Аутизм и школа: практики мирного сосуществования

22.01.15 Как подготовить детей с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе? А как подготовить к этому сами школы? Об уникальных технологиях и собственной практике на нашем вебинаре рассказала Людмила Веко, глава Нижегородской региональной общественной организации поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями «Верас».

Открывая вебинар, руководитель инклюзивного направления РООИ «Перспектива» Мария Перфильева объяснила, что приглашение эксперта из Нижнего Новгорода объясняется тем, что не так давно в этом городе прошла конференция, на которой «Верас» презентовала свои практики поддержки обучения детей с расстройствами аутистического спектра. «Мне показалось, что это очень интересный опыт, который заслуживает внимания», – сообщила Мария Перфильева.

Перед вебинаром участники посмотрели видеофильм о том, как специалисты «Верас» ведут подготовку детей с расстройствами аутистического спектра к школе. «Нашей организации в этом году 15 лет. И уже несколько лет мы активно поддерживаем программы развития, обучения таких детей, – рассказала Людмила Веко. – Сейчас в стране стали много говорить об инклюзии, о детях с аутизмом. Но, помимо разговоров, нужны программы, примеры, конкретные методики. Нужно знать, как работать с такими детьми»

Специалисты «Верас» работают с семьями, где растут дети с сочетанными нарушениями, в том числе с разными видами аутизма. Программы разрабатывались с 2004 года, а в 2011 году сотрудники «Верас» открыли Центр лечебной педагогики и социальной адаптации, где начала работать группа подготовки к школе.

«Это были дети со сложными нарушениями, которые не посещали образовательные учреждения, некоторые находились на домашнем обучении, – поделилась эксперт. – Наш контингент – дети с 6 до 14 лет, у которых проблемы с коммуникацией, поведением, нарушение эмоционально-волевой сферы».

В центре в первую очередь выполняется задача формирования у детей «учебного» поведения, социальных навыков, развития способов коммуникации, поскольку большинство из них не владеют вербальной коммуникацией. «Одна из важных технологий при работе с такими детьми – визуальная поддержка, – рассказала Людмила Веко. – Она оказывается, исходя из уровня потребностей ребенка. Начиная от предметов, фотографий, далее идет переход к картинкам, пиктограммам и вплоть до словесной поддержки. Для наших ребят это одно из основных направлений».

В занятиях используются элементы сенсорной интеграции – коврики, массажные мячики, рисование пеной, работа с фасолью. Оборудована сенсорная комната, большой популярностью пользуются батут и канат.

Основная задача – подготовить ребенка к учебной деятельности и сформировать социальные навыки. Нужно научить ребенка сидеть за столом, работать по расписанию, ждать очереди, делить пространство с другим человеком. Формируются коммуникативные навыки, развиваются академические. Дополнительные занятия – адаптивная физкультура, арт-блок, музыкотерапия. «Мы показали вам фильм, который начинается с сентября 2014 года, – пояснила Людмила Веко. – Вы видели детей, которые только что пришли к нам учиться. Видели, что для них сложно понимать педагога, расписание, поэтому, чтобы ребенок мог обучаться, у нас существуют самые разные занятия и активности. Мы все время проводим видеосъемку и подробно разбираем, что получается, на что надо обратить внимание».

Посещение в центре не ежедневное, только два раза в неделю, поскольку желающих много, а ресурсов общественной организации не хватает. «Для большинства детей, которые приходят к нам, массовые школы вообще недоступны, так как многие из них в раннем детстве не посещали никаких развивающих учреждений – сидели дома в четырех стенах, и родители не знали, что с ними делать и как, – объяснила эксперт. – Поэтому надо идти постепенно, шаг за шагом. Для таких детей даже коррекционная школа – уже инклюзия, так как педагоги этой школы при внедрении специальных технологий могут создать атмосферу и пространство, которые нужны нашим ребятам».

По результатам первого учебного года в группе подготовки (2011-2012 гг.) у экспертов возник вопрос – что дальше? Школ, которые брали бы таких детей на обучение, очень мало, и специальных программ для детей с аутизмом там нет. В то время в России еще не было специальных знаний в этой области, информации, программ. «Мы приняли решение, что мы будем продолжать готовить детей к обучению в школах и совместно с Департаментом образования думать, как проводить дальнейшее обучение», – рассказала Людмила Веко.

Это был партнерский проект общественности, специалистов и Департамента образования. В задачи фонда входил поиск технологий, привлечение экспертов, которые обучат педагогов школ. Детей было много, с большим разбросом по городу, поэтому для участия в проекте выбрали восемь школ. Заключили соглашение с Департаментом образования, согласно которому в каждой школе нужно было сформировать команду для работы с этими детьми. Отдельный человек, завуч, должен был эту работу курировать, также в команду вошли психолог, логопед, дефектолог и учителя, которые должны были учить этих детей.

Каждая школа составила такой список. Начали с изучения историй успеха в России: ездили в 46-ю школу Санкт-Петербурга – сначала директор Департамента образования, затем директора и завучи школ, которые собирались участвовать в проекте. Нужно было, чтобы они поняли идею и подобрали тот состав специалистов, который сможет работать с такими детьми. И не только работать, но и одновременно обучаться технологиями работы. Специалисты в свою очередь тоже ездили в Санкт-Петербург, а между тем дети уже пошли в школу.

«Мы продолжали поддерживать педагогов, нам нужно было создавать ситуации успеха, чтобы учителя поверили в то, что у них получится, – пояснила Людмила Веко. – От нашей организации за каждой школой был закреплен координатор, который приходил раз в неделю, но не с целью контроля, а чтобы помочь разобраться, как адаптировать ребенка, какую программу ему составить. Ведь у каждого должна быть индивидуальная программа, в которой нужно учитывать и его возможности, и запросы родителей, и наконец общую учебную программу. В это время в педагогическом сообществе уже начали говорить о необходимости адаптированной программы, которая помогает в обучении таких детей».

Очень важна была практика. И каждый месяц пять дней шло интенсивное обучение учителей и специалистов. Работу в классе снимали на видео, потом обсуждали проблемы, технологии, которые не удается применить, давали рекомендации. Все 86 участников проекта смотрели работу друг друга и делились своими соображениями. Кроме того, шла работа с родителями, чтобы помочь им адекватно оценить возможности ребенка, принять его и найти пути коммуникации.

Видеозапись вебинара 22.01.2015:

«Когда начинает получаться – это очень вдохновляет, появляется ощущение успеха», – поделилась эксперт с участниками вебинара. Она также ответила на многочисленные вопросы слушателей, представлявших 24 города из России (22 региона) и Украины.

География вебинара 22 января 2015:
Абакан (Республика Хакасия),
Астрахань,
Боровичи (Новгородская область),
Владикавказ (Республика Северная Осетия – Алания),
Волгоград,
Воронеж,
Иваново,
Красноярск,
Махачкала (Республика Дагестан),
Москва,
Набережные Челны (Республика Татарстан),
Нижнеудинск (Иркутская область),
Нижний Новгород,
Омск,
Подольск (Московская область),
Полтава (УКРАИНА),
Пущино (Московская область),
Самара,
Санкт-Петербург,
Симферополь (Республика Крым),
Томск,
Улан-Удэ (Республика Бурятия),
Уфа (Республика Башкортостан),
Ухта (Республика Коми).

Доступ к материалам и видеозаписям вебинаров Web-школы РООИ «Перспектива»
предоставляется бесплатно:
Подписки на материалы прошедших вебинаров.

Яндекс.Метрика