Инклюзия в спорте

24.06.15 прошёл вебинар на тему «Инклюзивная культура и спорт» с участием экспертов из США.

В начале вебинара ведущая Ольга Котова, координатор спортивных программ РООИ «Перспектива», представила обоих гостей.

Илай А. Вульф – инициатор спортивных программ Бостонского Института Дизайна, ориентированного на человека (Institute for HumanCentered Design, IHCD). Илай Вульф приложил немало усилий, чтобы включить в Конвенцию ООН о правах людей с инвалидностью положения, касающиеся спорта и отдыха. Он также участвовал в учреждении Международного Дня спорта на благо развития и мира. Илай Вульф был членом Паралимпийской футбольной команды США на Паралимпийских играх в 1996 и 2004 гг. «Вот уже много лет я работаю для того, чтобы людей с инвалидностью уважали, чтобы у них была возможность проявить себя в спорте, чтобы они жили полной жизнью, – отметил Илай А. Вульф. – И поскольку моя работа в основном фокусируется на образовательных программах для людей с инвалидностью и защите их прав, особенно меня интересуют реабилитационные занятия, создание условий для адаптивного спорта».

Роб Мюллер на протяжении 20 лет – волонтёр, тренер, фандрайзинг-менеджер и управляющий директор различных проектов и программ адаптивного спорта, от Аляски до Аргентины. В настоящее время Роб Мюллер ведет обучение и тренировки для людей с инвалидностью, вовлекая их в программы адаптивного спорта в США. Он также рассказал, что является одним из основателей интернет-ресурса MPower – сети новостного вещания о спорте для людей с инвалидностью и очень заинтересован в передаче своего опыта.

Темой беседы стала инклюзия в спорте: как сформировать соответствующее мировоззрение в обществе и как внедрять инклюзию. И для начала эксперты показали участникам вебинара видео о спорте и об атлетах с инвалидностью, очень ярко и наглядно показывающее, каким может быть инклюзивный спорт, какую силу он несет в себе для всех людей.

«Очень важно фокусироваться на возможностях, а не ограничениях», – отметил Илай. Говоря о том, как следует воспринимать человека с инвалидностью, он пояснил, что в идеале включение должно стать слиянием – человек с инвалидностью, ранее бывший невидимым, потому что не включён в общество, вновь должен стать «невидимым» – но уже потому, что его присутствие нормально, привычно и не вызывает повышенного интереса. «Это не значит, что мы не обращаем внимание на его особенности, но мы при этом ценим его, понимая, что он может участвовать на равных, в том числе и в спортивных мероприятиях, – пояснил эксперт. – Именно это и есть инклюзия».

Далее гости предложили ещё раз обратить внимание на положения Конвенции о правах инвалидов, чётко обозначившей, что люди с инвалидностью пользуются всеми правами и свободами, как и остальные. А значит, имеют право участвовать и в спортивных мероприятиях. «Мы часто думаем, что спорт в нашей жизни – что-то дополнительное, не основное. Но это важно для любого человека – двигаться, чувствовать свое тело, – поделился Илай А. Вульф. – В Конвенции есть статья, которая говорит о праве людей с инвалидностью заниматься спортом. Любым, каким захотят, и специальным, адаптированным для людей с инвалидностью».

Цитируя Конвенцию, эксперт пояснил, что для этого должна соблюдаться доступность зданий и сооружений, спортивных площадок… Детям с инвалидностью должен быть обеспечен равный доступ к занятиям физкультурой в школах, и школа должна поощрять эти занятия, а также находить адаптивные варианты физических упражнений, если есть необходимость. Поэтому нужно составлять специальные программы для учителей. Чтобы люди с инвалидностью могли участвовать в спортивных занятиях на любом уровне, начиная от спортивных занятий для детей и молодёжи и дальше – в колледже, на уровне профессиональных занятий, на уровне национальных соревнований.

Эксперт обозначил основные принципы инклюзии в спорте:

– спортсмен с инвалидностью включается на базе существующих занятий, соревнований и чемпионатов, без каких либо исключений. (Гость привёл примеры, сопроводив их фотографиями, – девушка без руки, играющая в настольный теннис и лыжник со слабым зрением, участвующие в обычных соревнованиях).

– спортсмен с инвалидностью включается в уже существующие команды, но с вариантами адаптации (оборудование, снаряды или правила игры как-то меняются). Это сильно влияет на изменение сознания его партнёров по команде, без инвалидности.

– спортсмен с инвалидностью участвует в адаптивных видах спорта или специально разработанных для людей с инвалидностью. (Например, гонки на инвалидных колясках, теннис на колясках).

– спортсмен с инвалидностью участвует в командных адаптивных видах спорта – слэдж хоккей, волейбол сидя, – для людей с разными формами инвалидности. В этих же играх могут участвовать люди без инвалидности.

«Важно чтобы инклюзия была незаметной, чтобы человек чувствовал себя принятым, и это было как само собой разумеющееся, а не снисхождение и не благотворительность», – отметил эксперт.

При этом немалое значение имеет универсальный дизайн – чтобы сделать спорт удобным для каждого, для любых потребностей. И здания, и спортивные сооружения, и подачу информации, способы коммуникации. Кроме того, необходимо, чтобы в разработке программы адаптивного спорта участвовали сами люди с инвалидностью в качестве экспертов. Чтобы их голос был услышан – только тогда это действительно будет для них, уверен Илай А. Вульф.

Роб Мюллер рассказал о том, как можно адаптировать конкретные виды спорта. По его словам, в любом преподавании физкультуры важно ставить задачу в соответствии с возможностями человека. Поэтому учителям важно знать, какие именно компоненты можно адаптировать к возможностям человека с инвалидностью. Во-первых, можно подумать об адаптации формы движения. Найти другой способ, который больше подойдёт людям с инвалидностью. Например, мяч можно бросать на определённую точку, катать по полу… С одной стороны сложная задача, с другой – возможность для творчества. Кроме того, можно адаптировать физическое пространство класса или площадки, которая используется на уроках. Если есть участники на колясках, может быть, лучше перейти с футбольного поля на баскетбольную площадку. И спросить самого человека – где и как ему удобно? Может быть, он уже занимался этим видом физической активности и имеет свои предпочтения.

Ещё можно адаптировать оборудование, спортивные снаряды. Например, существуют разные виды велосипедов, которые приводятся в движение разными частями тела. Если человек незрячий, может кататься на велосипеде в тандеме.

В основном перечисленное выше касается людей с физическими формами инвалидности. Но очень важен индивидуальный подход, и каждому человеку лучше подобрать отдельную программу. Что касается людей с ментальными формами инвалидности, то для них важно адаптировать подачу информации, правила, инструкции. Если ребенок не может воспринимать большой поток информации, то надо начинать с игры, где 2–3 простых правила, постепенно усложняя задачу. Кроме того, у такого ребёнка должен быть или личный тренер, или волонтёр, который поможет понять и разобраться и будет заботиться о нем в ходе игры. Для этих целей можно подключать одноклассников, сверстников без инвалидности. Очень важно использовать формулу работы один на один, даже в командных видах спорта.

Но самое главное – у того, кто ведёт занятие должно быть инклюзивное мировоззрение. Тренер должен позитивно относиться к возможности включить в занятие всех. А позитивное отношение тренера будет формировать отношение остальных участников.

Американские эксперты отметили, что ещё очень важно, чтобы люди чаще видели атлетов с инвалидностью на ТВ, в Интернете. Это будет понемногу менять восприятие того, кто такой спортсмен и кто может быть спортсменом. Нужно показать, что разные виды спорта доступны людям с инвалидностью и без, работать с массовыми СМИ, продвигая ту идею.

Кратко об экспертах и программе вебинара:
см. анонс «Инклюзивная физкультура«

После презентации гости «Перспективы» ответили на вопросы участников вебинара.
(непосредственно в вебинаре участвовали 28 человек из 10 городов России;
остальные зарегистрированные слушатели получают материалы вебинара по электронной почте).

Общее число зарегистрированных слушателей вебинара 24 июня 2015 превышает 92 человека, проживающих в 33 городах России (21 регион), Украины (4 города), Азербайджана, Беларуси, Казахстана и Литвы:

Видеозапись вебинара 24.06.2015:

География вебинара:
Алматы (КАЗАХСТАН), Ангарск (Иркутская обл.), Баку (АЗЕРБАЙДЖАН), Борисоглебск (Воронежская обл.), Братск (Иркутская обл.), Вильнюс (ЛИТВА), Винница (УКРАИНА), Волжский (Волгоградская обл.), Днепропетровск (УКРАИНА), Запорожье (УКРАИНА), Казань (Республика Татарстан), Калининград, Киев (УКРАИНА), Киров, Краснознаменск (Московская обл.), Красноярск, Лучегорск (Приморский край), Махачкала (Республика Дагестан), Минск (БЕЛАРУСЬ), Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Подольск (Московская обл.), Пущино (Московская область), Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Севастополь, Симферополь (Республика Крым), Смоленск, Томск, Уфа (Республика Башкортостан), Хабаровск, Челябинск.

Вы тоже можете стать участником нашего вебинара!
Для того, чтобы получить доступ к видеозаписи и презентационным материалам вебинара, зарегистрируйтесь:
вебинар 24.06.2015 – «Инклюзивная культура и спорт»

Яндекс.Метрика