На пленарном заседании в рамках Конгресса выступили ведущие специалисты и представители власти. Участники обсудили разные аспекты инклюзии, затронув все актуальные проблемы. Заместитель министра образования и науки России Вениамин Каганов выступил с видеообращением и акцентировал внимание на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с инвалидностью и на создании доступной среды. Первый заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Российской Федерации Олег Смолин в свою очередь подчеркнул необходимость в России специальных ресурсных центров в области профессионального инклюзивного образования. А ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе отметил, что на прошедшей сессии Генеральной Ассамблеи ООН обсуждалась проблема качества образования и одной из первостепенных задач организации была обозначена поддержка инклюзии как формы доступного образования вне зависимости от статуса и особенностей развития, инвалидности.
По окончании Пленарного заседания состоялось выездное расширенное заседание Экспертного совета по коррекционному и инклюзивному образованию Комитета по образованию Государственной Думы РФ. В нем также принял участие Государственный совет Республики Татарстан, Комитет по актуальным вопросам Конгресса, представители местных и региональных властей. Юрист СГООИК «Десница» Анна Загарина выступила с докладом «Проблемы нормативно-правового регулирования реализации инклюзивного образования в высших учебных заведениях».
Специалист рассказала о наиболее острых проблемах реализации инклюзивного образования в вузах, вызванных несовершенством нормативно-правового регулирования этой сферы: разрозненностью правовых норм, наличием множества ведомственных актов, разрабатываемых без учета практических трудностей и методик внедрения инклюзии в образовательную среду. По мнению юриста СГООИК «Десница», при нарушении требований законодательства об обеспечении доступности высшего образования следует привлекать к ответственности должностных лиц и сами образовательные организации.
Не менее острая проблема нормативного регулирования – отсутствие четких критериев и методик определения категорий лиц, попадающих под действие норм о лицах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отметила юрист. Это, по мнению Загариной, создает не только правовые коллизии, но и способствует злоупотреблению и пренебрежению правом.
По итогам обсуждения доклада юриста СГООИК «Десница» участники заседания решили, что резолюцию Конгресса необходимо дополнить, отметив в ней проблемы правовой регламентации вопросов инклюзивного образования.
Так, Министерству образования и науки в РФ положениями резолюции рекомендовано:
- рассмотреть возможность государственного финансирования обучения людей с инвалидностью в ВУЗе, независимо от организационно правовой формы учебной организации (государственная/негосударственная);
- инициировать нормативно-правовое обеспечение деятельности ПМПК;
- пересмотреть требования к обеспечению образовательного процесса в организациях, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья с различной нозологий;
- утвердить нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность образовательных организаций, с учетом специфики инклюзивного подхода в отдельно взятой организации.
«Хочу отметить высокую практическую значимость Конгресса: это были настоящие мастер-классы, в ходе которых мы приобретали практические навыки, – делится впечатлениями Анна Загарина. – На дискуссионных площадках и круглых столах мы обсуждали проблемы, с которыми педагоги сталкиваются каждый день, решали вопросы, на которые не нашли ответы самостоятельно… Разработанная по итогам конгресса резолюция сможет послужить необходимой научно-исследовательской и практической основой, которая так необходима нашему законодателю при определении механизмов интеграции людей с инвалидностью в образовательную среду».
Справка: организаторы Конгресса – Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Комитет по образованию ГД РФ, Министерство образования и науки РФ, Институт коррекционной педагогики РАО, Федеральный институт развития образования, Академия наук Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ (г. Казань).