Мероприятие состоялось по инициативе РООИ «Перспектива», которая, с момента подписания Россией Конвенции о правах инвалидов, вплотную занимается на общественном уровне продвижением действий по изменению законодательства в соответствующую сторону. Говоря проще, если страна не внесла в свои законы определённые поправки, то она не может ратифицировать Конвенцию, потому что нет механизма воплощения конвенционных положений, и, в таком случае, сама Конвенция остаётся для страны лишь бумажным документом.
Круглый стол прошёл благодаря поддержке российских представительств Европейского Союза и Организации Объединённых Наций
Сутью круглого стола стала конструктивная встреча представителей организаций людей с инвалидностью с одной стороны и депутатов Госдумы с представителями министерств с другой стороны. У первых имелись конкретные предложения по поправкам в законах, а вторые отчитывались в проделанной работе по подготовке к ратификации Конвенции и выслушивали мнения по изменениям формулировок законодательства.
Первыми взяли слово непосредственные организаторы мероприятия и депутаты Государственной Думы РФ. Этим задавался общий настрой работы круглого стола.
Открыл работу круглого стола глава представительства Европейского Союза в России Фернандо Валенсуэла, рассказав о работе Европейского Союза в области защиты прав инвалидов, о внимании, которое проявляет ЕС к решению аналогичных проблем в России и выразил уверенность в том, что этот круглый стол станет одним из определяющих моментов в пути к ратификации Конвенции:
- Я уверен, что доклады, которые подготовили участники этого мероприятия, будут интересны и конструктивны для работы по подготовке к ратификации Конвенции по правам инвалидов!
Депутат Госдумы, сопредседатель депутатского объединения по делам инвалидов Валерий Селезнёв рассказал о работе своей группы в области подготовки к изменениям законов и объяснил необходимость создания при президенте РФ особого института по соблюдению прав инвалидов:
- Президент поставил нам, как законодательному органу, очень жёсткие сроки по подготовке к ратификации, и есть понимание того, что, если мы будем ещё тянуть, то опоздаем.
Коллега Селезнёва по работе в депутатском объединении по делам инвалидов, паралимпийский чемпион Михаил Терентьев коснулся в своей речи практического воплощения положений Конвенции, то есть изменения систем образования, трудоустройства и социальной защиты и, конечно, спорта инвалидов:
- Этот круглый стол значителен открытым диалогом, ведь только общественные организации инвалидов могут дать точную и справедливую оценку готовящимся законодательным изменениям, и это позволит, например, мне, как депутату Госдумы, отобрать полезные предложения по поправкам.
Директор Информационного центра ООН в Москве Александр Горелик отметил роль ООН в формировании концепции Конвенции по правам инвалидов и продвижении этого документа в законодательные базы стран мира, рассказал об особой группе «Друзья Конвенции» при Информцентре ООН, а также о деятельности своего центра по информированию общества по теме Конвенции:
- Такого рода определяющие документы создаются благодаря взаимодействию международных организаций с гражданской общественностью, чему отличным примером служит «Перспектива».
Глава РООИ «Перспектива» Денис Роза, вкратце коснувшись истории деятельности своей организации по подготовке к ратификации, акцентировала внимание на практической области претворения положений Конвенции в российской действительности и подчеркнула значение этого круглого стола:
- Сам круглый стол в этих стенах – это уже сам по себе успешный результат взаимодействия самой «Перспективы» и других общественных организаций инвалидов с органами власти. Важен сам факт непосредственного диалога между представителями людей с особыми возможностями и властными структурами по вопросу изменения законодательства в сторону улучшения зашиты прав инвалидов.
Второй этап работы круглого стола представлял собой отчёты чиновников высокого ранга о работе в области намечающихся изменений государственного подхода к проблемам инвалидов.
Начальник отдела социальной защиты инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития РФ Михаил Силохин сообщил о деятельности специально созданной межрегиональной рабочей группы министерства в сфере подготовки изменений законодательства:
- Мы работаем, у меня вот сейчас на руках есть предварительный анализ свода предложений по поправкам. Времени на окончательную доработку осталось немного…
Интересную видеопрезентацию о будущих изменениях государственной политики в области социальной защиты инвалидов России продемонстрировал член Совета по делам инвалидов при председателе Света Федерации и член Совета по делам инвалидов при мэре Москвы Александр Лысенко:
- Нынешний федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» носит в большей степени общий и декларативный характер, но его будем менять на более практический и конкретный, что будет отражено и в названии закона: «О реабилитации инвалидов и профилактике инвалидности в РФ».
Дальше пошёл основной этап круглого стола, ради которого, собственно говоря, все и собрались. Недаром общественные организации направили на мероприятие, в основном, юристов, некоторые из которых сами имеют инвалидность. Кто, кроме юристов, может разбираться в хитросплетениях законодательных параграфов и выдвигать конструктивные и конкретные варианты изменений?
Руководитель юридической группы «Перспективы» и главный координатор проекта «Организации инвалидов за ратификацию и реализацию в России Конвенции ООН о правах инвалидов» Максим Ларионов сообщил об итогах мониторинга, который шёл в рамках его проекта, и озвучил предложения по поправкам.
- Необходимо легальное закрепление термина «дискриминация по признаку инвалидности или ограниченных способностей», надо ввести в законодательство прямой запрет дискриминации по признаку инвалидности в сфере образования, труда, потребления товаров и услуг…
Эксперт проекта ТАСИС «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» Роман Жаворонков вывел свои предложения по поправкам:
- В связи с ратификацией в законодательстве необходимо закрепить механизм обеспечения самостоятельной жизни инвалида.
Эксперт Общественной палаты РФ, президент МООИ «Общество «Даун Синдром», член рабочей группы комитета по образованию и науке ГД РФ Сергей Колосков осветил в своём докладе вопросы регулирования положения лиц с интеллектуальной недостаточностью:
- Как пример предложений, имеющих конкретную и практическую направленность, представляю вашему вниманию проект поправок к закону города Москвы об образовании лиц с ограниченными возможностями.
Особенностей регулирования труда инвалидов касалось выступление координатора проекта ««Организации инвалидов за ратификацию и реализацию в России Конвенции ООН о правах инвалидов» в Архангельской области Елены Шинкарёвой:
- Гарантия найма является госмерой обеспечения занятости людей с инвалидностью, когда требуется создание специального рабочего места и определения специальных норм выполнения работы. Эти гарантии должны быть названы в федеральном законе «О социальной защите инвалидов».
Сферу налогообложения реабилитационной техники затронула член оргкомитета общественного движения инвалидов «Наше право» Елена Новикова:
- Проблема в том, что в этой области исчезла компетентность. Никто не знает, кто именно должен решать вопрос о снижении налогового бремени при закупке или производстве реабилитационной техники. Министерство здравоохранения, например, открещивается: мы этим не занимаемся! В законе просто нет понятия о реабилитационной технике…
Координатор проекта ««Организации инвалидов за ратификацию и реализацию в России Конвенции ООН о правах инвалидов» в Ставропольском крае Сергей Перепадя своей темой выбрал вопросы доступности транспорта и зданий в Ставропольском крае:
- Ввиду отсутствия чётких формулировок в законе, застройщика, не озаботившегося вопросами доступности, можно обвинить лишь в нарушении строительных норм, но не в нарушении прав инвалидов.
Член Координационного совета Департамента семейной и молодёжной политики по работе с лицами с ограничениями здоровья Василий Шмелёв прочёл лекцию о новых формулировках, касающихся лиц с недостатком слуха, в законе:
- Только принятие статуса жестового языка как государственного позволит на государственном уровне решить сразу несколько проблемных направлений в социальной защите инвалидов по слуху.
Координатор проекта «Организации инвалидов за ратификацию и реализацию в России Конвенции ООН о правах инвалидов» в Нижнем Новгороде Дмитрий Балыкин выступал с разъяснениями о нарушении права инвалидов на доступ к информации и культуре:
- Остро встаёт вопрос о доступности судебных документов. Например, как человеку без зрения убедиться в точности подписываемого им протокола? Значит, необходим перевод на брайлевский шрифт, что и надо закрепить в законе.
Ольга Литвак, председатель ивановского РООИ «Солнышко» поведала о фактах несоблюдения принципов инклюзии:
- Большинство учебных заведений и не собирается устанавливать у себя новые стандарты обучения, которые дадут возможность детям с инвалидностью получать полноценное образование. Только четко прописанные положения в законодательстве изменят ситуацию.
Завотделом образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра реабилитационного и коррекционного образования Ирина Зарубина тоже выступила по теме образования инвалидов:
- Есть опасность, что в чрезмерном усердии по внедрению инклюзивного подхода мы ударимся в другую крайность и уничтожим специальное образование вообще. Следует помнить, что есть категория людей с инвалидностью, которые просто не смогут учиться в обычной, пусть и инклюзивной школе.
Президент Европейского союза слепоглухих, координатор рабочей группы по проблемам слепоглухоты при Европейском союзе слепых Сергей Сироткин коснулся темы закрепления в новом законодательстве положения о социальной защите людей, имеющих проблемы со зрением и слухом.
Череду выступлений закрыл доклад главы «Перспективы» Денис Розы, который касался статьи Конвенции о просветительно-воспитательной работе в обществе для формирования надлежащего отношения к инвалидам:
- В России социальная реклама из-за неправильного понимания инвалидности часто выпускает продукцию, формирующую некорректное отношение к людям с особыми возможностями.
Круглый стол завершился дискуссиями и обменом мнениями, в результате чего была принята резолюция:
Резолюция круглого стола «Совершенствование российского законодательства и изменение политики государственных органов в связи с подписанием Конвенции ООН о правах инвалидов и ее предстоящей ратификацией»
Законодательство Российской Федерации, как федеральное, так и региональное, в области реабилитации и социальной защиты инвалидов, реализации их права на образование, трудоустройство, доступ к информации и безбарьерную среду - нуждается в совершенствовании с целью приведения норм в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов.
Усугубляет ситуацию имеющиеся проблемы с реализацией прав инвалидов, когда правоприменительная практика идет вразрез с нормами и международного, и российского законодательства. Отсутствие антидискриминационного законодательства, неэффективная ответственность за нарушения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие доступа к квалифицированной юридической помощи лежат в основе этих проблем.
Региональные власти на местах проводят неодинаковую политику в отношении основных прав инвалидов, в связи, с чем положение инвалидов в разных регионах может существенно отличаться по уровню обеспечения техническими средствами реабилитации, доступной среды, созданию условий для образования и трудоустройства и других сфер жизнедеятельности.
Тем не менее, со стороны государства отмечается стремление повысить уровень жизни людей с инвалидностью, повышение взаимодействия между общественными объединениями инвалидов и высшими органами управления государством, что не может не вселять надежду.
Участники Круглого стола считают необходимым безотлагательно ратифицировать Конвенцию ООН о правах инвалидов, а также обеспечить гарантии её реализации.
Участники Круглого стола, обсудив вопросы ратификации и практической реализации Конвенции ООН о правах лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации, рекомендуют:
1) Президенту Российской Федерации:
- возложить на Уполномоченного по правам человека РФ полномочия по мониторингу реализации Конвенции, обеспечив его необходимыми финансовыми и кадровыми ресурсами, либо ввести для выполнения этих функций должность Уполномоченного по правам инвалидов в РФ с соответствующим аппаратом;
- усилить контроль над выполнением поручений Президента РФ по итогам заседаний Совета по делам инвалидов при Президенте;
- принять пакет мер по формированию антидискриминационной политики, в первую очередь, через законодательные инициативы.
2) Правительству Российской Федерации (Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации):
- сформировать Организационный Совет с привлечением общественных объединений инвалидов, законодателей, правоприменителей с целью координации деятельности министерств и ведомств по реализации Конвенции о правах инвалидов. Сделать все вопросы Организационного Совета доступными для широкого обсуждения с помощью современных информационных технологий;
3) Государственной Думе Российской Федерации:
- создать Комитет по делам инвалидов в Государственной Думе РФ на основе межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов с целью разработки и внесения поправок в федеральное законодательство в соответствии с положениями Конвенции ООН.
Уважаемые участники круглого стола!
Предлагаем Вам в срок до 10 декабря 2009 г. внести свои замечания и предложения по тексту проекта резолюции.
После обработки полученной информации окончательный вариант Резолюции круглого стола будет направлен всем участникам, а также во все соответствующие государственные органы.
Предложения присылать на электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.