Юрист общественной организации «Верас» сопровождала четырех родителей детей с инвалидностью при обследовании и получении рекомендаций по образовательному маршруту.
Предварительно все родители получили юридическую консультацию и подготовились согласно рекомендациям: сняли видео с занятий с ребенком, прописали в характеристиках из детских образовательных учреждений и других организаций, где получает помощь ребенок, необходимость сопровождения ребенка взрослым.
Два ребенка из четырех посещают обычные детские образовательные учреждения в одном из районов области (Чкаловский район). Девочке с существенными нарушениями коммуникации поведения – аутизмом – в рекомендации включили: «…предусмотреть предоставление услуг тьютора на период адаптации ребенка-инвалида с ОВЗ в коррекционном образовательном пространстве...» (хотя ребенок посещает обычный детский сад). Другому ребенку – мальчику с ЗПС (задержкой психического развития) и проявлениями аутистического расстройства, было рекомендовано обучение в ДОУ по программе для детей с ЗПР и так же предоставление услуг тьютора. Родители были приятно удивлены тем, что Центральная ПМПК включила тьютора в рекомендации обоим детям.
Другой ребенок, девяти лет, не посещавший детский сад и школу, имеет сильные нарушения речи, интеллектуальные и моторные нарушения, аутизм. Этой девочке по результатам обследования прописали услуги тьютора при обучении в школе по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. У четвертого ребенка же не было установленного диагноза, но были явные признаки аутизма: микроцефалия, тяжелые нарушения интеллекта. На момент обследования – 13 лет, никогда не посещала ни сад, ни школу, на территориальной ПМПК ей несколько лет прописывали, что она необучаема. По итогам обследования в центральной ПМПК ребенку с инвалидностью были даны рекомендации по обучению ее в первом классе в школе по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Однако помощь тьютора ей не была прописана.
Специалисты центральной ПМПК Нижегородской области в 2016 г. начали выдавать рекомендации по образовательному маршруту со ссылкой на вступающие с 01.09.2016 г. ФГОС начального образования для детей с ОВЗ и с интеллектуальными нарушениями. На протяжении последних трех лет при сопровождении детей родители и представители НКО обращались с просьбами прописать рекомендации о предоставлении услуг тьютора детям со сложными нарушениями в образовательном пространстве. Благодаря совместным усилиям НКО, Центральной ПМПК и ГБ МСЭ по Нижегородской области, ряду проведенных совместных мероприятий – обсуждений на круглых столах, рабочих встречах, совещаниях, родительское сообщество обращало внимание специалистов ПМПК и специалистов Министерства образования Нижегородской области о необходимости внедрения практики о предоставлении услуг тьютора детям с различными нарушениями развития, поведения и коммуникации и выдачи соответственных рекомендаций им. Эффективное и конструктивное сотрудничество НРООПДИМ «Верас» и Центральной ПМПК Нижегородской области в настоящее время вышло на новый уровень, когда специалисты понимают, что если на обследовании находится ребенок с аутизмом или указанными выше проблемами развития и по результатам обследования он действительно нуждается в предоставлении услуг тьютора, такие рекомендации стали реальностью. Нельзя не отметить и активность родителей, благодаря которым это сотрудничество стало более продуктивным.
По поводу реализации рекомендаций по сопровождению детей тьютором в образовательной организации надо сказать, что на сегодняшний день коэффициент расчета финансового обеспечения образования детей-инвалидов в Нижегородской области крайне низкий. Поэтому образовательная организация на сегодняшний день вряд ли сможет ввести новые ставки и расширить штатное расписание. Однако, в соответствии с имеющимися рекомендациями, организация вполне может предусмотреть такое сопровождение внутри штатного расписания, используя для этого ставку воспитателя, педагога и т.д. Главное, чтобы специалист на самом деле выполнял функционал тьютора для ребенка. В настоящее время НРООПДИМ «Верас», родители детей с инвалидностью Нижнего Новгорода и области в количестве около 250 человек обратились с письмом к Министру образования Нижегородской области и в Законодательное собрание региона с просьбой увеличить указанный выше коэффициент, чтобы дети с нарушениями развития смогли получать необходимый и достаточный объем полноценной коррекционной помощи и услуг по психолого-педагогическому сопровождению, в том числе и услуг тьюторов.
Роза Любимова,
юрист Нижегородской региональной общественной организации
поддержки детей и молодёжи «Верас»