В 457-й школе, ученики которой с помощью «Перспективы» уже стали большими знатоками паралимпийского спорта, был организован не просто ознакомительный урок, но и игра в голбол.
30 школьников внимательно слушали объяснения Алексея Шипилова, представителя спортивного клуба голбола из подмосковного города Королев. Алексей рассказывал, что главное в голболе – тишина, потому что незрячие спортсмены (и даже зрячие, с завязанными глазами) ориентируются исключительно по слуху, куда катится тяжелый звенящий мяч.
Затем сотрудники «Перспективы» Ольга Котова и Петр Рыжков показали ребятам презентацию, объясняющую и правила игры, и технику броска голбольного мяча. Наконец под руководством Алексея разметили площадку для игры и разделили школьников на команды по три человека. Завязав каждому глаза специальной повязкой, игроков за руку развели по местам, и игра началась. Конечно, тишины в зале не было и быть не могло, поскольку все азартно болели за друзей и громко подсказывали игрокам, куда катится мяч, несмотря на призывы судьи к тишине. Но игра так захватила школьников, что все новые тройки выходили на площадку, а игроки, снявшие с глаз повязку, занимали зрительские места и тоже начинали подсказывать своим…
Похожая ситуация была и на голбольном матче в 1840-й школе, где в игре приняли участие более 80 учеников из 5, 7 и 8 классов. Правила игры ребятам объясняли спортсмены Вадим Евлашкин и Лидия Шулдык. Лидия по приглашению «Перспективы» уже проводила подобные занятия в школах, а вот для Вадима такой урок стал настоящим открытием: «Я впервые такое увидел, просто не ожидал, что дети, у которых все хорошо с глазками, с таким азартом будут играть в эту игру», – признался Вадим.
Желающих действительно оказалось очень много: пришлось даже продлить занятие на перемене, чтобы все успели поиграть. Спортсмны предупредили ребят, что мяч тяжелый, и поскольку нет необходимой экипировки – жилетов, наколенников, налокотников, – не надо падать, лучше ловить и отбивать мяч сидя. Но никто не спрашивал, будет ли больно и сколько весит мяч – все тянули руки и хотели играть.
Правда, первые две-три минуты были слышны смешки, ведь человек, которому завязывают глаза, поначалу теряется, оказавшись в непривычной обстановке. Но потом начиналась игра, и школьникам удавалось и отбивать мячи, и забивать голы…
«Детям без инвалидности это очень полезно, – считает Вадим Евлашкин. – Когда завязываешь глаза, у человека появляется другое мышление, он по-другому начинает воспринимать мир – интуитивно, по голосам, наощупь. И человек, который вот так поиграл с завязанными глазами, он по-другому будет относиться к незрячему, которого встретит на улице. Он уже будет знать, что значит ориентироваться и перемещаться в пространстве, не видя. Я бы ввел в школах уроки, где детям с завязанными глазами давали хотя бы просто передавать мячик друг другу. Это очень сплачивает, заставляя вслушиваться в голос товарища, дает непосредственный контакт, чувство локтя. А в голбол хорошо было бы играть вместе со слабовидящими и незрячими детьми».