1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов» N 419-ФЗ 1 декабря 2014 года
Что нового: статья 3.1. «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности» в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Принятие подобных поправок, безусловно, логичный и прогрессивный шаг. Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная в 2014 году, также содержит положения о запрете дискриминации по признаку инвалидности. Таким образом равноправие людей с инвалидностью и без нее закрепляется на законодательном уровне.
Однако следует отметить, что в реализации этого положения будут определенные сложности: доказать формально факт дискриминации людей с инвалидностью довольно сложно. Работодатель всегда может сказать, что отказал претенденту не из-за инвалидности, а по какой-либо другой причине, а организация, отказавшаяся предоставить ту или иную услугу также по причине инвалидности, не признает это и не подтвердит нарушение документально. Кроме того, может возникнуть множество спорных ситуаций. Таким образом, возникают сомнения, что норма о запрете дискриминации по признаку инвалидности значительно изменит положение людей с инвалидностью в ближайшее время. В будущем это возможно в случае накопления положительной практики и, как следствие, лучшего понимания проблемы инвалидности судьями.
Спорно также, что эти поправки предусматривают условия для совершенствования механизмов реабилитации, установления групп инвалидности и что они позволят сделать медико-социальную экспертизу и реабилитацию адресной и более объективной, прозрачной. Главная проблема при проведении медико-социальной экспертизы заключается в основаниях для установления инвалидности и критериях, которые используются для этого. А они устанавливаются другими нормативно-правовыми актами – постановлением Правительства и приказом Министерства труда.
Положение о федеральном реестре инвалидов вступает в силу с 1 января 2017 года. Самое значительное нововведение – обеспечение доступности для людей с инвалидностью объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (применяется с 1 июля 2016 года), различных услуг, а также объектов культуры – музеев, театров и библиотек. Однако положение применяется исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию, прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам.
В целях обеспечения условий доступности объектов и беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период. В течение этого времени федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению доступности объектов и услуг для людей с инвалидностью. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации (указано в ст. 26 закона).
Редакция статьи 15. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур»
Новая редакция гласит: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм должны обеспечивать людям с инвалидностью (включая тех, кто использует кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение людей с инвалидностью, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа людей с инвалидностью к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для людей с инвалидностью звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение (он выдается по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения);
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, которые мешают получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для людей с инвалидностью объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, предоставляемых услуг и оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Необходимо также согласование с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, учет финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Таким образом, не только объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, но и все организации, предоставляющие услуги населению, должны при необходимости помогать людям с инвалидностью в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
В закон внесена Ст. 19 (вступает в силу 1 июля 2016 года): при перевозке пассажиров с инвалидностью и их багажа легковым такси предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:
- оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;
- провоз собак-проводников при наличии специального документа;
- перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов.
Транспортное средство также должно быть оснащено надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Ст. 16 (вступает в силу 1 июля 2016 года) определяет, что оператор связи обязан обеспечить возможность вызова экстренных оперативных служб людей с инвалидностью путем отправления коротких текстовых сообщений через подвижную радиотелефонную связь.
Согласно изменениям в Федеральный закон, также должны быть выработаны сроки и порядок направления:
- на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, имеющих инвалидность и находящихся в исправительных учреждениях;
- подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования;
- обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
- организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы;
- обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий;
- пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (ст. 8).
2. Изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
В закон добавлена Ст. 11.1., которая устанавливает направление средств/части средств материнского/семейного капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей с инвалидностью.
Расходы компенсируются на все товары и услуги, кроме медицинских услуг, реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых человеку с инвалидностью за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Средства или часть средств материнского/семейного капитала могут быть направлены на приобретение товаров и услуг как для родного ребенка с инвалидностью/детей с инвалидностью, так и для усыновленного/усыновленных, в том числе первого, второго, третьего ребенка и/или последующих детей.
Правила направления средств или части средств материнского/семейного капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 12 мая 2015 г. N 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей, по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка (РЖЯ)»
Вводятся требование владения РЖЯ для сотрудников в следующих подразделениях территориальных органов МВД России:
- дежурных частях;
- участковых уполномоченных полиции;
- патрульно-постовой службы;
- по обеспечению безопасности дорожного движения;
- вневедомственной охраны;
- уголовного розыска.
Перечень должностей в подразделения МВД, требующих владения навыками русского жестового языка, утверждается руководителем (начальником) территориального органа МВД России. Категории должностей и их количество определяются с учетом:
- численности населения;
- состояния оперативной обстановки и особенностей территории;
- административно-территориального деления субъектов Российской Федерации на районы, города и иные муниципальные образования;
- существующего количества инвалидов с нарушениями функции слуха и инвалидов с нарушениями функций одновременно слуха и зрения.
4. Совместный Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации N 681 и Министерства образования и науки Российской Федерации N 587 от 15 июня 2015 года
Приказ устанавливает объем владения навыками русского жестового языка (РЖЯ) сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, а также замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации. В документе перечислены необходимые знания РЖЯ:
- общие основы теории перевода;
- русский жестовый язык как лингвистическая система, стили русского жестового языка, терминология, соответствующая сфере применения русского жестового языка;
- прямой (синхронный, последовательный) перевод устной речи посредством русского жестового языка для лиц с нарушением слуха, владеющих русским жестовым языком;
- обратный (синхронный, последовательный) перевод русского жестового языка в устную речь для слышащих граждан;
- соответствие перевода устной речи на русский жестовый язык по смысловому содержанию;
- соблюдение установленных терминов и определений в области права при осуществлении перевода.
5. Федеральный закон от 23.11.2015 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 218 части второй налогового кодекса Российской Федерации»
Закон устанавливает стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка с инвалидностью. Увеличиваемый с 3 000 до 12 000 рублей вычет по НДФЛ предоставляется родителям, супругу/супруге родителя и усыновителям в отношении:
- ребенка-инвалида до 18 лет;
- учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Опекунам, попечителям, приемным родителям и их супругам, на обеспечении которых находятся такие дети, вычет будет предоставляться в размере 6 000 рублей.
6. Приказ Министерство труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
Приказом утверждены новые формы индивидуальных программ реабилитации и абилитации взрослых людей и детей с инвалидностью. В новых формах должно быть более подробные сведения персонального характера.