Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Статья подготовлена РООИ "Перспектива" в рамках проекта "Образование для всех" для сайта Disability World. В статье использованы собственные данные, материалы из электронной рассылки Инва-Инфо, сведения, собранные нашими партнерами в регионах.

В России традиционно обучение детей-инвалидов проходило в специальных учреждениях, коррекционных школах и классах или на дому. Эта тенденция сохраняется и до сих пор, от 60% до 68% молодых инвалидов получали среднее образование вне массовой школы. Уровень образования, полученный таким образом ниже установленных государством стандартов и не позволяет в дальнейшем продолжить образование в вузе или найти работу после школы. Часть детей - инвалидов не получает никакого образования. По отзывам самих молодых инвалидов, они предпочли бы учиться в массовой школе, вместе со сверстниками. (60 из 100 человек).

Однако, на сегодняшний момент массовые учебные заведения по-прежнему не доступны для инвалидов. Исследования, проведенные партнерами "Перспективы" в проекте "Образование- право для всех" по 8 регионам выявили и подтвердили несколько наиболее острых проблем при получении ребенком- инвалидом школьного образования

  • родители детей-инвалидов практически не имеют или имеют очень скудную информацию о получении доступа к образованию,
  • проблема доступа к образованию тесно связана с доступностью учреждений образования и с доступным общественным транспортом
  • большинство преподавателей и администраторов массовых школ и вузов мало или совсем не разбираются в вопросах, связанных с инвалидностью
  • в массовых школах обучаются только те дети - инвалиды, которые могут самостоятельно передвигаться, имеют не выраженную форму инвалидности (астма, язва и пр.)

Несмотря на уже имеющиеся в Российском законодательстве правовые нормы, позволяющие ребенку-инвалиду обучаться в массовой школе и дающие льготы при поступлении в вуз, основная проблема заключается в неприятии школой (средней и профессиональной) самой идеи интегрированного образования.

Министерство образования России поддерживает увеличение числа коррекционных школ. Естественно , что местные департаменты образования придерживаются той же политики. Школа для глухих "Нордис" (Нижний Новгород) готовит детей к обучению в массовых школах, но из 15 учеников лишь 4 учатся в обычных школах, где педагоги не сомневались в возможностях совместного обучения. Остальным было отказано именно из-за их инвалидности. "Перспектива" исследовала 13 школ новостроек г. Москвы - лишь одна школа практически полностью доступна для школьников, пользующихся инвалидной коляской. В Самаре из 56 общеобразовательных школ, только 3 можно считать условно доступными (есть пандус). В Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге доступных массовых школ нет. В Саратовской области проживают 5788 детей-инвалидов школьного возраста, не получают образования 3588 детей-инвалидов школьного возраста, что составляет 62%.

Участники проекта в регионах исследовали так же вопрос доступа молодых инвалидов в высшие учебные заведения. В Нижнем Новгороде в 13 вузах обучается 189 студентов-инвалидов, что составляет 0.3% от общего числа студентов (58200 чел.) В Москве в 17 вузах учатся более167тыс. студентов из них 511 студентов - инвалидов, что составляет все те же 0.3%, при этом наибольшее число студентов - инвалидов -184(глухие) учатся в специализированной группе одного вуза - Технического университета. Интересно, что в Интегрированном институте - интернате обучаются 252 молодых человека с инвалидностью и ни одного студента-неинвалида. В Томской области 2304 инвалида 18- лет, а учится в вузах - 52. Где же остальные? В 2002 году в Уральский университет поступали 53 молодых - инвалидов, но сдало экзамены 26 человек, причем 3 из них в последствии не смогли учиться из-за неприспособленности учебного процесса к их потребностям. Основная масса студентов-инвалидов имеет вторую группу инвалидности. Студента, использующего инвалидную коляску или имеющего тяжелую форму инвалидности в вузе можно встретить крайне редко.

В большинстве случаев Директора школ и ректоры вузов не считают возможным делать учебные помещения доступными, использовать технические средства для обучения, развивать службу поддержки обучения инвалидов: 

"Из-за одного студента/школьника мы не будем вкладывать средства в переоборудование помещений"

По мнению Елены Дмитриевой, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии Нижегородского педагогического университета, в Нижегородской области отсутствует программа доступности высшего образования для инвалидов, разобщена деятельность общественных организаций инвалидов, служб занятости, не создаются условия для обучения (технические средства, адаптированные программы и др.). Вузы региона не занимаются профориентационной и профадаптационной работой с инвалидами.

Такая ситуация подтверждает, что получение инвалидами высшего образования не является государственной задачей, поэтому государство не координирует и не управляет этим процессом.

В последнее время благодаря усилиям общественных организаций инвалидов и прогрессивной администрации вузов в некоторых регионах (где интегрированное образование поддерживается властью) все же есть положительные примеры реализации инвалидами своего права на образование.

К сожалению, таких регионов не много.

В Челябинском государственном университете (ЧелГУ) с 1999 г. существует региональный Центр образования инвалидов (РЦОИ). Проект стал возможен благодаря поддержке администрации области и программы TACIS Европейского Союза. А началось все в 1992 г., когда на подготовительное отделение ЧелГУ была набрана первая небольшая учебная группа из людей с инвалидностью - часть из которых были инвалиды-"афганцы". Весной 2002 г. в РЦОИ ЧелГУ, с учетом филиалов в Челябинской области, обучались уже 161 студент-инвалид и 44 слушателя, готовящихся к поступлению в ЧелГУ.

Корпус, где располагается РЦОИ, полностью доступен для инвалидов, а главное здание университета, где находятся библиотека и другие, важные для учебы объекты, станет доступным после реконструкции. Предвузовскую подготовку многие будущие студенты из числа инвалидов также получают в РЦОИ. На первой стадии - с сентября по ноябрь - психологи и педагоги помогают абитуриентам привыкнуть к новой среде, к новому ритму жизни, консультируют по вопросам профориентации, обучают компьютерным технологиям, без которых сегодня в вузе не обойтись. Занятия по различным предметам ведут преподаватели университета - по специальной программе. По итогам аттестации в декабре большинство студентов РЦОИ переводятся на подготовительное отделение факультета доступного образования, где проходят интенсивную подготовку по программе средней школы, особенно по тем предметам, знание которых необходимы для продолжения обучения в университете - на математическом, филологическом, историческом, экономическом и психологическом факультетах. В случае успешной сдачи выпускных экзаменов (они приравниваются к вступительным) в июне студенты РЦОИ зачисляются в обычные учебные группы, где продолжают обучение вместе с другими студентами ЧелГУ - на общих основаниях, по общим образовательным стандартам.

РЦОИ неплохо (по российским меркам) оснащен техникой, необходимой для обучения людей с ограниченными физическими возможностями. Центр располагает собственным мультимедийным компьютерным учебным классом, подключенным к Internet, компьютерами с синтезаторами речи, диктофонами, подробными конспектами лекций на аудиокассетах. Что особенно важно, для студентов есть множество мультимедийных курсов и пособий.

Увы, студентам РЦОИ большинство молодых инвалидов в России могут только позавидовать: для обучения в РЦОИ-ЧелГУ двери пока открыты лишь для жителей Челябинской области. …

Интересен опыт Центра независимой жизни "Финист" и Новосибирского государственного университета, которые вместе осуществили проект "Интеграция людей с физическими ограничениями в систему высшего образования". Результатом проекта стало развитие в Университете программы сопровождения и технического обеспечения процесса обучения студентов- инвалидов и обучение на различных факультетов студентов - инвалидов, в том числе с тяжелыми формами инвалидности.

Преподаватели университета обратили внимание на низкий уровень базовых знаний абитуриентов - инвалидов, полученных в специализированных школах и при надомном обучении. В связи с этим усилия университета были сосредоточены на довузовской подготовке абитуриентов. Создано подготовительное отделение.

Успешной адаптации студентов так же способствовало изначальное обучение их информационным технологиям и создание специального технического центра. На факультетах созданы небольшие электронные библиотеки, которыми пользуются не только студенты-инвалиды с нарушением зрения, но все обучающиеся. Как на практике реализуется модель интегрированного обучения в Университете можно ознакомиться ниже.

В Нижегородском университете для поддержки в обучении незрячих и слабовидящих студентов создан тифлоцентр. Незрячие студенты обучаются в Петербургском Педагогическом университете, где созданы технические условия и разработаны эффективные методики обучения. В Московском Техническом университете создана специальная группа, где учатся студенты с проблемами слуха.

Пока подобные учебные заведения остаются оазисами в пустыне. Но - пустыня уже отступает…

В Томске, по инициативе молодых инвалидов в марте 2003 года создано новое общественное движение - "ДИВО" ("Доступное для инвалидов высшее образование"). Первый шаг, которого - взаимодействие с советом ректоров Томского университета по созданию межвузовского центра профессиональной ориентации и сопровождения инвалидов.

В Москве 20 вузов приняли участие в первой ярмарке для абитуриентов - инвалидов "Образование- путь к независимой жизни", которую посетили более 500 молодых инвалидов и старшеклассников специализированных школ.

В бюджет целевой программы реабилитации инвалидов Нижегородской области включены средства для адаптации 8 общеобразовательных школ города к потребностям детей инвалидов.

Недавно на коллегии Министерства Образования России было принято решение о создании на базе Челябинского, Петербургского и Московского технического университетов методических центров по интегрированному обучению инвалидов.

Практика

С. Васильева (3 курс), О. Лошкарева(1-й курс)

Факультет журналистики Новосибирского Государственного Университета

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В последнее время о возможностях интегрированного образования говорят довольно много, но до сих пор очень мало высших учебных заведений, которые доступны для студентов с тяжелыми формами физических ограничений - незрячих, передвигающихся на инвалидных колясках, имеющих общие заболевания в тяжелой форме. Став непосредственными участниками проекта по разработке модели интегрированного обучения в Новосибирском государственном университете, мы можем поделиться с вами тем, как работает эта модель в Новосибирске. Наш доклад основан на личном опыте и статистических данных.

В течение 12 лет мы учились в специальной школе для слепых и слабовидящих в Абакане (Хакасия). Это учебное заведение закрытого типа, большинство выпускников которого шли работать на учебно-производственные предприятия Всероссийского общества слепых (ВОС). Получить высшее образование тогда было практически нереально, средне специальные заведения могли поступить люди только с остаточным зрением. Был уникальный случай, когда незрячая девушка, Лолита Могуш поступила на отделение тифлопедагогики Санкт-Петербургского государственного университета. Возможно, опыт Лолиты повлиял на других выпускников, в частности на нас.

В старших классах мы поняли, что замкнутое пространство школы нам не достаточно, и стали работать в городской детско-юношеской газете "Большая перемена", которая издавалась учениками из разных школ (наша школа даже не считалась городской), начали думать о получении журналистского образования. Когда мы говорили об этом социальным работникам, заполнявшим наши реабилитационные карты, они реагировали однозначно "Что вы! С вашим здоровьем? Где мы вам возьмем высшее образование!" После таких заявлений никакого жизненного стимула не оставалось.

Света: "Я перестала готовиться к вступительным экзаменам. Буквально за несколько дней до выпускного вечера школьный социолог услышал по радио, что в Новосибирске начинает работать проект, поддерживающий интегрированное обучение людей с ограниченными физическими возможностями. У меня появилась надежда, что мечта о высшем образовании может осуществиться. Потом были подготовительные курсы в Новосибирске, где я познакомилась с другими абитуриентами. На вступительных экзаменах у меня была помощница, которой я диктовала свои тексты, и дополнительное время так и не понадобилось. После нескольких дней ожидания мама прочитала мою фамилию в списке зачисленных на факультет. Так я стала студенткой самого настоящего университета, а не какого-то специального заведения которым нас пугали в школе."

Оля: "Мое поступление в НГУ во многом было связано с опытом Светланы Васильевой. Узнав о том, что она стала студенткой ВУЗа я начала основательнее готовиться к поступлению. Занималась на подготовительных курсах в заочной (дистанционной) гуманитарной школе НГУ. Год подготовки дал мне уверенность в своих силах. После долгих споров с социальными работниками мне удалось отстоять свое право на получение высшего образования. В 2002 году я приехала в Академгородок. Никаких неожиданностей при поступлении не было: я сдавала экзамены наравне с остальными абитуриентами, разница была лишь в том, что мне достаточно было получить удовлетворительные оценки. Когда я поняла, что набрала общий проходной балл, то впервые по настоящему поверила в себя. Сейчас мы учимся в одном из самых престижных ВУЗов страны, причем не в отдельной группе, а вместе со здоровыми студентами, среди которых много наших друзей. Мы вместе готовимся к экзаменам, отмечаем праздники, участвуем в различных университетских мероприятиях. У нас есть персональные помощники, с иными мы расстались довольно быстро, другие давно стали нашими настоящими друзьями, к которым в любое время суток можно обратиться за помощью, советом поддержкой. Первый шок у преподавателей и студентов от появления в университете студентов с тяжелой формой инвалидности прошел. Стало понятно, что мы не инопланетяне, а такие, как все. Просто у нас в чем-то меньше возможностей, а в чем-то наоборот больше. Мы не чувствуем себя инвалидами, а вспоминаем об этом только в двух случаях: когда пишем заявления на поездки в санаторий или профилакторий НГУ и когда иногда видим удивление в глазах преподавателей, не знающих, как подать нам учебный материал. В таком случае приходится объяснять преподавателям, что их учебный план не пострадает, и вместе находить удобное решение. Некоторые преподаватели просто пугаются, полагая, что решение проблемы им придется искать самим, но мы обычно знаем, как помочь себе и им, единственно, что необходимо это поддержка. Большинство преподавателей идут нам на встречу. При этом во время учебы не делается скидок, просто предоставляется возможность выразить себя в удобной для нас форме (для нас придумывают другие, но не менее сложные задачи, дают время на набор текстов на компьютере, посылают материалы по электронной почте. Значительную поддержку оказывает библиотека НГК, особенно в сессионный период. В НГУ мы не просто учимся, мы растем профессионально, а в будущем можем конкурировать на рынке труда. Вместе с нашими помощницами мы издаем газету "Бумеранг" для учащихся специальных школ Сибирского региона. Все работы по верстке проходят в техническом адаптивном центре НГУ, предназначенном для студентов с нарушениями зрения. В этом году мы побывали в своей школе, где выяснили, что наш опыт стимулирует выпускников, помогает им поверить в свои силы. Это подтверждается статистикой. Сейчас уже не менее 30% выпускников школы ориентируются на высшее образование. За небольшой срок количество студентов с серьезными физическими нарушениями в НГУ увеличилось с 193 до 59 человек, что составляет в настоящее время примерно 1% от общего числа студентов. Для нас каждый абитуриент с физическими ограничениями, поступивший в ВУЗ - очередной шаг к победе, к развитию интегрированного образования в России. Пример НГУ показывает, что наше общество почти к этому готово."

Новости

Зачем мы проводим уроки параспорта для детей с инвалидностью?

Как играть в баскетбол на колясках, узнали дети с инвалидностью. 19 января в...

26.01.2021 22:48

Как мы проводили необычный год необычным праздником

2020 год выдался не самым простым для всех нас. Лишившись на время возможности...

26.01.2021 14:51

Мяч, кольцо, коляска: как играют в баскетбол люди с инвалидностью?

21 января в московской школе № 1394 наш сотрудник Владимир Кузнецов провел онлайн-урок...

22.01.2021 17:00

Доступна ли Третьяковская галерея для людей с инвалидностью?

В декабре эксперты «Перспективы» провели аудит доступности пяти зданий Третьяковской галереи: главного корпуса, Новой...

22.01.2021 13:39

Вопросы инклюзивного образования: отвечают юристы

Что делать, если ребенку с инвалидностью не дают место в классе? Как создать...

21.01.2021 14:32

Главное – проявить меткость: московские школьники узнали о бочча

20 января наш сотрудник Васим Сариа провел онлайн-урок физкультуры для учащихся московской школы...

21.01.2021 14:28