Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

В феврале выиграно судебное дело о возможности ребенка с серьезной инвалидностью учиться вместе с нормально развивающимися детьми.

Кристина- пятилетняя девочка с синдромом Дауна, живущая в Подмосковье. Как большинство детей с подобной инвалидностью, она исключена из системы образования. Ее мать обратилась в орган управления образования города с просьбой предоставить ее ребенку место в детском саду. Ей было отказано на том основании, что специальных детских садов в городе нет, а в обычный детский сад ребенка-инвалида направить нельзя, поскольку для этого нет условий. Кроме того, они сослались на инструкцию Министерства Просвещения СССР 1968 года, запрещавшую обучение детей с нарушениями интеллекта в обычных детских садах.

По официальной статистике, около полутора миллионов российских детей имеют отклонения в развитии и нуждаются в дополнительных услугах при получении образования. Из них 835 тысяч детей посещают специализированные детские сады, школы и коррекционные классы или группы. Официальных данных о количестве детей с серьезными интеллектуальными нарушениями, вообще исключенных из системы образования, нет. Случаи посещения детьми-инвалидами обычных школ и детских садов единичны.

Получив отказ, Елена обратилась в прокуратуру с заявлением о проверке законности действий органа образования, однако прокуратура сочла действия Управления образования города правомерными. Тогда Елена решила отстаивать право Кристины ходить в детский сад в суде. В этом деле ей помогала "Перспектива" и ассоциация "Даун-синдром". В суде интересы Кристины защищал юрист "Перспективы" О.А.Пронин.

Позиция истца по делу заключалась в следующем. Статья 43 Конституции России закрепляет право каждого на образование. Статья гарантирует общедоступность и бесплатность получения, в том числе, и дошкольного образования. Инвалиды являются полноправными членами общества, поэтому положения этой статьи распространяются и на них. Этому праву человека соответствует обязанность органов образования создавать все необходимые условия для осуществления права каждого ребенка на образование. Юрист "Перспективы" представил суду правовые акты, обосновывающие позицию, к участию в процессе был привлечен специалист интегрированного детского сада, который рассказал об опыте работы интегрированного детского сада в столице.

В результате суд признал доводы ответчика несостоятельными, и указал, что отсутствие возможности создать условия пребывания в обычном детском саду для дочери Елены не лишает ребенка-инвалида права на получение дошкольного образования и не освобождает ответчика от обязанности создать такие условия. Отсутствие специальных (коррекционных) образовательных учреждений не может быть основанием для умаления права на образование, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся детей. В судебном решении действия ответчика были признаны незаконными. Суд обязал управление образования города - создать все необходимые условия для получения Кристиной Н. дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении общего типа". Данное решение вступило в законную силу.

Проект "Юридическая защита прав инвалидов: доступность образования" (финансируется Агентством США по международному развитию) предполагает практическую юридическую защиту детей-инвалидов, чьи права на образование нарушаются. В рамках проекта в четырех регионах России создана юридическая сеть. Юристы и родители детей-инвалидов инициировали более десяти различных судебных дел. По пяти из них за последний год были приняты положительные решения.

Читать ещё по теме #ОПЫТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее