Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Эксперты Бостонского Института дизайна, ориентированного на человека, вместе с группой экспертов-пользователей РООИ «Перспектива» проверили доступность территории выставки для людей с различными ограничениями и особенностями.

Перед началом практической работы американские гости провели тренинг для своих российских партнеров. Джина Хиллбери и Квейм Варга с помощью презентации рассказали о функциональных и технических принципах Универсального дизайна и дали ряд практических рекомендаций. В частности, экспертам пользователям при оценке территории советовали быть максимально конкретными: не просто указывать на отсутствие чего-либо необходимого, но указывать конкретное место и что именно требуется для людей с конкретными особенностями. Также бостонские эксперты посоветовали сотрудникам «Перспективы» обязательно использовать фотоаппарат.

Отталкиваясь от климатических особенностей нашего региона и расположения выставки, американские партнеры посоветовали оценить пространство не только по наличию солнечных и теневых мест, но и мест, где можно укрыться от ветра. Главное условие комфортной среды – наличие выбора, чтобы человек сам мог решить,  где ему удобнее находиться.

Важным условием комфортной среды является ясность и информационная доступность – например, навигация по выставке должна быть понятной и доступной для людей с любыми ограничениями и особенностями. Кроме того, планировалось оценить разные маршруты к конкретной точке: наиболее короткий и наиболее удобный. Выяснить, что за транспорт доступен для посетителей выставки и где находятся места посадки-высадки. А также оценить доступность павильонов, фонтанов, мест отдыха и общественного питания, туалетов…

Перед выходом на маршруты группа разделилась на две команды, в каждой из которых были люди с разными типами инвалидности, а также один из экспертов Бостонского Института дизайна, ориентированного на человека.

Одна группа прошла от центрального входа на ВДНХ до фонтана «Каменный цветок». Другая – от этого фонтана до следующего, «Дружба народов». Эксперты-пользователи оценили не только основную аллею, но и прилегающие территории, фиксируя на камеры все, что показалось важным и существенным. «Некоторые кафе на нашем пути были доступны, – поделилась руководитель направления Универсальный дизайн Мария Генделева. – А вот доступных туалетов не нашлось ни одного. При этом даже на карте, где туалеты обозначены, никак не указано, какой из них доступен для человека на инвалидной коляске».

Другая команда доступный туалет все же нашла, но всего один, стоящий далеко от основной аллеи и никак не обозначенный.

Александр Зайкин взялся оценить, может ли тотально незрячий человек сам, без сопровождения пройти от одного фонтана до другого. Однако аллея внезапно оказалась разделена длинной клумбой, которую нужно было обходить либо справа, либо слева, но догадаться об этом человек с тростью не мог, а никаких пояснений или указателей для незрячих (направляющей тактильной плитки) на месте не было.

Сергей Прушинский, который передвигается на коляске, отметил отсутствие съездов на многочисленных пешеходных дорожках, примыкающих перпендикулярно к Аллее космонавтов, Центральной аллее и Главной аллее. На коляске попасть на сеть этих пешеходных дорожек и покинуть ее можно только со стороны Главного входа или от памятника Ленину, или от Главного павильона, а расстояния между ними очень большие.

«Асфальтированного пространства много, – отметил эксперт. – Но оно совершенно не разделено на проезжую и пешеходную части ни зрительно, ни барьерно. Пешеходы и машины перемещаются одновременно по одним и тем же дорогам и площадям, что, разумеется, небезопасно».

Другие эксперты посетовали на отсутствие пояснений, что и где находится. «На выставке много красивых павильонов, однако понять, что это за павильоны, что в них находится, сложно, – поделилась Мария Генделева. – Есть информационные стойки с описаниями, но не очень понятно, о каком именно павильоне идет речь в каждом случае, где находится этот павильон. При этом стойки расположены прямо на дороге, создавая внезапное препятствие для незрячего человека».

К 75-летию ВДНХ кое-где появились карты-схемы территории выставки, однако расположены они на газонах, а не на дороге, и довольно высоко. Люди без инвалидности, стараясь сообразить, где они находятся и куда двигаться дальше, толпились на траве, вытягивая шеи. «Я бы посоветовала наклеить на карту специальный яркий стикер с указанием, где вы находитесь, – прокомментировала Мария Генделева. – Но человек на коляске все равно ничего с дороги на этой карте не разглядит».

Красивейший фонтан «Дружба народов» тоже, к сожалению, оказался недоступным, поскольку к нему вели восемь лестниц, расположенных по кругу и не оборудованных пандусами. Группа экспертов обнаружила лишь какой-то металлический настил под слишком большим углом и без поручней – видимо, технический, для доставки какого-то оборудования к фонтану.

Все наблюдения и замечания эксперты передали представителям дирекции выставки, которые участвовали в организации этого мероприятия. По словам Марии Генделевой, руководство ВДНХ настроено на серьезное сотрудничество и заинтересовано в профессиональной оценке, чтобы сделать выставку максимально доступной.