Вели семинар гости РООИ «Перспектива» Илай А. Вульф (Eli A. Wolff), инициатор спортивных программ Бостонского Института Дизайна, ориентированного на человека (Institute for HumanCentered Design, IHCD) и Роб Мюллер (Rob Mueller), фандрайзинг-менеджер и управляющий директор различных проектов и программ адаптивного спорта.
Московская школа № 2121 гостеприимно распахнула свои двери для участников занятия. «Записаться на семинар через методические центры мог любой желающий, – рассказала координатор спортивных проектов «Перспективы» Ольга Котова, – И, учитывая летний период, мы не ожидали большого наплыва участников, поэтому были просто поражены, узнав, сколько учителей хотят принять участие в наших занятиях, многие педагоги пришли даже без записи».
Открывая семинар, американские гости рассказали московским учителям о себе, а затем попросили поделиться своими соображениями об участии в уроках физкультуры всех детей без исключения, в том числе с инвалидностью. Зал разделили на части: в одну сторону перебрались сторонники инклюзии в спорте, в другую – противники, а посередине остались те, кто еще не определился со своим мнением.
За инклюзию на уроках физкультуры высказались примерно 70 процентов участников семинара. Ведущие предложили сторонникам и противникам высказать свои аргументы в поддержку и против совместных занятий спортом детей с инвалидностью и без инвалидности, а после того, как все желающие выступили, учителям вновь предложили определиться со стороной в актовом зале. На этот раз на сторону инклюзии перешли еще несколько человек из «стана противников» и не определившихся. «Вперед, за правое дело!», – подбадривали их коллеги-«инклюзивщики».
Серьезную дискуссию вызвала тема, кто может называться атлетом в современном обществе, каким он должен быть и что сегодня вкладывается в это понятие.
Затем все участники семинара перешли в спортивный зал. Илай А. Вульф и Роб Миллер показали московским педагогам, как можно адаптировать разные привычные нам спортивные снаряды для занятий с детьми с инвалидностью. Например, для незрячего ребенка мяч можно обернуть в целлофановый пакет, и его движение станет «слышимым». А еще можно попробовать играть в гандбол, не используя кисти рук, – тогда вся команда будет в равном положении с игроками с отдельными формами ДЦП. Учителям показали видео баскетбольного матча на колясках: в конце игры команды встали с колясок и пошли в раздевалку, все игроки, кроме одного, с инвалидностью, который таким образом мог играть вместе со всеми на равных.
Педагоги и американские эксперты обсудили существующие в обществе стереотипы по отношению к людям с инвалидностью, о том, каким образом преодолевать эти стереотипы в детском коллективе. Придумывали слоган, лучше всего отражающий идею инклюзивного спорта. Здесь победителем стал Дмитрий Бесполов, учитель физкультуры школы № 2121, который предложил повесить над входом в спортзал баннер: «Мы тебя ждали, и ты к нам пришел!», который адресуется всем детям без исключения.
В среду 24 июня 2015 в 11:00 Илай А. Вульф и Роб Миллер проведут вебинар «Инклюзивная культура и спорт».