Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

21.05.15 вебинар на тему «Создание доступной среды в метро. Работа специальной службы помощи маломобильным группам населения в московском метрополитене».

Экспертом на вебинаре выступала представитель Центра обеспечения мобильности пассажиров московского метрополитена Ольга Косачева. «Московскому метро исполнилось 80 лет, но лишь совсем недавно там повернулись лицом к людям с инвалидностью и задумались об их правах как пассажиров, – отметила Мария Генделева, руководитель направления Универсальный дизайн РООИ «Перспектива». – Расскажите, пожалуйста, что уже сделано в метро для людей с инвалидностью?»

Как рассказала Ольга Косачева, работа службы помощи маломобильным группам населения в метро началась лишь в 2014 году. Служба оказывает маломобильным гражданам услуги по максимально безопасному и комфортному передвижению по метрополитену. В службу входит штат специально обученных инспекторов, которые распределяются по станциям метрополитена и помогают маломобильным гражданам, испытывающим затруднения при передвижении в метро. «Сейчас уже почти никто просто так не дежурит, все все время в разъездах, – отметила эксперт. – Граждане звонят, обращаются через сайт и делают заявку на сопровождение. Сроки приема таких заявок – от 3 суток до 3 часов до момента поездки. Конечно, случаются и экстренные ситуации: человек приехал, стоит и не знает, что делать, и даже про нашу службу не знает. В таких случаях я могу отправить ему на помощь ближайшего сотрудника».

Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП) обслуживает незрячих и пожилых граждан, мам с маленькими детьми в колясках и тех, кто плохо ориентируется. Есть инспекторы-психологи, готовые сопровождать человека с нарушениями развития, которые также работают по вызову. «Разработаны специальные методики, потому что метрополитен – предприятие повышенной опасности», – пояснила Ольга Косачева.

А еще среди инспекторов есть знатоки английского языка. Не так давно, например, был заказ на сопровождение в метро учеников английской школы – те были в восторге, узнав, что в московском метро есть такая служба. Нередко обращаются иностранцы, и инспектор может даже краткую экскурсию провести на английском, рассказывая о станциях по маршруту движения.

Еще ЦОМП активно взаимодействует с Всероссийским обществом слепых. «Их люди часто ездят в специальную библиотеку на «Проспект Мира» или на «Полежаевскую» в культурно-спортивный центр, – рассказала Косачева. – Пока география узкая – до библиотеки, до вокзала, встретить, проводить, помочь добраться с вокзала на вокзал. Люди просто счастливы!».

Все эти услуги московский метрополитен оказывает пассажирам бесплатно, поскольку это социальная программа правительства. Даже если в столицу приехал иногородний пассажир и составил заявку, инспекторы ЦОМП связываются с вокзалом, встречают человека, провожают по пути следования – метрополитен активно взаимодействует и со службами сопровождения аэропортов, и с железной дорогой – сопровождают людей к поездам дальнего следования, к пригородным, к аэроэкспрессам. В планах на 2015 год – организовать взаимодействие со всеми перевозчиками без исключения.

9 мая нынешнего года ЦОМП захлебнулся в заявках – был огромный наплыв просьб и от пожилых людей, и от людей с инвалидностью. «Несмотря на то, что наши люди работали без обеда, старались, но человеческие ресурсы не безграничны, и мы вынуждены были отказывать, – рассказала эксперт. – Думаю, когда у нашей службы увеличится штат – года через два не будет таких проблем. А пока мы учимся, набиваем шишки. Ищем новые способы и ресурсы».

На сегодняшний день московский метрополитен оказал услуги по сопровождению более чем 29 тысячам пассажиров, принимая по 90 заявок в день. Для столь молодой службы это очень немало, тем более что в последнее время доходит уже до 200 заявок в день.

Очень часто инспекторов стали приглашать для сопровождения групп детей: наземный транспорт не гарантирует прибытия вовремя, поэтому все чаще детские группы пользуются подземкой. Но больше 30 групп в день обслужить невозможно, поскольку на 30 детей требуется порядка 10 инспекторов – чтобы дети не потерялись, не повредили себе ничего на эскалаторе, не упали… А если едет группа детей с инвалидностью, требуется привлечение дополнительных сил.

Расширение и усовершенствование службы требует привлечения значительных ресурсов. «Все не так быстро – много документов, согласований, – объяснила Косачева. – Надо разработать безопасные маршруты… Например, «Бауманская» закрыта, ездит автобус – значит, мы везем человека с помощью автобуса, это колоссальная работа – все продумать и предусмотреть. Надо выстроить маршрут, посчитать, сколько пересадок, где и как, с учетом закрытого эскалатора или лестницы, где много народа. Сейчас уже это делается быстрее, потому что накоплен кое-какой опыт, где человека с инвалидностью лучше вести. Иногда мы искусственно удлиняем маршрут, чтобы можно было безопасно доехать, обойти крупные пассажиропотоки, и чаще всего слышим благодарности от наших клиентов».

ЦОМП помогает и так называемым «временно маломобильным», например, если человек сломал ногу и ему нужно добраться куда-то на метро. В службе есть легкие инвалидные коляски, но важно, чтобы человек мог вставать и как-то сам передвигаться хотя бы немного, на эскалаторе например, где запрещено использовать коляски. А дальше, после эскалатора, его отвезут, куда нужно.

Тем не менее, больной вопрос – пока только 32 станции московского метрополитена могут обслуживать пассажиров на инвалидных колясках. Вопрос этот рассматривается, дискутируются разные возможности, потому что, например, есть 45 станций, считающихся культурным наследием – их вообще нельзя трогать, иначе там будет нарушена архитектура. «Очень обидно – столько у нас ресурсов, а этот вопрос пока не решен, – вздохнула эксперт. – Мне нравится опыт метро в Санкт-Петербурге – они молодцы, у них очень много интересных приспособлений для самых разных маломобильных пассажиров. А московское метро строилось в 1935 году, когда никто еще не задумывался о проблемах людей с инвалидностью, их просто не имели в виду. Сейчас все это реконструировать очень сложно».

Отвечая на вопросы участников вебинара, Ольга Косачева рассказала, что инспекторов готовили с помощью специалистов, в том числе незрячих, Московского городского психолого-педагогического университета, использовали их методические пособия. Что же касается случаев хамства инспекторов… «Человеческий фактор», – грустно согласилась эксперт и рекомендовала обращать внимание на бейдж с именем невежливого сотрудника и писать на него жалобу.

На сайте ЦОМП есть пошаговая инструкция – как подать заявку, заполнить форму, как работает сервис, куда пожаловаться и где оставить благодарность. «Люди с инвалидностью – такие же, как и мы, только с некоторыми сложностями, – прокомментировала Ольга Косачева. – Мы в силу наших возможностей стараемся эти сложности решить».

Непосредственно в вебинаре участвовало 30 человек из 9 городов России.

Общая аудитория вебинара 21 мая 2015 (вместе с теми зарегистрировавшимися, которые не могли участвовать непосредственно в этот день и будут смотреть вебинар в видеозаписи) – 48 слушателей из 18 городов (16 регионов РФ и столица Азербайджана):
Астрахань, Баку (АЗЕРБАЙДЖАН), Братск (Иркутская область), Волгоград, Екатеринбург (Свердловская область), Красногвардейское (Ставропольский край), Махачкала (Республика Дагестан), Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Саратов, Сочи (Краснодарский край), Ставрополь, Тольятти (Самарская область), Томск, Тула, Фрязино (Московская область), Черногорск (Республика Хакасия).
Среди слушателей вебинара:
представители
 4 коммерческих организаций, 6 учебных и государственных учреждений, 14 НКО и общественных организаций, а также 5 родителей, преподавателей и др. частных лиц.

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. анонс "Московское метро: 80 лет недоступности"

Видеозапись вебинара 21 мая 2015:

Все остальные желающие также могут получить бесплатный доступ
к материалам прошедшего вебинара, заполнив регистрационную форму:
вебинар 21.05.2015 – «Создание доступной среды в метро»