Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Ведущие вебинара, Мария Сарычева, Галина Новотворцева и Владислав Колесников рассказали о том как Музей современного искусства «Гараж» расширяет привычные представления о способах коммуникации с посетителями.

При этом эксперты также наглядно продемонстрировали, что происходит в Музее современного искусства «Гараж» и как проходит взаимодействие с посетителями с инвалидностью. «Современное искусство – оно, как правило, актуальное, оно связано непосредственно с теми событиями, которые происходят в стране, в мире, с социальными проблемами общества. И каждая экскурсия, каждая выставка о современном искусстве и расширяет кругозор, и дает возможность поговорить о проблемах, которые существуют в обществе», – подчеркнули ведущие вебинара «Создание универсальной среды в музее. Как говорить с людьми с нарушениями слуха и зрения о современном искусстве?».

Владислав Колесников обратил внимание участников вебинара на то, что у большинства неслышащих из-за нарушения слуха нарушена письменная грамотность, поэтому информация в текстовом виде для них относительно малодоступна. Поэтому очень важно использовать для донесения информации привычный им канал коммуникации – жестовый язык. Но необходимо так же учитывать и то, что переводчик жестового языка – это не совсем универсальная профессия, поэтому ему также необходимо полное погружение в основы современного искусства, чтобы максимально полно донести до посетителя переводимую информацию.

Галина Новотворцева рассказала о том, что экскурсионных программ, доступных для незрячих, очень мало, но такая возможность должна существовать. Не хватает и в визуальном искусстве программ для тех, кто не видит. Эксперт отметила, что не только музеи не приспособлены для принятия такой категории людей, но даже в школах, где учатся дети с инвалидностью по зрению, как правило, о предметах, связанных с визуальным искусством, не говорят. «Не проводится никакой обязательной образовательной программы в этом направлении», – отметила Галина Новотворцева.

Мария Сарычева рассказала историю сотрудничества Музея с посетителями с инвалидностью, о том, что это не единичные события, а плановая работа, которая началась в августе 2014 года.

Все началось с проекта Supramen тур в Москве, художественной акции, которая направлена на создание некоего воображаемого музея с помощью тех категорий и понятий, которые уже существуют в голове посетителей. Проект был предложен дуэтом The Supramen Tour (Эммели Персон и Эмели Карлен, Швеция), который проводит экскурсии в выставочном пространстве для посетителей с завязанными глазами. Изначально эти экскурсии не были рассчитаны на людей с нарушениями зрения, но Музей «Гараж» решил их провести в смешанных группах, и поэтому незрячие и слабовидящие посетители были приглашены на экскурсии в рамках выставки The New International.

«Когда мы начали работать над этим проектом, мы столкнулись с огромным количеством стереотипов, ведь у нас не было опыта говорить об искусстве, тем более искусстве 20 века, используя описательные категории», – рассказала Мария Сарычева. После того, как Музей заинтересовался этой темой, было решено не сидеть без дела, а развивать успешное начало и посмотреть, как работают с разными посетителями другие музеи. Для обмена опытом пригласили Аню Винтер из Берлина, которая является экспертом по тактильным экскурсиям и музейным консультантом по вопросам работы с незрячими и слабовидящими посетителями, а также по вопросам безбарьерной организации выставочного пространства. (Анна сама потеряла зрение в возрасте 50 лет). Она дала четкие методические рекомендации о том, как разрабатывать экскурсионные маршруты и графики. Также в развитии данного направления помогла Катя Судец из Любляны, которая поделилась опытом, как объяснить, как рассказать, как показать незрячим посетителям современное искусство.

Запуск нового проекта сопряжен с расходами, поэтому очень важно показать не только его востребованность, но и возможность ограничить вложения. Катя Судец познакомила коллег из «Гаража» с разными способами оптимизации расходов: сейчас Музей использует витражные контуры, благодаря которым можно самостоятельно распечатать фотографию объекта, представленного на выставке и, обведя его витражным контуром, получить некую тактильную картинку. Конечно, это изображение получится низкорельефное, и незрячий участник экскурсии не сможет самостоятельно его «прочитать», но такой инструментарий дает понимание расположения частей объекта, к которому нельзя приблизиться и увидеть тактильно.

Следующим этапом стала выставка «Перфоманс в России: картография истории», во время которой прошли экскурсии, основанные на тех технологиях, которые передали Аня Винтер и Катя Судец. В рамках данной выставки, охватившей всю историю Перфоманса, начиная с 20 века, в рамках школьных экскурсий было рассказано о театре, об истории России и о тех потрясениях, которые происходили в мире.

«Вот еще одна из причин, почему важно говорить о современном искусстве: оно, как правило, включает в себя очень много знаковых событий, о которых можно рассказать», – говорит Галина Новотворцева.

Сейчас в Музее проходит выставка «Грамматика свободы/пять уроков. Работы из коллекции ARTEAST 2000+», на которой представлены в основном инсталляции, перформанс и видеоарт. «Изначально мы не планировали организовывать образовательные программы для незрячих и слабовидящих, – призналась Мария Сарычева. – Но возможно, мы какие-то темы не доработали. Поэтому сейчас запускаем экскурсии для неслышащих с использованием жестового языка».

Цель, которую ставит перед собой Музей «Гараж», – принимать не только группы посетителей с инвалидностью, но и индивидуальных гостей. И так, чтобы каждый из них смог найти для себя образовательный инструмент.



География вебинара 19 февраля 2015 – 
16 городов (15 регионов Российской Федерации и столица Азербайджана):
Абакан (Республика Хакасия)
Баку (АЗЕРБАЙДЖАН)
Братск (Иркутская область)
Волгоград
Екатеринбург
Котлас (Архангельская область)
Лучегорск (Приморский край)
Махачкала (Республика Дагестан)
Москва
Нижний Новгород
Пермь (Пермский край)
Псков
Северск (Томская область)
Тольятти (Самарская область)
Тула
Уфа (Республика Башкортостан)

Все остальные желающие также могут получить бесплатный доступ к видеозаписи и материалам вебинара,
заполнив регистрационную форму:

вебинар 24.02.2015 «Создание универсальной среды в музее. Как говорить с людьми с нарушениями слуха и зрения о современном искусстве?»

Анонсы