Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

21.04.14 Уилла Кролиус, директор лаборатории пользователей/экспертов Бостонского Института дизайна, ориентированного на человека, провела видеоконференцию, посвященную инклюзивному образованию и возможностям, которые предлагает в этой области универсальный дизайн

Тема видеоконференции:
«Обзор развития инклюзивного образования в США, роль универсального дизайна в обучении»

Запись видеоконференции 21 апреля 2014 в 15:00

Свою видеоконференцию эксперт начала с истории продвижения инклюзивного образования в США и, как оказалось, история эта вовсе не была гладкой. «Даже в США это был постепенный процесс, многоступенчатый, – поделилась Уилла. – Несмотря на большое количество законов, инициатив, программ, которые воплощаются в жизнь, тем не менее в сознании людей все еще остается разграничение «мы» и «они», а в процессе внедрения инклюзии все ждут готовых ответов на вопросы, никто не хочет сам искать пути и решения».

Обозначив таким образом точки соприкосновения российской и американской реальности, эксперт рассказала, что в Институте дизайна, ориентированного на человека, используют формулировку ВОЗ, из которой следует, что инвалидность – это вполне обычный опыт, а не нечто за гранью реальности. «Человек испытывает ограничение своих возможностей, если они не совпадают с характеристиками среды, – пояснила Уилла Кролиус. – таким образом универсальный дизайн позволяет создать среду, в которой эти ограничения ощущаются в минимальной степени».

По ее словам, универсальный дизайн, применяемый в обучении, позволяет разработать такой набор основных принципов, который подойдет каждому ученику. Программа должна стать более гибкой, не строго фиксированной для всех, и благодаря этому возможен индивидуальный подход и адаптация этой программы для каждого ребенка.

«Все люди имеют разные способности, и очень важно, получает ли человек в процессе обучения ту поддержку, которая нужна именно ему», – отметила Уилла. Эксперт предложила рассмотреть, как задействованы в процессе обучения три основные зоны человеческого мозга. Первая – отвечает за распознавание информации, собирание фактов, их анализ. Вторая – стратегическая сеть, где происходит понимание, выполнение заданий, формулировка своих идей, планирование. Третья – та, где формируется мотивация к процессу учебы, желание обратить внимание, узнать, выяснить.

Создавая программы в рамках универсального дизайна, нужно иметь в виду все эти три сети, и не адаптировать информационный продукт под конкретного ученика, а делать его максимально удобным и доступным всем учащимся.

В качестве примера Уилла Кролиус привела субтитры, которые предоставляют все американские телеканалы. Субтитрами может пользоваться неслышащий человек, а также тот, кто изучает язык, или смотрит передачу в спортзале, или просто не хочет будить супруга и поэтому включил телевизор без звука.

В США, по словам Уиллы, доступность среды для человека на коляске или незрячего, это необходимый и обязательный минимум, закрепленный законодательно. Своего рода база, опираясь на которую, есть возможность подумать, что и как можно сделать еще, чтобы облегчить взаимодействие человека со средой. В том числе, найти способ сделать образовательные программы удобными и доступными для всех учеников. Вновь отталкиваясь от трех зон мозга, в первой зоне для облегчения понимания предмета можно использовать графические изображения или анимацию, привязав новый материал к уже известному. Во второй – предложить разными способами показать, что ученик усвоил и понял. Можно просто рассказать, а можно нарисовать, или вылепить из пластилина, или использовать игровую форму. В зоне мотивации очень важно понять, что то, что работает для одного ученика, другого может оставить равнодушным. Эксперт обратила внимание слушателей, что если ребенку интересно, он легче преодолевает трудности, даже объективные, связанные с его особенностями. «Главная цель – сделать образовательный процесс с большим числом возможностей, учитывая разные потребности и способности детей получать и осваивать информацию, – еще раз подчеркнула Уилла Кролиус. – Это важно и для детей с инвалидностью, и без».

Видеозапись вебинара 21 апреля 2014 года:

Анонсы