Чтобы глаза горели

26.05.15 декан факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Бронюс Айсмонтас рассказал об опыте образования и социализации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Тема прошедшего вебинара: «Образование и социализация студентов с инвалидностью и ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы».

Ведущая вебинар Мария Генделева, руководитель направления «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью», сообщила, что РООИ «Перспектива» отныне работает также с молодежью и студентами, помогая их социализации, именно поэтому опыт МГППУ чрезвычайно важен и интересен.  

Факультет дистанционного обучения (ФДО) в МГППУ существует уже 10 лет, и на нем студенты с инвалидностью изучают психологию. В университете есть также факультет информационных технологий, где учатся в том числе студенты с инвалидностью по зрению. Однако декан не склонен категорично разделять очную и дистанционную формы обучения: «Традиционное обучение и дистанционное обучение – это две крайности. Наилучшие результаты можно получить только при оптимальном сочетании достоинств каждой из этих систем и учете негативных их сторон», – уверен он.

На факультете дистанционного обучения учатся 86 студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для них в университете создан целый комплекс пособий самого разного формата, чтобы была возможность максимально полно получать знания, даже находясь на удалении. «Многие к дистанционному обучению относятся настороженно, спрашивают, будет ли написано в дипломе, в какой форме шло обучение, – поделился Бронюс Айсмонтас. – Я скажу, если говорить о качественном образовании, то дистанционное будет более эффективно, чем очное. Потому что на очном студент часто учится под принуждением. Но принуждением ничего хорошего не достигнешь. А тут цель – самообразование, саморазвитие. Конечно, этому нужно учиться, нужно для этого создавать условия, в этом и заключается функция педагога».

Декан рассказал слушателям вебинара о том, как строится образовательный процесс, каким образом адаптированы пособия, электронные учебники и справочные материалы для студентов с разной формой инвалидности, о том, как работают электронные учебники. Для студентов дистанционного факультета записаны видеокурсы лекций. Все материалы и пособия остаются студентам и после окончания университета, поскольку могут оказаться востребованными в ходе профессиональной деятельности.

Однако, несмотря на высокое качество учебных материалов, руководство университета считает очень важным организовать живое общение со студентами. «Надо видеть друг друга, – уверен Бронюс Айсмонтас. – Особенно это важно для студентов с инвалидностью. Они скучают по общению, у них не так много друзей, а им обязательно надо общаться». Чтобы восполнить нехватку общения, семинары для дистанционного факультета сделали вебинарами – на них студенты могут задать вопрос, высказать свое мнение. «Когда мы только начали эту практику, это произвело очень сильное впечатление, – вспоминает декан. – Помимо учебы, были консультации на тему как учиться, как жить… Порой общались до 11 часов вечера, в сети находилось по 80 участников, мы не могли их отправить спать, потому что для них очень важным было это общение».

Наладив образовательный процесс для студентов с инвалидностью, МГППУ задался новым вопросом – а кто из этих выпускников готов пойти работать? Оказалось, не больше половины. У кого-то родители считают, что пусть лучше молодой человек останется дома, кто-то считает, что не готов. «Но мы же их учили! Зачем тогда это все делалось?» – пожимает плечами Бронюс Айсмонтас.

Именно тогда преподавательский состав факультета взялся за проблему социализации своих студентов. За городом, в санаторно-лесной школе, начали проводить тренинги личностного роста, коммуникационные тренинги, а также беседы для родителей. Многие родители задавались вопросом – что будет делать подросший ребенок, если останется один? Сможет ли работать по полученной специальности, обеспечивать себя? Есть ли у него профессиональная перспектива?

В ходе дискуссии о том, что определяет эту перспективу, одна из студенток на коляске высказала мысль – важен блеск в глазах. Если он есть, то человек будет интересен, нужен и востребован. А если нет – никакие концепции и теории, которыми выпускник владеет, не спасут. При нынешнем доступе к информации пробелы в знаниях восполнить несложно. Но если у человека иждивенческая позиция, если ныть и плакаться, то будешь неинтересен работодателю, – рассуждали ребята.

В основе программы социализации студентов с инвалидностью – несколько важных принципов. Первый: равные помогают равным. «Студент помогает студенту, инвалид инвалиду, – пояснил декан. – Мы готовим психологов-консультантов из числа людей с инвалидностью. И они будут более адекватно воспринимать проблемы другого человека, если у них будет практический опыт помощи такому же, как они». Таким образом, студенты старших курсов, уже прошедшие сложный путь социализации и адаптации, стали консультировать первокурсников.

Еще один принцип – помогая другим, помогаешь себе. «Это философия жизни. Нельзя чтобы только ему помогали, были ему должны. А он – никому не должен, – объяснил Бронюс Айсмонтас. Тогда ни друзей не будет, ни партнеров. Никому неприятно, когда его используют. Если больше ориентироваться на внешний мир, на помощь других – появится больше перспектив жить интересной жизнью».

В МГППУ есть подготовительное отделение для абитуриентов с инвалидностью – абсолютно бесплатное, в том числе и потому, что многие занятия по биологии, математике, русскому ведут студенты старших курсов.

А еще студенты с инвалидностью многие дисциплины изучают «на выезде» – например, в планетарии, в Третьяковской галерее, зоопарке. Изучают картины мира и себя в этой картине, общаются с художниками, скульпторами. Для тех, кто не может поехать, идет трансляция в живом режиме. Участник с экрана может задать вопрос экскурсоводу, попросить направить камеру на какую-то картину…

Кроме того, будущие психологи посещают разные центры психологической помощи, чтобы видеть и понимать, где и как идет работа. Кроме того, студенты проходят индивидуальные консультации, чтобы научиться работать с собственным опытом, чтобы затем консультировать других. «Это не входит в программу, это мы делаем дополнительно, чтобы наш студент знал не только теории и концепции, чтобы он знал и понимал жизнь, чтобы глаза горели», – объяснил декан.

Кроме того, студенты сами проводят мастер-классы, поскольку на факультете уверены – очень важно дать возможность талантливому человеку показать себя перед другими студентами.

На выездах, в той же санаторно-лесной школе, идут занятия арт-терапией и даже танцами. А еще там идет общение ребят между собой, допоздна, даже ночью. Благодаря этим выездным мероприятиям студенты с инвалидностью знакомятся, переписываются, становятся другими, более раскрепощенными.

А еще используются разного рода социальные проекты, когда студенты пробуют что-то полезное сделать сами. Например, привести в вуз новых абитуриентов, аргументированно объяснив, почему это стоит сделать. Кроме того, ребята, прошедшие специальную подготовку, проводят Уроки доброты для школьников, некоторые работают волонтерами, другие активны в клубе общения. Формируются такие навыки, как умение написать аннотацию, вывесить ее на сайт, объяснить суть проекта. Эти навыки – коммуникативные, творческие – впоследствии очень пригодятся студентам с инвалидностью.

Нередко группы выезжают на экскурсии, недавно были в Архангельском, 20 человек, в том числе и ребята на колясках, съездили в Санкт-Петербург. Сплавлялись по реке на лодке, отдыхали на Селигере, сидели и общались у костра, а в этом году собираются прокатиться на яхте.

«Образование – это хорошо, но недостаточно, – уверен Бронюс Айсмонтас. – Мы должны сделать так, чтобы у человека глаза горели».

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. анонс «Как воспитать лидера с инвалидностью. Мнение профессора«

Участники вебинара (более 45 человек из 16 городов России) задали эксперту немало вопросов.

Общая аудитория вебинара 26 мая 2015 (вместе с теми зарегистрировавшимися слушателями, которые не могли участвовать непосредственно в этот день и будут смотреть вебинар в видеозаписи) – более 108 человек из 31 городов (25 регионов РФ, 2 города Казахстана и столица Таджикистана):
Армавир (Краснодарский край), Архангельск, Астрахань, Боровичи (Новгородская область), Братск (Иркутская область), Губаха (Пермский край), Душанбе (ТАДЖИКИСТАН), Карачаевск (Карачаево-Черкесская Республика), Кемерово, Колпино (Санкт-Петербург), Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край), Махачкала (Республика Дагестан), Москва, Нижний Новгород, Николаевск (Волгоградская область), Новосибирск, Омск, Оскемен (бывш. Усть-Каменогорск, КАЗАХСТАН), Пермь, Пущино (Московская область), Санкт-Петербург, Свердловский (Московская область), Серов (Свердловская область), Смоленск, Тараз (КАЗАХСТАН), Тольятти (Самарская область), Томск, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Череповец (Вологодская область), Черногорск (Республика Хакасия), Якутск (Республика Саха – Якутия).
В числе слушателей:
представители 3 коммерческих организаций, 31 учебных и государственных учреждений, 16 НКО и общественных организаций, а также 4 родителей, преподавателей и др. частных лиц.

Видеозапись вебинара 26.05.2015:

Все остальные желающие также могут получить бесплатный доступ
к видеозаписи прошедшего вебинара, заполнив регистрационную форму:
вебинар 26.05.15 – «Образование и социализация студентов с инвалидностью и ОВЗ»

Яндекс.Метрика