Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

В московской школе «Ковчег» прошел мастер-класс, посвященный включению детей с инвалидностью и без в общеобразовательные занятия физической культурой и спортом.

Мастер-класс провели гости РООИ «Перспектива» из США Илай А. Вульф и Роб Мюллер, а также координатор спортивных проектов «Перспективы» Ольга Котова. Проходило занятие 26 июня в рамках III Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы». Последний день конференции был посвящен практико-ориентированным семинарам, и в известной инклюзивной средней школе №1321 «Ковчег» был запланирован семинар на тему «Создание и развитие инклюзивной образовательной среды в общеобразовательной школе».

На мастер-класс пришли учителя физкультуры, принимавшие участие в проекте «Рождены для движения. Вместе лучше». Кроме того, были приглашены и участники конференции, в том числе гости из Великобритании и Германии.

Вводную часть посвятили пониманию того, какие дети и с какими формами инвалидности могут оказаться на уроке физкультуры. Чтобы дать возможность преподавателям других дисциплин, из числа участников конференции, почувствовать себя на месте ребенка с инвалидностью, небольшой группе завязали глаза, а еще одна из участниц, с открытыми глазами, должна была провести коллег по спортивному залу только с помощью объяснений и подсказок. «Мы идем вместе, я с вами», – повторяла гид своей команде, шарившей руками в воздухе. Эксперты тем временем объясняли, что очень важно, что и как говорит педагог, и даже с какой скоростью он говорит.

Основная часть занятия была посвящена отработке конкретных случаев. Участники дискутировали на тему включения в занятия учащихся с ментальной формой инвалидности, с аутизмом. Все признали, что это для учителя самая сложная задача. Эксперты из США рассказали, как это можно делать, используя специальные карточки. А еще рассказали случай из практики – как девочку с аутизмом удалось научить кататься на лыжах. Сначала ее знакомили с лыжами, дали их потрогать, примерить, покрутить и повертеть. Потом договорились, что ее ботинки будут всегда стоять на одном и том же месте, и никто их не возьмет и не тронет… Каждый раз путь такого ребенка к спорту был непростым, но учителя брались за решение проблемы. Еще очень важно, рассказали эксперты, давать детям отдохнуть, устраивать минутки передышки, чтобы ребенок мог или уйти в специальную комнату отдыха, или хотя бы закрыть руками глаза.

«Основные этапы при работе с такими детьми – рассказать, показать и сделать вместе, с тренером или с одноклассником», – пояснила Ольга Котова.

Участникам мастер-класса тоже дали отдохнуть и поиграть в бочча. Игра оказалась в диковинку для многих участников конференции из российских регионов, а ведь еще им предложили использовать специальный желоб, которым пользуются люди со сложной формой инвалидности! Правда, желоба не нашлось, и пришлось приспособить полку из шкафа в кабинете директора.

В свою очередь учитель школы «Ковчег» Максим Бушмелев рассказал про девочку без инвалидности, которая очень плохо себя вела в своем классе, но когда ее перевели в класс к ребятам с аутизмом, у нее совершенно пропала охота безобразничать на уроках.

Педагоги из Великобритании и Германии расспрашивали учителя физкультуры школы «Ковчег» Юрия Торгашева, как он работает с учениками с инвалидностью. Учитель делился опытом и пояснял: «Мы не делим детей с инвалидностью и без, для нас они все равны». В итоге и немецкие, и британские гости признали, что наши педагоги идут в правильном направлении.