Образование для всех. Бюллетень №2

20 ноября состоялась первая встреча потенциальных участников общественной коалиции, создаваемой по инициативе «Перспективы» для обеспечения прав инвалидов на образование.

Образование для всех. Бюллетень №2

РООИ «Перспектива»
Год выпуска:
апрель-май 2003Коалиция, дубль первый

“Кинофестиваль глазами детей”!

Слет молодых инвалидов г. Москвы

Снова в школу

Сказка про колледж, доступный для всех

Юридическая консультация о правах инвалидов на образование — бесплатно

Доступность образования: Ваше мнение

 Коалиция, дубль первый

Нужно добиваться соблюдения прав, опираясь хотя бы на уже принятые законы.

20 ноября состоялась первая встреча потенциальных участников общественной коалиции, создаваемой по инициативе «Перспективы» для обеспечения прав инвалидов на образование. В нее, как ожидается, войдут представители общественных организаций инвалидов, городских органов законодательной и исполнительной власти, в частности, столичного департамента образования, а также директора образовательных учреждений Москвы.

Вначале представители «Перспективы», ее директор Денис Роза и координатор проекта «Образование – право для всех» Мария Перфильева, вкратце рассказали об этом проекте и своем видении работы будущей коалиции. Затем участники первой встречи поделились мнениями о ситуации с доступностью образования для инвалидов в Москве. Согласившись с тем, что ситуация в основном остается безрадостной, многие выступавшие привели примеры положительных перемен в этой области.

Так Марина Зиновьева, представлявшая на встрече столичный Департамент образования, рассказала, какие возможности для обучения инвалидов созданы в Московском городском психолого-педагогическом институте, деканом которого она является. В этом относительно новом вузе учится три группы ребят-инвалидов, имеющих проблемы со зрением, слухом и опорно-двигательным аппаратом. Институт сейчас проводит Олимпиаду среди молодых инвалидов, победители которой будут без экзаменов зачислены на факультет специальной психологии.

Другой представитель городского Департамента образования, Татьяна Качнова, напомнила о позитивном опыте Бауманского технического университета, в котором уже три года обучаются в специальных группах студенты, имеющие инвалидность по слуху.

Сергей Колосков, глава «Ассоциации «Даун синдром», заявил, что нынешняя медицинская классификация закрывает доступ в обычные школы подавляющему большинству детей с синдромом Дауна. Между тем, опыт московской «интегративной» школе «Ковчег», деятельность которой основывается на принципе: «школа должна приспосабливаться к ученику, а не наоборот»— показывает, что дети с синдромом Дауна способны овладевать знаниями наравне с другими детьми.

Владимир Базоевиз Московской городской организации Всероссийского общества глухих рассказал, что обучению студентов с проблемами слуха в обычных вузах препятствует отсутствие сурдопереводчиков, финансирование работы которых не предусмотрено бюджетом учебных заведений.

Присутствовавший на встрече американец Брюс Куртис, представлявший Всемирный Институт по проблемам инвалидов, отметил важность правового аспекта в обеспечении доступа инвалидов к образованию. Он рассказал, что перемены в отношении к инвалидам американского общества начались примерно 30 лет назад, после того, как общественные организации инвалидов получили мощную законодательную базу для отстаивания своих прав. Например, по закону, школы, в которых отмечались факты дискриминации детей-инвалидов, могли лишиться государственного финансирования. Правда, и либерализация системы образования по отношению к инвалидам опиралась во многом на государственное финансирование. По словам Брюса, перемены стали возможны лишь после того, как удалось убедить общество в том, что специальное образование не может решить всех проблем с образованием инвалидов.

Сергей Колосковотметил, что можно и нужно добиваться соблюдения прав инвалидов, опираясь хотя бы на уже принятые законы. Правда, чтобы обрести реальную силу, стать аксиомой для чиновника, закон должен «обрасти» соответствующими нормативными актами на уровне ведомств.

Некоторые участники встречи отметили запретительный характер перечня профессий, рекомендованных Минздравом к обучению инвалидов. Разработанный много лет назад, этот нормативный акт не учитывает перемены в обществе и развитие новых технологий. Кто-то из участников встречи привел случай, когда одна его знакомая с легкой формой хромоты – успешно пройдя экзамены на биологический факультет МГУ была отсеяна под тем предлогом, что, якобы, не смогла бы участвовать в «полевых работах», предусмотренных курсом обучения.

Затем участники встречи обсудили то, какими они видят задачи будущей коалиции.

«Перспектива» одним из главных направлений деятельности коалиции считает координацию действий общественных организаций в защиту прав инвалидов на образование, а также тесное взаимодействие с группой правовой поддержки. Сергей Колосков высказал предложение о том, чтобы все решения городских властей в области образования инвалидов, принимались с учетом мнения участников коалиции. Владимир Базоев предложил посвятить проблеме образования инвалидов специальное заседание Совета по делам инвалидов, существующего при вице-мэре столицы по социальным вопросам.

К сожалению, не все из приглашенных на первое заседание коалиции смогли у нем участвовать. Не было директоров школ-интернатов для инвалидов, не смог приехать и депутат Госдумы РФ Олег Смолин. Олег Николаевич много делает для отстаивания прав инвалидов и, по нашей информации, сейчас «пробивает» в парламенте закон о специальном образовании людей с ограниченными возможностями.

Следующая встреча участников коалиции, на которой планируется обсудить конкретный план действий, намечена на середину декабря.

 Фильм, фильм, фильм…

«Перспектива» собирается провести показы лучших фильмов Первого международного кинофестиваля по проблемам инвалидов, который мы организовали в сентябре этого года. Часть фильмов уже обещали показать несколько ведущих российских телеканалов. Но нам все мало – мы хотим также устроить показ фильмов в школах и вузах, с тем, чтобы как можно больше молодых людей узнали о проблемах инвалидов. Если Вам интересно это предложение, свяжитесь с нами

 «Кинофестиваль глазами детей»!

В течение первого в России Международного Кинофестиваля по проблемам инвалидов «Кино без барьеров»27-28 сентября проводилась двухдневная программа для детей и подростков, участие в которой приняли более 300 ребят из общеобразовательных школ, специализированных интернатов для детей инвалидов и общественных организаций инвалидов г. Москвы. Для просмотра данной аудитории были представлены художественные, документальные и анимационные фильмы, ярко выражающие проблемы и барьеры, с которыми зачастую сталкиваются люди с ограниченными возможностями, светлую и крепкую дружбу между детьми – инвалидами и детьми не инвалидами, а также богатый потенциал людей с инвалидностью и их стремление жить как все.

Для детей было совершенно новым увидеть куклу «Барби», передвигающуюся на инвалидной коляске и то, с какими трудностями она сталкивается, придя в гости, к своей подружке. Из зала были слышны возгласы удивления после того, как детишки увидели на вершине замка принцессу на инвалидной коляске, для освобождения которой, требовалось всего лишь построить пандус. После просмотра каждого фильма у детей была возможность, рассказать то, что им больше всего понравилось и запомнилось или наоборот не понравилось, что они узнали нового из фильма. У них была возможность задать интересующие их вопросы ведущим этой программы. В небольших перерывах между просмотрами фильмов, проводились увлекательные игры для ребят. Дети проявили желание нарисовать отдельные эпизоды из фильмов, которые им больше всего понравились. Собрав, все их рисунки мы создали один большой плакат, который получил название «Кинофестиваль глазами детей!»

Некоторые ребята поделились своими впечатлениями от увиденного, например, 

«Мне очень понравились все фильмы, но было жалко двух мальчиков, у которых умерла собачка…» – Даша (7 лет), 

«Я хотела бы, чтобы у меня была кукла «Барби» на коляске, но тогда мне придется попросить маму купить новый дом для нее» – Лена (10 лет).

После просмотра всех фильмов, дети и подростки голосовали за лучший фильм. Номинацию лучший детский фильм получили: «Посмотри на меня», США и «Улица Сезам», США. Номинацию лучший молодежный фильм получили: «Доступный город – это…», Россия и «Поездка», США. Дети и подростки получили в подарок плакаты кинофестиваля, значки, книжки с кратким содержанием всех фильмов и программки.

Фильмы:

  • «Посмотри на меня», США – фильм о том, как два мальчика, один из которых неслышащий, становятся друзьями, спасая собаку.
  • «Улица Сезам», США – популярная детская телепрограмма, в представленном выпуске есть сюжеты с участием детей и взрослых инвалидов.
  • «Доступный город – это…», Россия – фильм представляет Москву глазами молодых инвалидов. Четыре героя фильма рассказывают о том, с какими проблемами им приходится сталкиваться, чтобы учиться, ходить на работу, общаться с друзьями…
  • «Поездка», США – фильм о том, как два парня, один из которых неслышащий становятся лучшими друзьями.

 Слет молодых инвалидов Москвы

В рамках проекта «Образование – право для всех» в два этапа проводился Слет для 50 молодых инвалидов-москвичей, на котором они получили необходимые знания и навыки для проведения встреч-занятий со школьниками общеобразовательных школ, техникумов и вузов, направленных на изменение отношения общества к инвалидам.

С 28 по 30 октября в ЦСО «Свиблово» состоялся I-й этап Слета молодых инвалидов (первая группа), а 18-19 ноября в ЦСО “Марьино” состоялся Слет молодых инвалидов (вторая группа). Он проходил при поддержке Комитета социальной защиты и Департамента образования г. Москвы, а также фонда «Возрождение», который оказал транспортные услуги участникам Слета.

В ходе Слета были рассмотрены основные подходы к пониманию инвалидности, участники обсудили трудности получения инвалидами образования и их права в данной сфере, познакомились с опытом других стран по развитию интегрированного образования, а также получили информацию о возможностях, которые дает индивидуальная программа реабилитации при получении образования.

Все три дня Слета проходили в бурных обсуждениях, участники делились друг с другом своим личном опытом получения образования, рассказывали о трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться, высказывали свои мнения и идеи по разным вопросам. Вот некоторые из них:

Саша: 

«Необходимо поменять представление инвалида о себе».

Таня: 

«Все люди, которые здесь сегодня находятся, уже как-то себя реализовали, потому что не сидят дома, а хотят что-то сделать. Для этого я и пришла на Слет».

Многие участники Слета высказали желание участвовать в проведении встреч – занятий со школьниками. Все они пройдут дополнительную подготовку.

Вот впечатления о Слете некоторых его участников:

Артем: 

«Больше всего мне понравилось, что все работали вместе, понравилась тактика мозгового штурма. Такие семинары помогают преодолеть проблемы замкнутости инвалидов, решить, что им надо предпринять для решения своих проблем, специфику, которых они знают на собственном опыте»

Таня: 

«От программы Слета у меня остались самые яркие впечатления. Для себя я почерпнула много полезной информации, которая пригодится мне в будущем. На себе ощутила, что такие мероприятия вселяют уверенность в свои силы, раскрепощают, и помогают в общение с людьми, преодолеть проблемы замкнутости инвалидов, решить, что им надо предпринять для решения своих проблем, специфику, которых они знают на собственном опыте»

Маша: 

«Очень хорошо, что я приехала – мне понравился этот Слет!»

 Снова в школу

Занятия в рамках проекта

Дети – это наше будущее, поэтому важно, чтобы у них уже с раннего возраста сформировалось правильное представление о людях с инвалидностью. Молодые ребята с разными формами инвалидности вместе с привлеченными волонтерами в рамках проекта «Образование – право для всех» начали проводить школьные занятия в общеобразовательных школах г. Москвы, которые направлены на то, чтобы доходчиво рассказать ребятам с какими трудностями сталкиваются инвалиды, какие условия необходимы им для полноценной жизни, а также обсуждаются идеи совместного обучения детей-инвалидов и не-инвалидов.

Весь цикл занятий включает в себя 4-6 школьных урока, на которых в ходе обсуждений, ролевых игр и опросов дети получают новую для них информацию о людях с ограниченными возможностями, делятся своими идеями, высказывают свои предложения, что нужно сделать, чтобы их сверстники с инвалидностью могли вместе со всеми посещать школу.

Первые такие занятия проходили в общеобразовательной школе №1132 – в основном с пятиклассниками, а также с ребятами помладше – из 2-го класса.. Все ребята активно участвовали в обсуждении вопросов, касающихся людей с инвалидностью. В классах можно было наблюдать «лес рук», каждый хотел высказать свое мнение и предложение, которое могло бы помочь инвалидам в устранении существующих для них барьеров. Были высказаны такие идеи, как постройка съездов с тротуаров, постройка пандусов на лестницах для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Высказывались и предложения о выпуске специальных книжек с «выпуклыми» буквами для невидящих людей, о необходимости «бегущей строки» в транспорте для неслышащих людей.

Дети уверенно говорили, что если бы в их классе учились дети-инвалиды, они с удовольствием дружили бы с ними, и были готовы оказать им свою помощь и поддержку. Один мальчик из пятого класса сказал: 

«Если бы я был президентом, я бы сделал так, чтобы все дети с инвалидностью могли ходить в школу вместе с нами!» 

Занятия проходили в дружеской обстановке, дети могли задавать интересующие их вопросы, участвовать в ролевых играх, представить себя в роли архитекторов и спланировать доступную для всех школу.

Ребятам было интересно. Они попросили нас прийти в их школу снова, что мы обязательно сделаем в ближайшее время.

 Сказка про колледж, доступный для всех

В рамках нашего проекта мы уже не первый раз проводили семинары по пониманию инвалидности в московском колледже по подготовке социальных работников №327. В колледже существует такой предмет как «Философия независимого образа жизни», преподает его Гуслова Маргарита Николаевна. Ребятам было предложено написать сочинение на тему «Независимый образ жизни инвалида», и мы предлагаем Вам прочитать одно из этих сочинений.

В одном большом современном городе жил-был добрый розовый колледж. Во время летних каникул он очень скучал по своим студентам, по их задорным улыбкам и радостным лицам.

И вот наступило долгожданное 1 сентября. Наконец-то колледж распахнул свои двери, и все студенты побежали туда. Но вдруг колледж заметил, что одна студентка не побежала учиться, и на лице ее была не радость, а непонятная тоска.

Колледж пригляделся и увидел: девушка, которую звали Кельза, сидела на новой инвалидной коляске с электрическим приводом, и поэтому никто не смог помочь ей подняться по высоким ступенькам, войти в узкие двери и свободно передвигаться по колледжу. И вот они сидели и смотрели друг на друга, оба были в глубоком раздумье.

Вдруг на колледж нашло озарение: он вспомнил о своей хорошей подруге — доброй фее Прекрасной Тамаре. И только он подумал о ней, как в воздухе повисла искрящаяся дорожка, по которой спускалась Прекрасная Тамара.

Фея спросила: «О чем грустите, друзья мои, ведь сегодня такой прекрасный день, в наш колледж пришло столько новых студентов?!»

Кельза ответила, что ее возможности ограничены, и для того, чтобы она могла учиться, никому не мешая, никого не тревожа, ей понадобится следующее:

  • пандус
  • широкие двери
  • доступная ширина коридоров
  • лифты
  • оборудованные кабинеты, столовая и туалет

Прекрасная Тамара с радостью ответила, что она охотно поможет Кельзе, но при условии, что она будет хорошо и старательно учиться!

Фея взмахнула своей волшебной палочкой — и колледж преобразился!.

С тех пор у колледжа не было повода для грусти.

Р. Аблдулина, К. Кочеткова,

Д. Лактюхина, К. Рудык, Группа №21,

Колледж по подготовке социальных работников №327

 Юридическая консультация о правах инвалидов на образование — бесплатно

Если вы хотите больше узнать о правах инвалидов на образование и получить юридическую консультацию по этому вопросу, вот два адреса в Москве, где это можно сделать

БЕСПЛАТНО:

Студенческое консультативное бюро юридического факультета Российского Университета Дружбы Народов — ул. Строителей, дом 4, корп.3, подъезд 2, код 001. Часы работы: с 16.00 до 19.00 в будние дни.

Студенческая консультация Академического Правового Университета при Институте Государства и Права РАН — ул. Знаменка, дом 10. В ноябре прием по вторникам с 16.00 до 18.00.

 Доступность образования: ваше мнение

Мы продолжаем получать ответы на вопросы анкеты, выставленной на сайте «Перспективы» в Интернете. С ее помощью мы хотим узнать, о том, где и как вы учились, хотите ли продолжать образование, какая форма обучения предпочтительна и т.д. Собрав данные, мы проанализируем их и обязательно опубликуем результаты в нашем бюллетене. А в сегодняшнем номере мы хотим познакомить вас с данными социологического исследования ученых Челябинского госуниверситета. Оно было проведено в Челябинской области в 1999-2000г. и изучало как раз проблему доступности высшего образования для инвалидов.

Опрос показал, что 

  • хотят получить высшее образование 68% молодых инвалидов, 
  • не хотят – 15%, 
  • пока не решили – 17%. 

Молодых инвалидов, желающих учиться в вузе, поддерживают практически все родители (98%). Самой престижной профессией у молодых инвалидов является специальность экономиста (бухгалтера) – ее отметили как желаемую 21% участвовавших в опросе. Далее в порядке убывания следуют психология (11%), юриспруденция (10%), математика (8,4%), медицина (7,6%), технические специальности (7,6%), история (3%). Прочие названные профессии в сумме набрали 15%. Наиболее приемлемой формой обучения в вузе молодые инвалиды назвали очную, в обычной студенческой группе предпочитают учиться 53% опрошенных.

В ходе исследования изучалось и мнение не-инвалидов по этой проблеме. Большинство опрошенных из числа населения считают, что инвалиды испытывают проблемы с получением образования. Люди объясняют это тяжелым материальным положением многих семей инвалидов, отсутствием удобств в учебных заведениях (пандусов, лифтов, оборудованных туалетов). Тяжелое материальное положение в числе главных причин, мешающих получению образования, отмечает и большинство самих инвалидов, а также их родителей. Другими распространенными причинами являются состояние здоровья и проблемы подготовки к поступлению в вуз. Большинство опрошенных из числа не-инвалидов (88%) считает, что инвалидам надо помогать в получении высшего образования. Как выяснилось по результатам опроса, около половины молодых инвалидов получает помощь в учебе от родителей, треть – от учителей, значительно меньшая часть – от братьев-сестер или друзей. Какие-либо организации практически не называются – на них приходится всего 2,7% ответов. Каждый четвертый опрошенный отметил, что не получает никакой помощи. Такие дела…

Объявление

В рамках проекта «Образование – право для всех» наши активисты начали собирать и анализировать факты нарушения прав инвалидов на образование. Мы просим вас сообщать обо всех случаях нарушения этих прав на наш адрес.

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика