Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

В РООИ «Перспектива» обратился житель г. Москва гражданин А. – инвалид 1 группы, передвигается на коляске. Он проживает в многоквартирном доме на девятом этаже и испытывает значительные трудности с доступом в жилое помещение, т.к. лифт двигается только до второго этажа, а гражданин А. не имеет возможности передвигаться на коляске со второго этажа на первый.

А. неоднократно обращался в органы государственной и муниципальной власти, в управляющую компанию по обеспечению беспрепятственного доступа в свое жилое помещение – отказы не поступали, но ситуация так и не изменилась. Вскоре выяснилось, что с учетом требований безопасности установка пандуса невозможна – только подъемника. Проведены некоторые подготовительные работы по установке, но они не завершены. Тем самым права на беспрепятственный доступ к объектам жилищной инфраструктуры у А. грубо нарушены.

Нарушенные нормы: ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают людям с инвалидностью (включая людей с инвалидностью, использующих коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

Статья 2. ЖК РФ Обеспечение условий для осуществления права на жилище обеспечивают людям с инвалидностью:

5.1) условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;

СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»;

СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН); п. 1.2. Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

1.3. Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

Нужно отметить, что за время, пока А. пытался решить проблему, он не смог сформулировать четкого представления о своих правах. Поэтому все его обращения в управу и ЖЭО носили просительный характер, не имели ссылки на конкретные нормы законодательства, подтверждающие его права и обязанности органов власти. Важно также, что в его ИПР отсутствует запись о необходимости проведение соответствующих мер по социально-средовой адаптации с учетом его индивидуальных потребностей. Кроме того, серьезной ошибкой со стороны А. было отсутствие у него на руках копий инженерно-технических экспертиз или заключений о возможности/невозможности осуществления тех или иных технических решений в конкретной ситуации.

Принятые меры: Юрист РООИ «Перспектива» разъяснил гражданину А. его права, подготовил и направил жалобу в районную прокуратуру г. Москвы с требованием провести проверку и по ее итогам вынести соответствующие меры прокурорского реагирования.

Аналогичный случай произошел в Самаре. В ноябре 2015г. к юристу СГООИК «Ассоциация Десница» поступило обращение от гражданина Н. В связи с ампутацией ноги Н. признан инвалидом 1 группы, при наличии сопутствующего заболевания почек (необходимо каждую неделю ездить на процедуры гемодиализа) и сахарного диабета. Полгода назад он просил РЭУ по месту жительства установить пандус у подъезда дома, поскольку спуститься с лестницы весьма затруднительно. До настоящего времени пандус не установлен, клиент вынужден тратить значительные средства на наем грузчиков, которые его фактически носят на руках из подъезда и обратно. В результате попытки спуститься самостоятельно он упал и разбил ногу, в результате чего получил дополнительную травму и вынужден был проходить лечение и реабилитацию.

Принятые меры: В рамках работы по делу юрист проконсультировал Н. о нормах действующего законодательства, о порядке согласования и проведения экспертизы на предмет возможности установки пандуса, согласования установки с собственниками многоквартирного дома и Управляющей компанией и внесении данного вида работ в план работ на очередной период 2016г. Также было составлено исковое заявление о возложении обязанности по установке пандуса и взыскании денежных средств в счет компенсации понесенных убытков и причиненного морального вреда.

Общие рекомендации: В случае нарушения прав на беспрепятственный доступ в объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры желательно провести детальный анализ норм действующего законодательства и технических документов типа ГОСТ, СНИП и т.п. Они предусматривают ряд ограничений к установке пандусов в подъездах, что делает невозможным реализацию этого права в конкретных случаях. При необходимости следует инициировать проведение соответствующих экспертиз и получить на руки заключения по их результатам. Целесообразно подойти к решению проблемы конструктивно и предлагать свои варианты ее решения, особенно в нестандартных случаях с учетом принципа разумного приспособления. Надо подключить к решению проблемы органы социальной защиты, а при необходимости также органы прокуратуры как универсального органа по надзору за соблюдением действующего законодательства. В определенных случаях нужно подать в суд исковое заявление о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В первую очередь, в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд человека с инвалидностью проблему придется решать исходя из принципа «разумного приспособления».

Примечание: Также стоит учесть, что существует административная ответственность за необеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.)

Протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанной статье КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов социальной защиты и органов прокуратуры.

К сожалению, в большинстве случаев стандартные технические решения невозможны по объективным обстоятельствам: старая стандартизированная жилая застройка с малогабаритными квартирами, маленькими подъездами и прочими проблемами инженерно-технического характера значительно усложняет решения проблемы доступности жилой среды для людей с инвалидностью. А в некоторых случаях это становится невозможным в принципе. В таком случае единственным решением становится переезд в другое доступное жилое помещение. Законодательство позволяет решить эту проблему в таком ключе. П. 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» устанавливает: Инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).

Аналогичная норма присутствует, например, в законе г. Москвы 14 июня 2006 года N 29

«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

В целом же проблема доступности жилого помещения для людей с инвалидностью стоит очень остро. Юристы правозащитной сети регулярно дают консультации и оказывают другую помощь по этой проблеме людям с инвалидностью. Несмотря на действие государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297, пока нельзя утверждать, что проблема решается системно.

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее