Инвалиды: группы взаимной поддержки

Проект осуществлялся при поддержке Британского департамента Международного развития через Программы Партнерств в Некоммерческом Секторе CAF — Чаритиз Эйд Фаундейшн — Россия

Содержание:

I. Введение

II. Группа взаимной поддержки: основные принципы, история, границы

Что такое взаимная поддержка

История взаимной поддержки в движении независимой жизни Т. Картер.

Взаимная поддержка: функции, роли, границы

III. Правила проведения групп взаимной поддержки

IV. Некоторые рекомендации для ведущих групп

V. Участие психологов в подготовке ведущих

Москва

Особенности групп для людей, имеющих инвалидность

Структура группы по Джампольски

Основные правила проведения упражнений

Руководящие положения

Содержание работы группы

Проблемные участники группы

Особенности установления контакта по телефону

Тольятти

Отзывы участников о психологических тренингах

VI. Опыт молодых активистов в проведении групп взаимной поддержки

VII. Заключение, список литературы

I. Введение

Перед Вами пособие по проведению групп взаимной поддержки, составленное в региональной общественной организации «Перспектива» по итогам проекта «Молодые инвалиды — за социальные изменения».

Проект осуществлялся в 2000-2001 г. при поддержке Британского Департамента международного развития (через Британский благотворительный фонд CAF) в партнерстве с Центром независимой жизни г. Тольятти и Дербиширской Коалицией Интегрированной жизни (Великобритания). Основной целью проекта была разработка проектов, направленных на конкретные социальные изменения на местном уровне, а также вовлечение молодых инвалидов в общественную жизнь путем проведения занятий по пониманию инвалидности и групп взаимной поддержки.

Одним из важнейших направлений работы было проведение в Москве и Тольятти групп взаимной поддержки для молодых инвалидов. Ведущими групп после проведения тренингов выступали молодые активисты — участники проекта. Поскольку подобная деятельность осуществляется в России всего несколько лет, за основу были взяты материалы по проведению подобных групп, составленные на основе многолетнего опыта нашими партнерами (ДЦИЖ) из Великобритании. Впоследствии в ходе проекта мы подбирали новые материалы, приглашали для работы с ведущими психологов.

За время проекта в Москве и Тольятти проведено, в общей сложности, 67 встреч групп взаимной поддержки. В них приняли участие 591 человек. Опыт показал, что подобная форма работы с молодыми инвалидами очень эффективна. Люди, и они сами об этом говорят, действительно получают поддержку, которая помогает им решить многие проблемы и включаться в более активную жизнь.

Данное пособие построено следующим образом: в первой части можно найти основные сведения о принципах взаимной поддержки, истории подобной деятельности, ее рамках и правилах. Вторая часть посвящена работе психологов, проводивших тренинги для ведущих групп взаимной поддержки. Здесь же помещены рекомендации и наблюдения специалистов, а также отзывы самих участников тренингов. В третьей части собран опыт и впечатления о проведении групп взаимной поддержки молодых активистов.

Мы уверены, что эта форма работы получит дальнейшее развитие, и надеемся, что этому послужит и материал, собранный нами в этом пособии.

II. Группа взаимной поддержки: основные принципы, история, границы

Повторяющиеся неверные толкования и оценки понятий «инвалид» и «инвалидность» оказывают угнетающее воздействие, представляя нас жалкими и беспомощными. Постепенно мы сами начинаем верить в то, что мы не способны осознавать и выражать свои желания и потребности, самостоятельно делать выбор и вообще быть независимыми. Мы начинаем жить так, как если бы наша инвалидность ограничивала нас в достижении жизненных целей. Однако, на самом деле, это, прежде всего, заниженная самооценка. Взаимная поддержка — вот, что помогает нам восстановить самооценку, благодаря чему мы начинаем по-иному воспринимать самих себя, по-иному строить отношения с другими людьми, и они тоже начинают воспринимать нас по-новому.

В основе взаимной поддержки лежит обмен опытом. То есть человек, обладающий личным опытом, связанным с инвалидностью, хочет помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате взаимного обмена опытом человек получает информацию, которая может помочь ему решить личные проблемы. Взаимная поддержка может происходить как в индивидуальной форме (индивидуальное консультирование), так и в форме группы взаимной поддержки (ГВП).

Одно из основных правил ГВП — не давать советов, поскольку большинство советов могут носить поверхностный характер. Более того, советы выражают субъективное отношение советующего к проблеме, что может вызвать неприятие со стороны того, кому советуют. Это может привести к конфликту в группе, что ни в коей мере не способствует налаживанию доверительных отношений. Делясь же опытом и не навязывая решений, можно помочь любому из участников группы самостоятельно разобраться в своих проблемах. Получив нужную информацию, в результате обмена опытом, человек сам выбирает вариант решения и несет ответственность за свой выбор.

При проведении ГВП важна роль ведущего, который задает определенные правила и следит за их соблюдением, не дает отходить от темы и способствует плодотворному обмену опытом между участниками.

Как правило, участники группы взаимной поддержки предварительно определяют волнующую тему, обсуждению которой и будет посвящено проведение одной или нескольких встреч по взаимной поддержке. Сама тема должна касаться инвалидности и личных проблем, связанных с этим состоянием. Например: «Как быть независимым при постоянной физической зависимости от ближайшего окружения?» или «Как справляться с чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих?».

Проведение ГВП предпочтительнее начинать с обсуждения достаточно общих тем, постепенно переходя к темам, требующим высокой степени доверия.

В процессе проведения ГВП происходит следующее:

обмен основной информацией (взаимная консультация):

такой обмен может начинаться с вопроса, который задает человек, недавно ставший инвалидом: «С какими трудностями я могу столкнуться при моей инвалидности и как с ними можно справляться?». Другой захочет рассказать, каким образом ему не дают быть самостоятельным.

установление доверительных, доброжелательных и открытых отношений:

при такой форме отношений человек может захотеть поговорить о чем-то глубоко его волнующем и предпочтет поговорить об этом с тем, у кого есть подобный опыт и кто способен его выслушать и понять. Существует множество тем, которые могут быть затронуты: семейные конфликты, сексуальные проблемы, проблемы с устройством на работу и т.д.

установление новых знакомств:

некоторые люди чувствуют себя одинокими и изолированными, ищут себе компанию людей, чтобы вместе сходить в магазин, в театр или в кино, и т.д. Участие в ГВП может помочь таким людям найти себе товарищей и помощников. В конечном счете, такие отношения могут перерасти в настоящую дружбу.

Отношения в каждой группе взаимной поддержки могут отличаться, но очень важно, чтобы при этом все оставались самими собой и чувствовали себя комфортно. Можно предпочесть участвовать только при обсуждении каких-то определенных тем, затрагивающих волнующие Вас проблемы. Вы должны задать себе вопросы и прояснить — какие ситуации для Вас предпочтительнее, какая требуется дополнительная информация, в чем Вам хочется, а в чем совсем не хочется участвовать. Исходя из этого, Вы выбираете для себя наиболее интересные темы, в обсуждении которых Вы хотели бы участвовать.

Добровольное участие — один из важнейших принципов проведения ГВП.

Публикация В. Крылова по материалам Дербиширской Коалиции Интегрированной жизни в бюллетене «Организатор обучения» №№ 14-15, лето 1999 г.

Что такое взаимная поддержка?

На этот вопрос нет единственного ответа, кроме того, что это огромный комплекс отношений, которые образуются, когда начинаешь работать как консультант по взаимной поддержке. Основной составляющий элемент взаимной поддержки — это то, что человек, у которого есть некоторый связанный с инвалидностью опыт, желает помочь или говорить с другими людьми, оказавшимися в похожей ситуации.

Некоторые специфические виды отношений, которые могут возникать, когда кто-то обращается к добровольцу группы взаимной поддержки:

обмен основной информацией или технологиями. Он может начинаться с вопроса типа «Расскажите мне больше о моей инвалидности», который задает человек, который недавно стал инвалидом. Другой человек может поинтересоваться: «Где лучше отремонтировать инвалидную коляску?» или: «Не поможете придумать, как лучше составить документацию для моих сотрудников?»

доверенное лицо или слушатель. При этом виде отношений человек может захотеть поговорить о чем-то, что его волнует, и предпочитает поговорить об этом с тем, у кого есть подобный опыт. Существует огромное множество тем, которые могут быть затронуты: семейные конфликты, сексуальные проблемы, смущение и неудовлетворенность.

случайная компания. Некоторые люди чувствуют себя изолированными и одинокими, ищут себе компанию для каких-то дел: сходить в магазин, в кино, поесть пиццу.

опыт группы. Время от времени, мы предлагаем людям обратиться в группу для того, чтобы обменяться опытом и обсудить какие-то определенные насущные проблемы: сексуальные, как справиться со стрессом и т.п. В этом случае добровольцы группы взаимной поддержки выступают как фасилитаторы.

любая комбинация выше перечисленных отношений.

Отношения в каждой группе взаимной поддержки будут отличаться, но важно, чтобы при этом все оставались самими собой и чувствовали себя комфортно. Вы можете предпочесть участвовать только в специфической деятельности, с специфических обстоятельствах или обсуждать только какие-то определенные проблемы.

Поскольку вы не можете угодить всем, важно определить для себя ситуации, в которых вы чувствуете себя комфортно. Следующий раздел содержит несколько вопросов, которые вы должны задать себе. Единственные правильные ответы — ваши искренние реакции и ощущения. С этим разделом вы работаете для себя. Это возможность прояснить для себя, какие ситуации для вас предпочтительнее, для чего вам требуется дополнительная информация, в чем, вам кажется, надо совершенствоваться, а в чем вам совсем не хочется участвовать. Исходя из этих ответов, вы затем выбираете для себя наиболее интересные сферы, в которых вы будете получать подготовку как участник группы взаимной поддержки.

Материал предоставлен Дербиширской Коалицией Интегрированной жизни.

История взаимной поддержки в движении Независимой жизни

До возникновения движения Независимой жизни и других правозащитных движений инвалиды испытывали значительные трудности в обществе. Например, инвалиды-ампутанты Корейской войны из Университета Беркли (Калифорния) страдали от того, что не могли преодолевать холмы, которые, в основном, определяют ландшафт этой местности. Специалисты по реабилитации и медики считали, что они не сумеют самостоятельно преодолеть это препятствие, и долгое время этот прогноз был верным. При появлении поколения Эда Робертса появилось два важных фактора. Инвалидные коляски с мотором и тележки для гольфа помогли стать более мобильными и двигаться по пересеченной местности, а ожидание успеха — это уже значительный шаг к нему.

Движение за гражданские права 1960-х и Женское движение 1970-х — это то, что вдохновило людей на создание Движения Независимой жизни. В обществе господствовали злость и дискриминация. Профессионалы предпочитали рассуждать об инвалидах скорее, чем разговаривать непосредственно с ними. Дискриминация была повсюду, а правила и законы, когда речь шла о реальных физических возможностях человека, часто были нелогичными. Инвалиды чувствовали со стороны общества притеснение, невысокие ожидания, ощущали себя «социальными невидимками». Чтобы изменить ситуацию, чтобы получить движение и лидеров, злость нужно было направить в конструктивное русло. Злость — это энергия. Но это деструктивная энергия, если она направлена на себя или на людей, которые на самом деле любят и поддерживают вас, несмотря на все их недостатки. Злость нужно направить на какую-то определенную цель.

Технология групп взаимной поддержки позволяет развивать, увеличивать потенциальную возможность направить злость в продуктивное русло. «Власть инвалидности» определяет жизнь человека, как жизнь уцелевшего, предлагает способы увеличить его независимость от других и демонстрирует практические навыки. Поставьте себя на место человека, который нуждается в поддержке и совете того, у кого есть похожий опыт. У такого человека похожая или даже несколько более серьезная форма инвалидности. Физическое сходство приводит к тому, что лучше устанавливается понимание. Эд Робертс признает также, что некоторые люди, не имеющие инвалидности, тоже могут стать такими консультантами, консультантами. Главное — иметь собственный опыт «борьбы». Консультант обычно имеет большой опыт, год или более, в независимой жизни и рассказе об этом опыте, в принятии важных решений и всей ответственности за них ради того, чтобы вести независимую жизнь. Консультант использует свой опыт для того, чтобы помочь вам увидеть свой собственный в свете опыта других людей, включая опыт консультанта и других ее/его знакомых.

Ключевые принципы — это:

наиболее важный навык — умение слушать

консультант никогда не говорит, что надо и чего не надо делать, даже если его об этом попросят

консультант всегда ясно знает разницу между независимостью и зависимостью и никогда не сделает вас зависимым от себя

отношения никогда не основываются на превосходстве одногоп

понимание того, что принятие рискованных решений ведет к независимости.

Обе стороны учатся на собственном опыте, который совсем необязательно должен быть одинаковым. Консультант узнает от вас о новых для себя вещах и смотрит на них по-другому, нежели вы. Для того, чтобы побудить человека к стремлению к независимой жизни, можно рассказать свою собственную историю, продемонстрировать некоторые действия — элементы независимого поведения (самостоятельно приготовить еду, поднять или достать какую-то вещь и т. п.), определить ключевые решения, которые нужно принять для достижения независимости, использовать ролевое моделирование. Движение независимой жизни основано на философии взаимной поддержки, ее смысл — создание своей собственной среды. Люди, которые образуют эту среду, задействованы во всех сферах деятельности движения. Это способ сознательно применяется в принципиально непрофессиональной атмосфере, поскольку все профессиональные модели, например, медицинский подход, подразумевают зависимость. Когда существует сочетание убежденности и умения обслужить себя, человек может взять под контроль свою жизнь. Контроль над своей жизнью и есть опыт активного стремления к независимости. Это стремление — основа для развития лидерских качеств.

Критерии взаимной поддержки Есть пять измерений, или критериев, с помощью которых можно описать взаимную поддержку.Это:

Уровень организации;

Шкала изменений;

Сфера оказания поддержки;

Степень доверительности;

Уровень ответственности.

Со шкалой изменений тесно связан опыт человека, степень его вовлеченности в деятельность групп поддержки. История и развитие Движения Независимой жизни могут быть связаны с уровнем организации.

Материал предоставлен Всемирным Институтом по проблемам инвалидности (США)

Взаимная поддержка: роли, функции, границы

История

Среди основных и наиболее существенных служб, которые созданы при Центрах Независимой Жизни, — это Служба взаимного консультирования, или, как их чаще называют, взаимной поддержки. Личное консультирование и службы взаимной поддержки, в которых работают люди, сами являющиеся инвалидами, — это один из краеугольных камней, на которых базируется Движение Независимой жизни. Идея консультирования, основанного на принципах равенства, берет свое начало в 1939 году, — тогда, когда было основано общество Анонимных алкоголиков. Его основным принципом явилась идея о том, что только те люди, которые сами страдали от алкоголизма и преодолели его, могут быть более полезны в помощи тем, кто пытается сделать то же самое. Такая концепция «равенства» с течением времени нашла свое воплощение в различных формах (движениях) и имела многочисленные результаты.

Движение за Независимый образ жизни основывается на мнении о том, что работа Центров по реабилитации лучше всего обеспечивается людьми, которые сами являются инвалидами. Другая причина, по которой «подход на основах равенства» обращается к сторонникам Независимого образа жизни, — это тот факт, что консультирование осуществляется непрофессионалами. Сторонники Независимого образа жизни полагают, что люди с инвалидностью не всегда нуждаются в психотерапии. Тем не менее, понятие «взаимная поддержка» в ЦНЖ имеет очень размытые формулировки — например, кто может рассматриваться как «равный», и каковы границы у функции консультирования. Данная статья обращается к следующей проблеме — определению, рискам и границам взаимной поддержки.

Традиционное консультирование

Понятие «консультант» используется многими людьми. Вследствие того, что этот термин имеет широкое хождение, существует некоторая путаница в функциях, выполняемых консультантом. Большинство сходится во мнении, что его услуги предполагают тип отношений, при котором между консультантом и клиентом осуществляется какая-то помощь.

Большая часть определений включает в себя следующие идеи:

функция консультанта — обеспечить условия, при которых клиенту было бы легче измениться;

моральные ценности и подход консультанта к проблеме, так же как и предпочтения клиента, служат определению тех целей, которые преследует их общение, а также налагают ограничения в их отношениях.

большинство теорий консультирования подчеркивают важность взаимопонимания и способности выслушать своего собеседника в подобных отношениях; и, наконец,

отношения «консультант — клиент» всегда протекают в атмосфере взаимного уважения и приватности, т.е. уединения. Без этого может оказаться так, что клиент не будет доверять консультанту или открывать свои проблемы.

Психологические аспекты

Инвалидность может влечь за собой физические, сенсорные или умственные проблемы. Существуют, кроме того, препятствия в среде обитания, экономические и социальные барьеры, неприятие со стороны других людей. Перечисленные условия могут привести к серьезному психологическому стрессу. В различных подходах к профессиональному консультированию предполагается, что эти условия производят один и тот же психологический эффект, общий для всех людей с инвалидностью — независимо от ее вида. Эти эффекты (психологические следствия) происходят из двух источников. Одни проблемы идут «изнутри» человека и зависят от того, как он сам относится к своей инвалидности. Другие идут от «внешнего» мира и зависят от отношения окружающих и того, что они думают об инвалидности и инвалидам. Другой внешний источник стрессов — это количество физических препятствий, с которыми инвалид должен иметь дело. Как внутренние, так и внешние факторы, могут вступать во взаимодействие, влияя на общее отношение к проблеме в худшую или лучшую сторону. К примеру, человек, которого должным образом воспринимают другие люди, лучше воспринимает себя. А тот, кто сталкивается с большим количеством физических препятствий, может полагать, что проблема кроется в нем самом, и испытывать ненависть к самому себе; или человек может жить в среде, свободной от препятствий, что позволит ему свести к минимуму свои физические ограничения.

Участие

Профессиональное вмешательство включает участие множества специалистов — например, психиатров, психологов, социальных работников, реабилитологов, логопедов, специалистов по тренировке того или иного рода навыков, физиотерапевтов, медсестер и собственно терапевтов. Основная цель всех этих видов деятельности — помочь людям с инвалидностью улучшить свою жизнь, имея дело с проблемами, идущими «изнутри» человека или с теми, которые являются специфическими для конкретного вида инвалидности. Традиционно, стратегии этих специалистов включают медицинский уход лечение, индивидуальное групповое консультирование, консультации специалистов при поиске путей самореализации, т.е. жизненного призвания клиента, советы специалистов в области образования, социальной адаптации, семьи. Тем не менее, в последнее время профессиональное участие переместилось от проблем конкретного вида инвалидности и «внутренних» проблем клиента к «внешним» проблемам, происходящим от барьеров, создаваемых окружающей средой и отношением людей. Все это привело к тому, что основной целью стало устранение этих барьеров.

Взаимная поддержка как профессиональное участие

Консультации равного — одна из услуг, наиболее широко предоставляемых ЦНЖ, это совершенно особенный тип участия в жизни людей с инвалидностью. Разница заключается в том, что консультации дают непрофессионалы, которые сами имеют инвалидность. Этот подход предполагает, что люди с собственным опытом инвалидности могут лучше понять и поставить себя на место людей, которые пытаются совладать со своими проблемами. Кроме того, это обеспечивает модель, по которой клиент рассматривается как потребитель услуг.

Взаимные консультации могут осуществляться как в группе, так и в индивидуальном порядке. Их основная цель — утверждение философии независимого образа жизни и поддержка инвалидов в принятии этой философии. Она рассматривается как «волшебная терапевтическая тропинка» к здоровому психологическому самоутверждению. Посыл очень прост: проблема не в тебе и не в твоей инвалидности, проблема — в твоей зависимости от профессионалов и в барьерах, создаваемых окружающей средой и отношением других людей. Потребителей поощряют к тому, чтобы они сами стали своими адвокатами и требовали уважения и соблюдения своих прав. Их также подталкивают к тому, чтобы они пытались изменить систему, — участием в законодательном процессе и при необходимости — в судебных исках.

Люди с инвалидностью испытывают эмоциональный стресс так же часто, как и все остальное население в целом. Так же, как и у остальной части населения, психологические последствия могут колебаться от минимальных до тяжких. Кроме того, тяжкие психологические последствия могут возникнуть на основе эмоционального стресса, связанного с инвалидностью.

Консультирование со стороны равного может быть спорным в следующих случаях: во-первых, когда проблема становится результатом недоверия к профессионалам со стороны клиента и консультанта. Таким образом, они могут отказаться от поисков помощи у профессионалов. Кроме того, непрофессиональный аспект консультирования у «равных» подразумевает недостаточные гарантии в профессиональном подходе к проблеме потребителя. Эти гарантии обеспечиваются стандартами образования, тренировки (практики), опыта и надзора в виде сертификации и или лицензирования. Традиционное консультирование как «профессия» регулируется этическими и юридическими нормами, которые подкреплены профессиональными ассоциациями, образовательными институтами, ветвями государственной власти, отвечающими за лицензирование, и законодательной системой.

Поскольку консультирование у равных — это служба непрофессиональная, и предоставляется населению бесплатно, трудно установить бухгалтерскую отчетность в случае отрицательного баланса, перерасхода средств. Другая опасность кроется в том, что консультант — «ровня», «равный» — может не увидеть разницы между своими личностными проблемами и теми, которые имеются у клиента. Это может привести к тому, что «равный» советчик создаст проблему в сознании клиента, которой до этого у него не было. Другие этические проблемы заключаются в двойственном отношении (и одновременно деловые или доверительные), автономии (допускающей действия независимые и противоположные мнению консультанта), приватность и конфиденциальность.

Консультанту — «ровне» потребуется развитие навыков общения (в особенности, навыков активного слушания), авторитетности, некоторой напористости, знание философии независимой жизни, обучение этике отношений, в которых оказывается помощь. Люди, которые работают в этом качестве, сами являются инвалидами и поддерживают людей с похожими проблемами, должны обладать некоторыми личными качествами — такими, как эмоциональная устойчивость, чувство уверенности в себе и ощущение безопасности. Они также должны осознавать границы возлагаемой на них ответственности, и быть способными позволить клиенту самому контролировать свою проблему безотносительно к её источнику. Самое главное — знать, когда клиенту надо обратиться к профессионалам и куда его при этом направить. В случае таких явлений, как тяжкое оскорбление, угроза насилия, суицида, а также пребывание клиента в агрессивной среде — в таких случаях без колебаний следует обращаться к специалистам.

Ниже мы предлагаем несколько рекомендаций, которые позволят свести к минимуму негативный потенциал консультирования у «равного».

при обучении консультантов следует давать список проблем, при которых следует отсылать клиента к специалистам. Кроме того, следует указывать на те признаки, которые могут свидетельствовать о проблеме, подлежащей «переадресовке».

установить отношения с психологами и основать реабилитационное агентство, разработать механизмы по переадресовке клиентов в их ведение в случае необходимости.

проводить регулярные совещания консультантов для того, чтобы отслеживать прогресс и успехи клиента или определить, не возникают ли проблемы, которые находятся вне компетенции его консультанта — «ровни».

когда сделана переадресовка, с потребителем должен осуществляться постоянный контакт, — для того, чтобы не потерять с ним связи.

цикл консультирования у «равного» должен быть ограничен во времени (от 10 до 12 недель максимум). В случае необходимости переадресовывать потребителя к другим «равным» консультантам. Отдавать предпочтение «групповым сессиям», а не «индивидуальным консультациям». Это сокращает шанс формирования отношений, в которых одна или обе стороны зависят друг от друга.

Томас Д. Картер — младший

III. Правила проведения групп взаимной поддержки

Эти правила были выработаны на основе элементарных психологических знаний и практического опыта проведения групп взаимной поддержки. Поначалу эти правила кажутся либо само собой разумеющимися, либо, наоборот, необязательными, однако потом, на практике ведущий убеждается в их справедливости.

Тема должна касаться инвалидности и содержать в себе проблему

Каждый рассказывает только о своем личном опыте.

Не давать советов

Полная конфиденциальность

Право на молчание

Говорить могут все по желанию

Не перебивать

Не критиковать

Не высказывать свое мнение

Опыт: Сергей Прушинский, один из участников проекта «Молодые инвалиды — за социальные изменения», о своем опыте ведущего и правилах проведения групп:

Осенью 2000 года мне довелось несколько раз проводить Группы взаимной поддержки. Когда нам впервые рассказали о работе зарубежных движений инвалидов за Независимую жизнь в форме в ГВП, то я воспринял эту информацию несколько скептически: мол, собирается вместе несколько инвалидов, рассказывают друг другу что-то — и ничего особенного в таком общении нет, ибо «мир инвалида тесен» и в этом «мире» постоянно происходят встречи со своими «коллегами по несчастью» с неизбежными взаимными расспросами и рассказами. Потом летом мне довелось несколько раз участвовать в проведении ГВП — и вот тогда меня такие встречи заинтересовали, показались действительно заслуживающими особого внимания.

Но когда я осенью впервые оказался самостоятельным ведущим, то всё представилось совсем иначе, чем я предполагал — одновременно и более интересным, и более трудным.

ГВП отличается от случайной встречи инвалидов, их родственников или друзей.

Во-первых, обмен личным опытом инвалидности происходит гораздо эффективнее, чем при обычных встречах «мимоходом».

Во-вторых, что гораздо важнее, на ГВП участники не просто «делятся опытом», а оказывают друг другу поддержку, помогая друг другу вырабатывать положительную самооценку, и учатся осознавать свои подлинные желания, потребности и возможности.

Ключевая роль в достижении Группой такой эффективности принадлежит ведущему.

С чем лично я столкнулся в роли ведущего?

1) Необходимость соблюдать все «формальные» правила и признаки проведения ГВП, о которых нам рассказывали на обучающих тренингах. Это казалось элементарным и интуитивно понятным. Следовательно, думалось: зачем же формальности? Ведь у нас в Группе — добровольное конфиденциальное собрание взрослых людей, стремящихся к независимости и настроенных доброжелательно. Если принципы добровольности, конфиденциальности и доброжелательности соблюдены — то всё замечательно, и остальное получится как бы само собой.

Но на самом деле это оказалось не так.

Например, стоило однажды, обговорив в самом начале ГВП Правила работы, не записать их на отдельном плакате, чтобы они все время были на виду, — и в тот раз в разгаре обсуждения пришлось приложить много усилий, чтобы вернуть поведение участников в рамки этих Правил, с которыми они вроде бы согласились в начале встречи, но о которых по ходу развития встречи забыли напрочь, а после устного напоминания о Правилах работы в Группе начали переформулировать и перетолковывать эти Правила.

В итоге в середине встречи:

— пришлось заново обсуждать и «утверждать» Правила работы в Группе взаимной поддержки, на что было потрачено лишнее время за счет времени, отведенного для разговора на выбранную тему;

— была потеряна «нить обсуждения»;

— человек, начавший говорить на выбранную тогда тему, не только не успел высказаться, но и вообще замкнулся на некоторое время;

— потребовались определенные усилия ведущих, чтобы заново «раскачать -расшевелить — разогреть» Группу и вернуть её к прерванному обсуждению.

Во избежание этого требовалось всего-навсего аккуратно записать на отдельном плакате для всеобщего обозрения четко сформулированные Правила работы в Группе. Тогда все неясности с толкованием Правил были бы разрешены в самом начале встречи. А периодически возникающим по ходу проведения Группы «нарушителям» было бы достаточно простого напоминания принятых ими Правил с «предъявлением утвержденного текста».

2) О понимании самим ведущим Правил работы в Группе взаимной поддержки. Это, казалось бы, не проблема: есть определенные правила, ведущий их выучил и должен донести до других.

Просто «выучить» — это ещё не значит «понять и принять»! И если правила не стали «своими» для ведущего, то будет трудно «донести» их до других. В таком случае в ходе проведения Группы могут быть нарушены основополагающие принципы ГВП, что обесценит организованную встречу и может даже скомпрометировать саму идею Группы взаимной поддержки.

Как, например, я осваивался с некоторыми Правилами работы в ГВП ?

«Обсуждается тема, обязательно связанная с инвалидностью.» Поскольку на проводимых нашей командой семинарах по пониманию инвалидности мы постоянно подводим участников к осознанию того, что специфических «инвалидных» проблем нет, а все проблемы, по сути своей, являются проблемами социального происхождения и с точки зрения социального подхода ничем не отличаются от проблем неинвалидов, постольку мне было непонятно требование обязательно увязывать тему, обсуждаемую на ГВП, с инвалидностью участников. Мне казалось, что если люди будут обсуждать свои личные и социальные проблемы вообще, тогда они будут вести себя раскованно, не будут воспринимать себя как инвалидов, а «специфические инвалидные особенности» неизбежно всплывут сами, будут включены в обсуждение и сами, собственно, станут предметом обсуждения. Когда же мне пришлось участвовать в выборе темы для ГВП вместе с группой, но не в качестве участника, а в качестве ведущего, то только тогда, в процессе этого обсуждения, мне стало понятно, что не стоит предлагать «тему вообще», ибо в таком случае имеется риск превратиться в обыкновенную тусовку или в простой дискуссионный «клуб по интересам», который тоже будет, конечно, интересным и в чем-то полезным, но не возникнет эффективной взаимной поддержки, о которой я уже говорил выше. В тот раз, например, обсуждалась тема из области сексуальных отношений. Она была сформулирована как «Секс в жизни инвалида» (точную формулировку я мог запамятовать, но слово «инвалид» там присутствовало, а тема была заявлена в довольно откровенной форме). Тема очень деликатная, но поскольку та Группа взаимной поддержки уже не в первый раз встречалась практически в одном составе, участники привыкли друг к другу и начали друг другу доверять, то обсуждение прошло одновременно очень спокойно и очень плодотворно. Если бы формулировка темы звучала наподобие «Секс в жизни человека», то в силу всеобъемлющего характера такой формулировки мы рисковали бы уйти в совершенно отвлеченные рассуждения о человеке и человечестве вообще. Может быть, кто и поделился бы своим личным опытом инвалида, но в таком случае вряд ли можно было бы говорить потом о взаимной поддержке (т.е. о выработке инвалидом положительной самооценки, об осознании им своих подлинных желаний, потребностей и возможностей).

«Не советовать.» Когда я познакомился с идеями ГВП, то я никак не мог понять — почему же на ГВП нельзя посоветовать что-либо своему товарищу? Будучи участником нескольких Групп, я подчинялся Правилам и старался воздерживаться от советов, но в душе никак не мог с этим смириться, ибо люди жаловались на какие-то проблемы, которые я лично для себя или уже решил успешным образом или на которых я «обжигался», выбрав неудачную манеру поведения. Поэтому мне искренне хотелось помочь другому участнику, а ведущие заставляли меня избегать высказываний в форме советов. Я подчинялся дисциплине, но внутренне не соглашался с этим.

Когда же я сам оказался в роли ведущего и должен был препятствовать тому, чтобы участники что-либо советовали друг другу, я вдруг увидел со стороны следующее:

— когда один участник «пожалуется» на что-либо, то другому может показаться, что он вполне способен поделиться советом, исходя из личного опыта решения схожей проблемы;

— при этом невозможно заранее сказать — подойдет ли такой предложенный вариант поведения для первого участника даже теоретически, ибо с одной стороны люди, создающие схожие ситуации, разнятся характерами, темпераментами и прочим (а потому создают ситуации хоть и похожие, но не одинаковые), а с другой стороны сами ситуации в силу наличия бесчисленного множества деталей, которые не могут все совпасть в принципе, незаметным образом отличаются друг от друга (и иногда очень даже существенно, ибо рассказчик может упустить какие-то детали, кажущиеся ему очевидными, а советчику при этом совершенно очевидными кажутся другие, не упоминавшиеся детали, он их «довообразит» про себя — и речь пойдет о совсем разных ситуациях);

— практически советчик не может знать, насколько сказанное «жалующимся на жизнь» требует чьего-либо совета или решительных действий, поскольку люди очень часто «жалуются на жизнь» только для того, чтобы их выслушали, не предполагая вторжения в их личную жизнь с непрошеными советами (даже если вслух они говорят совсем другое и спрашивают совета);

— главное: если прозвучал совет (особенно, облеченный в убедительную форму), то самое неприятное парадоксальным образом заключается в том, что «спрашивающий» может слепо последовать этому совету (даже пусть и не слепо, а вполне осознанно, после предварительного обдумывания) и в том случае, если результат не будет достигнут или окажется отрицательным.

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика