Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Предлагаем вашему вниманию пособие, разработанное в рамках проектов "Ломаем барьеры" и "Молодые инвалиды отстаивают общественные интересы".

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаем вашему вниманию пособие, разработанное в рамках проектов "Ломаем барьеры" и "Молодые инвалиды отстаивают общественные интересы". Эти проекты осуществлялись в 2001-2002 гг. при финансовой поддержке CAF-Россия и Бюро по образованию и куль-туре Госдепартамента США. Оба проекта были направлены на отстаи-вание прав людей с ограниченными возможностями путем активизации молодых инвалидов, а также на развитие сети взаимодействия молодых активистов из 11 регионов России:

Москвы (РООИ "Перспектива"),

Твери ("Танюша"),

Нижнего Новгорода ("Инватур"),

Самары (Ассоциация "Десница"),

Екатеринбурга ("Свободное движение"),

Улан-Удэ (Региональный общественный фонд строительства жилого комплекса инвалидов-колясочников и создания безбарьерной среды в республике Бурятия),

Ростова-на-Дону ("Феникс"),

Челябинска (Центр общественных объединений),

Ухты (Ухтинская организация Всероссийское общество инвалидов),

Перми (Пермская областная организация ВОИ),

Тольятти (Центр независимой жизни).

Таким образом, оба проекта осуществлялись параллельно и допол-няли друг друга.

В ходе работы над проектами молодые активисты использовали в регионах такую форму деятельности как микро-проекты, направлен-ные на решение одной конкретной проблемы, касающейся нарушения прав инвалидов. Эта модель впервые была апробирована в ходе преды-дущих проектов "Перспективы" и доказала свою эффективность.

При осуществлении проектов "Ломаем барьеры" и "Молодые инва-лиды отстаивают общественные интересы" были предприняты усилия, направленные на объединение партнерских организаций инвалидов в сеть "Независимая жизнь". К настоящему моменту в сеть входят органи-зации инвалидов из 11 регионов. Формализации сети - определению ее миссии, согласованию стратегии деятельности и развития - способст-вовала грант, полученный РООИ "Перспектива" от Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса - Россия). Ресурсы, которые стали общими благодаря образованию сети организаций инвалидов - практический опыт каждого партнера, информация, эксперты и тренеры - дали новые возможности при отстаивании прав и интересов инвалидов в регионах.

Пособие, в котором обобщен опыт и подведены итоги проектов, состоит из двух частей. В первой вы познакомитесь с историей создания и достижениями сети организаций инвалидов "Независимая жизнь". Вторая часть посвящена опыту микро-проектов по отстаиванию прав инвалидов, которые осуществлялись молодыми активистами в Улан-Удэ, Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Тольятти, Ростове-на-Дону, Челя-бинске и Ухте (республика Коми).

ЧАСТЬ 1. СЕТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНВАЛИДОВ "НЕЗАВИСИМАЯ ЖИЗНЬ"

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЕТИ

Сеть организаций инвалидов "Независимая жизнь" органично выросла из ряда партнерских проектов, которые осуществляла "Перспе-ктива" с 1997 по 2001 гг. Прежде всего, это проекты по активизации молодых инвалидов, формированию позитивного общественного мнения и отстаиванию прав инвалидов, которые осуществлялись в Перми, Ухте, Тольятти, Нижнем Новгороде, Самаре и Москве и других городах. В ходе этих проектов были подготовлены команды молодых инвалидов, которые стали очень эффективно работать в своих регионах. После окончания проектов работа не закончилась, партнерства не распались, и команды были готовы продолжать и развивать сотрудничество.

В 2000 г. "Перспектива" при поддержке Института "Открытое общество" (фонд Сороса - Россия) провела серию семинаров "Внедре-ние в России идей независимой жизни инвалидов". Эти семинары прошли в четырех городах и привлекли организации инвалидов практи-чески из всех регионов России. Проект позволил "Перспективе" создать новые партнерства с активными организациями инвалидов из Екатерин-бурга, Твери, Улан-Удэ и других городов.

В целом, эти проекты объединили организации инвалидов. Они позво-лили выработать единый подход, апробировать и выбрать наиболее эффе-ктивные технологии и стали, таким образом, основой для объединения организаций в единую сеть. К 2001 г. большинство партнеров "Перспекти-вы" сочли актуальной идею создания сети, которая будет способствовать распространению идей независимой жизни инвалидов в регионах, активи-зации молодых людей с инвалидностью и отстаиванию их прав. Тогда при поддержке CAF и Института "Открытое общество" были запущены проек-ты, нацеленные, в том числе, на формализацию сети. Эти проекты преду-сматривали создание сети тренеров-консультантов и активистов для прове-дения просветительских семинаров для различных аудиторий, обмена опы-том, а также осуществления в регионах микро-проектов, направленных на решение конкретных проблем, связанных с нарушением прав инвалидов.

УНИКАЛЬНОСТЬ СЕТИ

Уникальность сети состоит, прежде всего, в том, что она сформиро-валась "снизу", по инициативе организаций инвалидов. Эти организа-ции являются самостоятельными, и помимо сетевых проектов, осуществ-ляют собственные проекты и программы, которые финансируются из раз-личных источников.

Идеологической основой сети стала философия независимой жизни инвалидов. Участники сети в своей деятельности используют также наи-более удачные методические материалы и технологии, разработанные коллегами.

Важным фактором сети является ее молодежная направленность. Деятельность практически всех участников сети нацелена на активиза-цию молодежи и вовлечение в социальные проекты молодых доброволь-цев. Уникальность сети состоит также в использовании такой формы деятельности, как микро-проект. Как показал опыт, добиться реальных изменений и привлечь союзников легче на местном уровне, начиная с ма-леньких, локальных шагов. Такая работа дает командам молодых инва-лидов возможность самостоятельно выступать в защиту собственных прав, пробовать разные способы активности. Эта модель получила название "микро-проект", поскольку при его осуществлении наглядных результатов можно достичь силами небольшой команды и в относитель-но короткий срок. Средства на осуществление микро-проектов в регио-нах выделялись из бюджета сетевых проектов.

За время существования сети участниками сети были успешно осуществлены 20 микро-проектов (наиболее интересные из них предста-влены во второй части пособия), направленных на решение различных проблем (доступная среда, трудоустройство, интегрированное образо-вание и т.д.) людей с инвалидностью. В Челябинске и Тольятти осуществ-лены проекты, направленные на ускорение решения проблем создания доступной среды для инвалидов. В результате микро-проектов в этих городах представители организаций вошли в координационные советы, которые занимаются этими проблемами на уровне города. В Тольятти но-вые объекты при сдаче в эксплуатацию должны проходить экспертизу в Центре независимой жизни, в Челябинске издан путеводитель по дос-тупным местам. В городе была также проведена публичная акция, кото-рая привлекла к проблеме доступной среды все местные СМИ. В Москве и в Перми команды активно занялись просвещением школьников и про-вели в классах занятия по пониманию инвалидности.

ОСНОВНЫЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ СЕТИ

В настоящее время роль координатора сети выполняет "Перспекти-ва". В будущем эту роль будут, как мы полагаем, по очереди брать на себя другие организации. Основной обязанностью координатора сети является оказание поддержки ее участникам, а именно:

- организация взаимного информационного обмена через специ-альный раздел на сайте, издание информационного бюллетеня, элек-тронную рассылку "инва-инфо" и поездки к партнерам;

- создание банка обучающих программ и занятий, которые сейчас находятся на сайте "Перспективы" и которыми могут пользоваться заре-гистрированные участники сети;

- обучение и повышение квалификации участников сети через про-ведение конференций, семинаров и тренингов.

В качестве тренеров и консультантов выступают представители раз-ных организаций, в зависимости от темы и наработанного в регионе опы-та. Например, председатель Екатеринбургской организации инвалидов "Свободное движение" Елена Леонтьева передавала свой опыт по соз-данию в городе доступной среды и специально ездила для проведения консультаций в Москву, Тольятти и Нижний Новгород. Ее книга "Доступ-ная среда глазами инвалида" пользуется огромной популярностью по всей стране, и желающие могут, с разрешения автора, скачать ее с сайта совершенно бесплатно. Илья Лебедев из Нижнего Новгорода провел для молодых инвалидов из регионов тренинги по проведению разработанных им школьных занятий по пониманию инвалидности.

Все организации - участники сети осуществляют и свои собственные проекты, направленные на продвижение интересов и отстаивание прав инвалидов, формирование позитивного общественного мнения по отно-шению к инвалидам, сотрудничают со средствами массовой информации, предлагают своим клиентам различные услуги и проводят публичные ак-ции для привлечения внимания общества к проблемам инвалидов. Боль-шой вклад этих организаций в работу сети - обмен информацией и опы-том, разработка пособий, которые могут использоваться другими органи-зациями, обратная связь и привлечение в работу сети новых союзников.

Проекты, реализованные одной организацией, берутся на вооруже-ние партнерами в других регионах. Например, идея заняться реализаци-ей права женщин-инвалидов на репродуктивное здоровье и материнство впервые появилась в Улан-Удэ, а потом подобный проект был успешно реализован в Ухте. Тренеры сети за последнее время стали более востре-бованными не только в городах, где существуют организации-партнеры, но и в других регионах. За последний год тренеры-активисты провели се-минары в Челябинске, Пензе, Балахне, Сызрани и Сыктывкаре, приезжая туда по приглашению других организаций. Модель сети "Независимая жизнь" заинтересовала организации инвалидов ближнего зарубежья. Например, ряд организаций Кавказа считает, что этот опыт можно использовать для создания подобной сети в своем регионе.

В рамках развития сети была апробирована модель экспертной под-держки участников. В ходе осуществления в регионах микро-проектов по отстаиванию прав инвалидов наметилась некоторая специализация отдельных участников сети, желание продвигать те или иные конкретные интересы инвалидов. Эксперты-практики сети выезжали в регионы для консультирования и проведения семинаров:

Елена Леонтьева (Екатеринбург, "Свободное движение") - является экспертом по доступной среде для людей с ограниченными возможностя-ми. На основе собственных уникальных разработок, изданной книги, и практической работы она подготовила курс занятий для проектиров-щиков и архитекторов. По просьбе членов сети Елена провела выездные консультации в Москве - для РООИ "Перспектива", Ростове - для орга-низации "Феникс", Тольятти - для Центра Независимой Жизни.

Илья Лебедев (Нижний Новгород, "Инватур"), консультировал ЦНЖ в Тольятти и молодых активистов в Димитровограде по вопросам организа-ции и проведения занятий по пониманию инвалидности для школьников.

ЧАСТЬ II. МИКРО-ПРОЕКТЫ ПО ОТСТАИВАНИЮ ПРАВ ИНВАЛИДОВ.

НИЖНИЙ НОВГОРОД: "ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ"

Нижегородская организация инвалидов "Инватур" объединяет молодых людей с различными видами инвалидности. Деятельность органи-зации в значительной степени направлена на отстаивание прав и интересов инвалидов. Активисты "Инватура" первыми провели в Нижнем Новгороде серию публичных акций, направленных на привлечение внимание общест-ва к проблемам, правам и потребностям инвалидов: акции "Доступная сре-да и другие дни недели", "Хотим в кино!", " Доступный транспорт", фото-выставки "25-й кадр", "Коляска - друг человека". Действуя целенаправ-ленно и творчески, команда "Инватура" стала заметной силой в городе. Участие "Инватура" в сети организаций инвалидов "Независимая жизнь" дало команде возможность приобрести новый опыт, получать дополнитель-ную информацию и методические разработки. В рамках работы сети "Ин-ватур" осуществил несколько микро-проектов. Об одном из них - "Вместе в школу будущего!" - рассказывает координатор проекта Илья Лебедев:

Идеи, превратившиеся в проект

Наш школьный проект был разработан в январе-феврале 2002 года и фактически осуществлялся до конца учебного года, то есть до конца мая. Он получил название "Вместе в школу будущего!" Из названия видно, что он был посвящен идее совместного обучения в школе детей-инвалидов и детей, не имеющих инвалидности, а также проблемам, которые мешают внедрению такой модели обучения.

Существует мнение, что дети наименее подвержены влиянию стерео-типов по отношению к инвалидам. Они, как правило, несут в себе мень-ше негативной информации. С другой стороны, обилие негативной или неадекватной внешней информации способно серьёзнейшим образом повлиять на ребёнка или подростка в худшую сторону. Нашей задачей было противостоять такому влиянию. Многие дети и подростки, как ни странно, более склонны к состраданию и стремлению помочь другим, нежели, например, их родители. Это показал опыт работы "Инватура" с волонтёрами, большинство из которых - школьники. Однако в школе, как и в обществе, в целом, существует ряд серьёзных проблем, препятст-вующим принятию идей совместного обучения:

- Дети мало знают об инвалидах (в том числе, своих сверстниках) и трудностях, с которыми они сталкиваются;

- У детей практически нет навыков общения с детьми-инвалидами;

- В школьной программе нет занятий, помогающих детям понять сво-их сверстников, имеющих инвалидность, и научиться общению с ними;

- Методических разработок в этой области очень мало.

Основная идея проекта - обратить внимание администрации школ и учащихся на проблемы, связанные с получением образования детьмиинвалидами.

Цели проекта:

- Способствовать реализации права детей и подростков, имеющих инвалидность, на получение образования в обычной средней школе, вместе с остальными учениками.

- Повлиять на позицию школьников в отношении идеи совместного обучения.

Разрабатывая и осуществляя наш проект, мы, естественно, не надея-лись на полное изменение ситуации. Важно было продемонстрировать модель социально активной школы или пути движения к этой модели. Социально активная школа может решать не только проблемы инвалид-ности, но и многие другие. Социально активная школа должна иметь в своём арсенале информационные, просветительские занятия по соци-альным вопросам, а также методики, помогающие заинтересовать ребят, выявить их скрытые возможности. В этом школа может опираться на опыт и ресурсы общественных организаций. Нам же, как представителям этих организаций, остаётся лишь предложить эту помощь.

По нашему мнению, проведение занятий по пониманию инвалид-ности в школах оказывает благотворное влияние не только на ребят, которые получают новую информацию и навыки, но и на тех, кто эти занятия проводит. Такая работа для молодых инвалидов может служить отличным средством социальной, психологической и профессиональ-ной адаптации.

При разработке проекта мы спланировали действия в соответствии с поставленными задачами. Предлагаем примерный план действий, по которому работали мы.

Задача 1 - разработать методы ведения школьных заня-тий и подготовки ведущих:

- Сбор и анализ информации об опыте работы в школах в других регионах;

- Разработка тренинга по подготовке ведущих школьных занятий;

- Разработка программы занятий для школьников;

- Подготовка пособия по ведению занятий со школьниками, в ко-торое включены разработки занятий и рекомендации со стороны тре-неров.

Задача 2 - подготовить ведущих школьных занятий.

- Отбор по результатам собеседования четырёх человек для работы по школьному проекту, из которых двое - молодые инвалиды, двое - сту-денты нижегородских вузов (будущие педагоги, психологи, социологи или социальные работники);

- Проведение тренерами "Инватура" шести 4-часовых занятий по подготовке ведущих школьных занятий;

- Проведение парой "тренер + новый ведущий" пробных занятий в школах;

- Проведение мониторинга занятий; обсуждение положительного и отрицательного опыта; корректировка методов работы новых ведущих тренерами "Инватура" (два раза в месяц).

Задача 3 - провести занятия по пониманию инвалидности с учащимися двух-трёх школ города:

- Поиск школ и проведение переговоров с их администрацией;

- Организация проведения школьных занятий: определение даты и места проведения, сбор информации о специфике каждого класса, подготовка к занятиям (с учётом этой специфики), подготовка материа-лов, канцтоваров, видеофильмов;

- Непосредственное проведение циклов занятий в школах.

Задача 4 - подготовить старшеклассников-добровольцев в качестве ведущих "Уроков доброты" для 1-4 классов их школ:

- Разработка "Уроков доброты" для 1-4 классов и практических реко-мендаций по ведению этих занятий c учетом опыта организаций-партнеров;

- Отбор и обучение старшеклассников школ для ведения занятий с младшими классами;

- Организация занятий в школах с участием ведущих-старшеклассников.

Задача 5 - просвещение родителей детей-инвалидов:

- Проведение для родителей двух семинаров по пониманию инва-лидности и проблемам права инвалидов на образование.

- Проведение анкетирования родителей по вопросам образования детей-инвалидов.

Задача 6 - информирование общественности о правах и возможностях совместного обучения:

- Проведение в рамках "Недели молодёжного участия - 2002" ак-ции с целью обратить внимание учащихся на проблемы детей, находя-щихся на надомном обучении; привлечь их к оказанию реальной помо-щи таким детям; провести совместные мероприятия; провести анкетиро-вание родителей детей-инвалидов;

- Проведение информационных встреч в Министерстве Образования и Науки Нижегородской области и в районных управлениях образования;

- Привлечение СМИ к мероприятиям проекта;

- Пресс-конференция по итогам проекта и акции.

Успех проекта можно оценить по тому, насколько он востребован другими организациями инвалидов. При разработке проекта в Нижнем Новгороде, естественно, учитывался опыт других регионов. Разработки тренингов, применяемые в нашем регионе, содержат много элементов, позаимствованных в Москве, Ухте и Екатеринбурге. В свою очередь, наш опыт сейчас используется другими организациями в Самаре, Ухте, Дзер-жинске и Арзамасе.

Нижегородские особенности "школьного проекта".

Практически во всех регионах, где есть опыт проведения занятий по пониманию инвалидности в школах, основными формами этой работы являются информационные встречи и интерактивные тренинги. Их разра-ботки можно позаимствовать у других организаций или создать самосто-ятельно. Всё зависит от того, чего вы хотите добиться, проводя школьные занятия. Их целями может быть информирование об инвалидах и их пра-вах, а также передача знаний и навыков, необходимых для общения и работы с инвалидами.

Специфика школьных занятий в Нижнем Новгороде заключалась в том, что они преследовали еще одну цель: привлечение старше-классников к добровольному участию в мероприятиях и акциях соци-альной направленности. Понимание необходимости такой работы пришло постепенно: мы почувствовали, что некоторые ребята, вникнув в суть обсуждаемых проблем, захотели реальных действий. Поэтому позднее мы добавили в программы занятий элементы, помогающие привлечь добровольцев.

Итак, существуют различные формы работы со школьниками. Эти формы используются нами и для других целевых групп.

Информационные встречи эффективны, когда за короткий промежу-ток времени необходимо охватить большую целевую группу или не-сколько групп. Например, когда администрация школы предоставляет ог-раниченное время для общения одновременно с несколькими классами. Такая форма работы может применяться для привлечения ребят к каким-либо мероприятиям и акциям. Продолжительность информационных встреч, как правило, от 30 до 60 минут. Ведущие в этом случае должны делать упор на информативность. Будьте готовы к репликам: "У нас никогда не будет так, как у них...", "Там живут другие люди...", "Там гораздо больше денег, а значит и возможностей..." Ведущим необходи-мо иметь арсенал примеров, показывающих опыт борьбы за права инва-лидов в разных регионах России. В условиях информационной встречи яркие примеры становятся одним из главных доводов, помогающих дос-тичь результата.

В Нижнем Новгороде метод информационных встреч был выбран в качестве резервного. Нам показалось, что он не столь эффективен для наших условий. Предпочтение мы отдали более продолжительным формам занятий.

Мини-семинары. Эта форма использовалась ведущими "Инватура" в том случае, когда не было достаточного времени для проведения стан-дартного однодневного семинара. Продолжительность мини-семинаров составляет от полутора до трех часов. В отличие от информационных встреч, здесь происходит обмен информацией и мнениями. Ребята полу-чают лишь минимум информации, который провоцирует их реакцию, выявляет ту или иную степень их заинтересованности в выбранной теме. Для ведущих это вдвойне полезно. Во-первых, они изучают поведение учащихся, их реакцию на те или иные проблемы, их мнения. Во-вторых, мини-семинары можно использовать для получения первого опыта веде-ния занятий молодыми ведущими, как проверку их готовности к самосто-ятельной работе.

Мини-семинары можно применять в качестве показательных занятий для представителей образовательных учреждений - учителей, админист-рации школ. В этом случае основной упор делается на представление преподавателям целей и ожидаемых результатов программы школьных занятий, демонстрируются фрагменты занятий со школьниками.

Тренинг по подготовке ведущих из числа старшеклассников - это основной метод работы, применяющийся "Инватуром". Его отличительная черта -продолжительность занятия по времени до шести часов с пере-рывами, разнообразие методов, глубина и последовательность изуче-ния проблем и способов их решения. При подготовке ведущих мы ис-пользовали такие методы как работа в малых группах, мозговой штурм, "вертушка", позиционная дискуссия, фокусированная дискус-сия по видеоматериалам. Кроме того, тренинги усиливались ролевыми играми и разминками. В отличие от информационных встреч и мини-семинаров, тренинг рассчитан на максимальное проявление активно-сти ребят, использование их знаний, опыта, выявление и изменение их жизненной позиции.

Методы работы при проведении интерактивных занятий:

1 Мозговой штурм - метод используется для получения новых идей, новых решений проблемы. Во время мозгового штурма записываются все высказанные идеи, предложения, при этом ни одна идея не отвергается и не критикуется. После того, как все идеи записаны, они проясняются, классифицируются выстраиваются приоритеты.

2 Малые группы - метод групповой работы, при котором упражне-ния, задания выполняются в группах по 5-9 человек, на которые делится большая группа участников. В малой группе каждый участник может оказывать непосредственное влияние на результат работы. Метод поз-воляет максимально включить в работу каждого.

3 "Вертушка" - упражнение, которое можно использовать для сбора мнений, ответов участников группы по нескольким определен-ным вопросам. Задание выполняется тройками или малыми группами. При выполнении упражнения каждая малая группа начинает работу с одного вопроса, ответы на который группа фиксирует на плакате. По сигналу ведущего через каждые 3-5 мин. группы меняются плаката-ми. Группа, получившая новый плакат, дополняет ответы предыдущей группы.

4 Позиционная дискуссия, фокусированная дискуссия - формы организации обсуждения в группе, которые как и другие различные методы организации дискуссии, способствуют прояснению позиций, объ-единения знаний и опыта группы с целью достижения понимания.

Главное - подготовить ведущих.

На наш взгляд, наиболее ответственная задача проекта - это подго-товка ведущих для занятий со школьниками. Количество ведущих зави-сит от продолжительности проекта, объёма финансирования, количества запланированных занятий, количества школ, в которых они будут прово-диться, количества классов и т. д.

В Нижнем Новгороде были подготовлены две пары ведущих занятий, двое из которых - молодые инвалиды, еще двое - студенты факультета социальных наук Нижегородского университета, не являющиеся инвали-дами. Ни в одном регионе, осуществлявшем школьные проекты, подоб-ной практики не было. Смешанные пары, которые чаще всего работали в наших школах, показали яркий пример того, как стираются границы между инвалидами и остальным обществом, как совместными усилиями решаются общие проблемы.

В Нижнем Новгороде школьный проект осуществлялся в трёх шко-лах. Мы не сумели охватить 1-е и 2-е классы из-за нехватки времени.

Зато с этими детьми успели поработать волонтёры, т. е. те старшекласс-ники, которых мы подготовили для работы с младшими классами их школ. Учащихся 11-х классов мы не задействовали в проекте вообще: ни в качестве целевой группы, ни в качестве волонтёров. Не секрет, что эти ребята сильно заняты подготовкой к поступлению в вузы.

Подготовительная работа в школах.

Одной из основных сложностей, с которыми столкнулась инициатив-ная группа "Инватура" в начале осуществления проекта, явилось отсут-ствие у нашей организации лицензии на образовательную деятельность. В связи с этим мы опасались недоверчивого отношения со стороны адми-нистраций школ. Забегая вперёд, можно сказать, что мы не ошиблись в своих прогнозах. Некоторые представители руководства школ отне-слись к нашему предложению по проведению занятий со школьниками крайне настороженно.

Для того чтобы преодолеть недоверие или свести его к минимуму, а также решить проблему отсутствия лицензии, решено было провести консультации с сотрудниками Министерства образования и науки Ниже-городской области. Было подготовлено информационное письмо на имя министра, а затем - похожие письма для районных управлений образо-вания. Письмо содержало информацию о нашей организации и разъяс-нения по поводу наших планов по работе в школах. Состоялись также достаточно продолжительные беседы с чиновниками Министерства, которые поддержали наши идеи, сочтя их своевременными и полезными. Министерство, кстати, снабдило нас информацией об организациях, которые уже имеют опыт работы по воспитанию толерантности у моло-дёжи. Несколько позже в Министерстве состоялось совещание начальни-ков районных управлений образования, на котором информация о про-екте была доведена до их сведения. Кроме того, в районы города и об-ласти были разосланы наши информационные письма, сопровождаемые письмами поддержки от Министерства. Таким образом, мы провели работу по пропаганде идей проекта, используя административные ре-сурсы, и обеспечили "зелёный свет" для нашей деятельности.

Точно такая же схема действовала в период подготовки к акции "Неделя молодёжного участия - 2002". Благодаря этой схеме у нас за-вязались очень тесные отношения с Управлением образования Приок-ского района. Летом 2002 г. (уже после окончания проекта) тренеры "Инватура" работали в городских школьных лагерях в этом районе.

В применении административных ресурсов есть, однако, и свои не-достатки. Например, участие школ в акции "Неделя молодёжного уча-стия - 2002" было оформлено приказом от Управления образования Приокского района. Поэтому отношение администраций этих школ было в некоторой степени формальным. Получив приказ, школы не смогли в достаточной степени проявить творческую самостоятельность.

У некоторых чиновников сферы образования существуют внутрен-ние противоречия. С одной стороны, они понимают, что мы делаем полезное дело, с другой - боятся брать на себя ответственность. С про-ведением занятий не было никаких проблем. Но когда речь заходит о привлечении школьников в качестве добровольцев на какие-либо ме-роприятия, сразу же у чиновников возникают сомнения, обусловленных различными инструкциями сверху. Поэтому в этот момент организации, осуществляющей школьный проект, придётся брать на себя ответствен-ность за мероприятия, акции и их участников.

Идея проведения занятий по пониманию инвалидности со школьни-ками может быть принята учителями далеко не в каждой школе. Ведя пе-реговоры с администрациями школ, мы упирали на то, что наши занятия призваны сделать ребят добрее, участливее и активнее, а это обязатель-но пойдет на пользу учебному и воспитательному процессу. В ходе пере-говоров вас могут попросить более подробно рассказать о том, что бу-дет происходить на занятиях. Поэтому инициативная группа, ведущая переговоры, должна в совершенстве знать программы, подготовленные для разных возрастов, уметь объяснить, для чего необходим каждый эпи-зод занятия. Можно привести примеры того, как будет проходить та или иная ролевая игра, дискуссия или работа в малых группах. Администра-ция школы может попросить предоставить разработки тренингов для изу-чения. Мы предпочитали этого не делать, а предлагали провести для учи-телей специальный мини-семинар, на котором постарались прояснить все вопросы относительно занятий. Можно пригласить учителей посетить первые занятия с детьми и убедиться, что оснований для недоверия нет. Отношения с администрациями школ должны быть максимально откры-тыми, доверительными.

В двух школах Нижнего Новгорода мы предложили обучить десяти-классников проведению занятий с младшими классами. Эта идея была очень хорошо воспринята. Во-первых, администрации видимо хотелось продолжения работы, независимо от нашего присутствия. Во-вторых, старшеклассники приобретали неплохой дополнительный опыт. В-третьих, такая форма работы очень нравится и старшеклассникам, и учащимся младших классов: это аналог потерянных "пионерских" отношений "старшеклассник - вожатый" - маленький "подшефный".

Основное, на что опирались активисты "Инватура" в переговорах со школами - это убеждение, разъяснение и использование поддержки органов управления образованием (административный ресурс). Как нам кажется, оба эти метода тесно взаимосвязаны, и использовать их стоит только в комплексе.

Программа подготовки ведущих.

Программа подготовки ведущих в Нижнем Новгороде состоит из ше-сти блоков. Продолжительность каждого блока - не менее четырех ака-демических часов.

Первый блок - ознакомительный. Проводится собеседование с молодыми ведущими. Тренеры рассказывают о проекте, его целях, за-дачах, сроках, методах, ожидаемых результатах, прогнозируемых труд-ностях и путях их преодоления. Здесь же речь идёт об общей идеологии ведущих, их роли в проекте, правах, обязанностях и ответственности.

В этом блоке самое главное и сложное - популярно объяснить моло-дым членам команды, в чём разница между ведущим интерактивных заня-тий и обычным школьным учителем, и чем интерактивные занятия отлича-ются от стандартных уроков, которыми изобилует современная школа. Для этого мы бы порекомендовали обратиться к личному опыту будущих ведущих, поинтересоваться их впечатлениями, которые у них остались от школьных лет, от уроков, от учителей, отношений со сверстниками и учителями. Каждый ведущий наверняка вспомнит и положительные, и отрицательные моменты школьной жизни. Мы стараемся учитывать, что учащиеся школ не избалованы активными формами работы. Стандартные формы занятий порой вызывают, как минимум, безразличие и утомление.

Второй, третий и четвёртый блоки отведены на изучение про-

грамм занятий со школьниками 3-4-ых, 5-8-ых и 9-11-ых классов, соот-ветственно. Кроме программ, ведущие изучали специфику поведения и восприятия информации каждой из целевых групп.

Пятый блок - представляет собой тренинг для молодых ведущих по уверенному поведению, навыкам выступления, работе в паре, а также поддержанию дисциплины в классе.

Шестой блок - это проверка навыков, приобретённых ведущими за период обучения. Проводится имитация тренинга, т. е. моделирование реальных условий работы в школе. Роль школьников выполняли сотруд-ники "Инватура", волонтеры нашей организации. На этом этапе проис-ходит повторение и закрепление того, чему обучались ведущие.

По завершении программы подготовки ведущие приступают к само-стоятельному проведению занятий со школьниками. При этом особенно важно присутствие на первых занятиях более опытных ведущих. Это, во-первых, делает новых ведущих более уверенными в себе, а во-вто-рых, позволяет, если необходимо, помочь им в сложных ситуациях.

Ведущие обязаны персонально готовиться в каждому занятию. Они должны научиться работать в сложных ситуациях и не зависеть от случайных обстоятельств (например, болезни одного из ведущих, неудобного помещения и пр.)

В ходе проекта у нас выработались некоторые правила подготовки ведущих к занятиям:

- Каждая пара ведущих самостоятельно готовит занятие;

- Ведущие несут ответственность за техническую и теоретическую готовность к занятию;

- Ответственный за общую программу школьных занятий обязан проверить степень готовности молодых ведущих к проведению занятий;

- Ведущих необходимо обеспечить всем необходимым для проведе-ния занятий - видеоматериалами, разработками, бумагой и пр.

- Ведущие должны заранее известить ответственного, если они не могут провести занятие, и договориться о замене.

Что нужно учитывать при организации занятий в школах.

Где проводить занятия?

О месте и времени проведения занятий лучше договориться зара-нее. Специфика активных тренингов требует максимальной активно-сти от участников и мобильности ведущих. Поэтому лучше попросить в школе аудиторию, в которой нет столов и парт (спортивный зал, холл), а в обычных классах - их можно передвинуть. В аудитории нуж-на свободная стена для того, чтобы вешать плакаты. Хорошо, если в классе будет хотя бы один стол для материалов тренера и вспомога-тельных атрибутов (маркеров, мячиков и пр.) Для детей столы не обя-зательны, так как они с удовольствием пишут и рисуют на плакатах, стоя на коленях или сидя на полу.

Доступность школьного здания и аудиторий.

Если среди ведущих есть инвалиды, пользующиеся инвалидными колясками, костылями, то старшие тренеры должны заранее догово-риться со школой о максимально доступном помещении для проведе-ния занятий или о физической помощи при подъеме по лестницам. Школьное расписание - вещь крайне нестабильная. Могут возникнуть дополнительные сложности из-за отсутствия свободных аудиторий. Поэтому нужно заранее поставить жёсткое условие, чтобы аудитории были максимально доступны, и оговоренные условия не менялись. Если среди ведущих есть слабовидящие люди, то следует заранее побеспокоиться о достаточном освещении в классе.

Как показывать видеоматериалы?

Ведущие обязательно должны позаботиться о наличии видеоаппара-туры, если в ходе занятия предполагается просмотр видеоматериалов. В школах обычно не хватает телевизоров и видеомагнитофонов, поэто-му этот вопрос нужно обязательно прояснить. Также стоит заранее убедиться, что аппаратура исправна.

Учитель: помеха или союзник?

В присутствии учителей во время занятий нет ничего страшного. Это поможет преодолеть недоверие администрации, решить проблему дисциплины в классе. Но мы всегда стараемся избежать давления учите-ля на класс, и это нужно объяснить учителю заранее. Лучше, если учитель выступает в роли рядового участника.

Несколько советов.

Перед началом занятия нужно правильно расположить участников. Лучше рассадить ребят так, чтобы они не прятались друг за друга. Веду-щим гораздо легче работать, когда они видят каждого участника, его глаза, мимику, жесты. Если в аудитории нет столов или парт (например, для занятий выделен спортивный зал), то ребятам можно предложить расположиться на полу полукругом в один или, максимум, в два ряда.

В начале любого тренинга ведущим следует представиться и познакомиться с классом. Подробный рассказ об организации и её деятельно-сти, скорее всего, не даст никаких результатов. Лучше в течение занятия привести наиболее яркие примеры, связанные с работой организации.

Новости

Найти работу, не выходя из дома: Ярмарка вакансий в Рязани

24 сентября в Рязани впервые прошла Онлайн-ярмарка вакансий для людей с инвалидностью. В...

28.09.2020 19:59

Большая перемена: как сделать возвращение в школу комфортным

16 сентября прошел первый вебинар из цикла, посвященному инклюзивному образованию. Детский психолог Ольга...

27.09.2020 06:21

Школьники узнали новое о бочча

23 сентября специалист спортивного отдела РООИ «Перспектива» Васим Сариа провел онлайн-урок по бочча...

25.09.2020 20:33

Что такое «бочча»?: как прошел онлайн-урок для школьников

21 сентября сотрудник нашего спортивного отдела Юрий Каменец провел онлайн-урок для девятиклассников зеленоградской...

23.09.2020 18:58

Бесплатный онлайн-курс русского жестового языка

70 миллионов людей на планете неслышащие. В России их около 14 миллионов. Это...

23.09.2020 16:24

Как почувствовать себя рок-звездой, если у тебя дистрофия мышц?

Это Денис Гончаров – журналист, предприниматель и общественный деятель. У парня дистрофия мышц, и...

22.09.2020 19:40