствоваться Конвенцией и замечанием общего порядка № 4 (2016) Комитета о праве на инклюзивное образование при выполнении задач 4.5 и 4.а. целей устойчивого развития.

Здоровье (ст. 25) и абилитации и реабилитации (ст. 26)

  1. Комитет обеспокоен недостаточным и неравным доступом к качественному медицинскому обслуживанию и услугам по реабилитации во всех регионах государства-участника и принимает к сведению рекомендацию комитета по экономическим, социальным и культурным правам для Российской Федерации (E/C. 12/RUS/CO/6), пункты 50-51. Комитет также обеспокоен отсутствием информации о законодательстве, определяющем характеристики технических средств реабилитации (ТСР).
  2. Комитет рекомендует государству-участнику принять меры для обеспечения доступа к качественной медицинской помощи и реабилитационных услуг для инвалидов во всех регионах государства-участника. Комитет рекомендует государству-участнику пересмотреть действующее законодательство и практику с точки зрения политики в области наркотиков и превентивных мер, приняв во внимание рекомендации комитета по экономическим, социальным и культурным правам для Российской Федерации (e/C. 12/RUS/CO/6), в частности пункты 50-51. Он также рекомендует государству-участнику разработать законодательство о системе ПМР, которое должно предусматривать транспарентный процесс принятия решений в отношении соответствующих гарантий.

Труд и занятость (ст. 27)

  1. Комитет обеспокоен тем, что отказ в разумном размещении инвалидов до сих пор не закреплен в законодательстве в качестве основания для дискриминации. Комитет также обеспокоен отсутствием достаточной информации о «специальных должностях» и программах на рынке труда для инвалидов, в частности лиц с умственной и/или психосоциальной инвалидностью, а также о транспарентной и официальной профессиональной подготовке и помощи в обеспечении разумного размещения инвалидов на рабочих местах.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику законодательно закрепить концепцию отказа в разумном размещении в качестве основания для дискриминации в соответствии с Конвенцией и концепцию отмены бремени доказывания для работодателя. Он также рекомендует государству-участнику улучшить имеющуюся и стандартизированную поддержку в обеспечении разумного размещения на рабочем месте.
  3. Комитет также рекомендует государству-участнику руководствоваться положениями Конвенции при осуществлении задачи 8.5 целей в области устойчивого развития.

Достаточный жизненный уровень и социальная защита (ст. 28)

  1. Комитет обеспокоен сообщениями об изменениях в подходе к расчету ежемесячной финансовой поддержки в связи с производственными травмами и инвалидностью, которые, как сообщается, были сокращены на основе решения Верховного Суда.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику пересмотреть нынешнюю практику и законодательство, касающиеся управления финансовой поддержкой в случае производственного травматизма и инвалидности, и усовершенствовать применимые правила для повышения уровня транспарентности, обеспечив более эффективные гарантии в соответствии с Конвенцией.

Участие в политической и общественной жизни (ст. 29)

  1. Комитет обеспокоен тем, что государство-участник не имеет всеобъемлющего и обязывающего законодательства, гарантирующего осуществление избирательных прав инвалидов. Кроме того, Комитет отмечает, что решение Федерального Центральной избирательной комиссии от 9 августа 2017 года в этом плане имеет только статус «рекомендаций».
  2. Комитет настоятельно призывает государство-участник принять всеобъемлющее законодательство или внести поправки в нынешний закон О выборах, с тем чтобы обеспечить доступность выборов и соответствующей информации для голосования для всех инвалидов в соответствии с пунктом 26 настоящих заключительных замечаний.

Участие в культурной жизни, отдыхе, досуге и спорте (ст. 30)

  1. Комитет обеспокоен отсутствием транспарентной информации об осуществлении законов, упомянутых в пункте 191 ответов на перечень вопросов, с уделением особого внимания процедурам оказания помощи инвалидам в осуществлении их культурных прав и отсутствием информации об осуществлении Федерального закона № 34 в отношении обязательного аудиоописания и субтитров к фильмам. Комитет также обеспокоен тем, что помимо лиц с физическими недостатками, лица с сенсорными или другими видами инвалидности, как представляется, не охвачены услугами для туристов, включая размещение. Кроме того, Комитет с обеспокоенностью отмечает отсутствие обязательных стандартов доступности туристических услуг.
  2. Комитет рекомендует государству-участнику улучшить доступ к культуре для всех инвалидов, включая лиц с сенсорными нарушениями, посредством установления прозрачных процедур и механизмов оценки, а также обязательные стандарты для туристической и культурной инфраструктуры и услуг в Российской Федерации в соответствии с замечанием общего порядка № 2 (2014) на доступность

Конкретные обязательства (статьи. 31-33)

Статистика и сбор данных (ст. 31)

  1. Комитет обеспокоен отсутствием информации о качестве и доступности предоставляемых услуг для лиц с различными формами инвалидности после создания Федерального реестра инвалидов. Он также обеспокоен отсутствием информации о всеобъемлющей и транспарентной стратегии сбора дезагрегированных данных.
  2. С учетом задачи 17.18 целей в области устойчивого развития Комитет рекомендует государству-участнику усовершенствовать регистр инвалидов в соответствии с Конвенцией и на основе уважения права на неприкосновенность частной жизни, а также собирать, анализировать и распространять дезагрегированные данные о характеристиках своего населения-инвалидов, включая пол, возраст, этническую принадлежность, Тип инвалидности, социально-экономическое положение, занятость, место жительства, а также о барьерах, с которыми сталкиваются инвалиды в обществе. Комитет также рекомендует государству-участнику использовать методологию Вашингтонской группы по статистике инвалидности.

Международное сотрудничество 32)

  1. Комитет обеспокоен сообщениями о недостаточном участии российских организаций инвалидов в области международного сотрудничества.
  2. Комитет призывает государство-участник вовлекать российские представительные организации инвалидов в международное сотрудничество, а также обеспечить включение правозащитной проблематики инвалидности, помимо инициатив, связанных со здоровьем и профилактикой, в соответствии с положениями Конвенции, во все усилия, направленные на достижение целей устойчивого развития к 2030 году.

Осуществление и мониторинг на национальном уровне (ст. 33)

  1. Комитет обеспокоен отсутствием четко определенного Координационного механизма, как об этом говорится в статье 33 (1). Он также с озабоченностью отмечает недостаточное участие представителей организаций инвалидов в осуществлении контроля за осуществлением Конвенции. Он далее отмечает недостаточный и неэффективный контроль на уровне регионов государства-участника.
  2. Принимая во внимание руководящие принципы, касающиеся независимых систем мониторинга и участия в работе Комитета (2016 год), Комитет рекомендует государству-участнику:

а) назначить координатора (координаторов) для улучшения согласованного осуществления Конвенции в государстве-участнике с уделением особого внимания компетенции на региональном уровне;

  1. b) обеспечить всестороннее и эффективное участие инвалидов через представительные организации в процессе мониторинга, в том числе путем предоставления необходимого финансирования.

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее