Приведем примеры, как это делается на улицах Сочи.
Наиболее частая ошибка — расположение тактильной плитки не по всей ширине препятствия.
ул. Воровского
ул. Парковая.
Кондитерская «Бисквит» на Приморской набережной.
Перед пешеходным переходом на ул. Островского. Здесь к тому же применена не та плитка, которую требует ГОСТ
Некоторые торговые комплексы подходят более системно к решению задачи, но то же с ошибками.
ТЦ «Белый лебедь» по ул. Московской. Лестница отмечена не по всех ширине и не понятно зачем делается двойная направляющая движения.
ТЦ «Одиссея» на Платановой аллее. Тактильная поверхность начинается на середине и учтено только одно направление движения.
В наиболее чудовищной форме тактильная плитка была использована при благоустройстве Адлерского кольца.
А между тем, разработаны специальные правила установки тактильной плитки в зависимости от места расположения, которые изложены в ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования».
К сожалению, российские производители реализуют только три типа тактильной плитки, вместо четырёх, прописанных в ГОСТе. Размеры тоже у всех производителей разные и чаще всего далеки от стандарта.
Государственный стандарт разделяет требования к тактильным дорожным указателям, применяемым на улице, и к тактильным напольным указателям, используемых в зданиях.
Назначение, размеры, форма рифления и место расположения тактильных дорожных указателей
Назначение
|
Размеры
|
Форма рифления
|
Расположение
|
Внимание, подземный переход | Полоса шириной 500 или 600 мм и длинной, равной ширине перехода, выложенная на тротуаре перед началом перехода | С конусообразными рифами | На расстоянии 800 мм от кромки первой ступени лестницы |
Внимание, наземный переход | Полоса шириной 500 или 600 мм и длинной, равной ширине перехода, выложенная на тротуаре перед началом перехода | С продольными рифами | На расстоянии 800 мм от кромки проезжей части |
Внимание, наземный переход под углом 90 градусов | Две полосы шириной 500 или 600мм и длинной, равной ширине перехода, выложенные на тротуаре с двух сторон перед поворотом на переход | С диагональными рифами | На расстоянии 800мм. от линий, являющихся продолжением кромки перехода |
Внимание, светофор | Квадрат, выложенный вокруг мачты светофора и состоящий из 4-х плит со стороной плитки, равной 500×500 мм | С квадратными рифами | Вокруг мачты светофора в обхват |
Внимание, препятствие | Полоса, выложенная по контуру препятствия, шириной 500 мм | С квадратными рифами | На расстоянии 800 мм от препятствия |
Внимание, поворот налево (направо) | Плита со стороной квадрата, равной 500×500 мм | С рифами, расположенными по диагонали | На месте поворота |
Назначение, размеры, форма рифления и место расположения тактильных напольных указателей
Назначение
|
Размеры
|
Форма рифления
|
Расположение
|
Внимание, крайняя ступенька лестничного марша | Полоса по ширине и длине ступеньки | С конусообразными рифами | На расстоянии 600 мм от кромки крайней ступеньки |
Направляющие дорожки | Полоса шириной не менее 500 мм | С продольными рифами | Вдоль стены на расстоянии не более 1000 мм от стены |
Внимание, препятствие | Полоса, выложенная по контуру препятствия шириной 300 мм | С квадратными рифами | На расстоянии 600 мм от препятствия |
Внимание, поворот налево (направо) | Плита со стороной квадрата, равной 500×500 мм | С рифами, расположенными по диагонали | На месте поворота |
Нагляднее принцип установки виден на примерах, реализованных в Сиднее, столице летних олимпийских игр 2000 года.
Наибольшее внимание слабовидящим уделяется на остановках общественного транспорта и в метро.
Не стоит думать, что тактильная плитка была установлена только в Сиднее к олимпиаде. На сегодняшний день это уже норма при организации общественных пространств.
Пешеходный бульвар в Канберре. Перед пересечением с проезжей частью установлена предупреждающая тактильная плитка
Берег озера в парке Канберры. Вдоль всей кромки воды установлена предупреждающая тактильная плитка
Новый район Мельбурна. Предупреждающей тактильной плиткой обозначаются даже перепады в несколько ступеней
Новый район Мельбурна. Тактильная плитка на остановке трамвая
Организация движения слабовидящих в метро Мельбурна
И ещё несколько примеров обустройства метро Дубая
Как видно из примеров, способы реализации тактильных указателей могут быть различны, однако, везде виден комплексный подход к проблеме.
Источник: Архитектура Сочи