Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

В Самаре проживает семья, где мама в одиночку воспитывает двух детей дошкольного возраста, один ребенок имеет инвалидность.

5 августа 2016 г. маме Маши (Маша – имя изменено) дали направление для зачисления ребенка в один из детских садов Самары. Обратившись в детский сад, мама предоставила полный пакет необходимых документов, в том числе - заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), в котором был указан режим обучения: полный день в сопровождении тьютора.

Именно наличие слова «тьютор» в заключении послужило причиной негодования администрации детского сада. В ответ на заявление мамы о приеме ребенка в детский сад 9 сентября 2016 г. был дан ответ:

«В соответствии с Уставом МБДОУ "Детский сад № " г.о. Самара, является детским садом общеразвивающего вида. Организация образовательного процесса осуществляется штатными сотрудниками дошкольного образовательного учреждения. Штатным расписанием ставка «тьютор» (ассистент-помощник) не предусмотрена.
Принимая во внимание Ваше обращение, администрация детского сада информировала Департамент образования о выделении дополнительной ставки помощника воспитателя для обеспечения сопровождения Вашего ребенка во время пребывания в условиях детского сада. Департамент образования рекомендовал выделить МБДОУ "Детский сад №" г.о. Самара дополнительную ставку помощника воспитателя, направить информацию о новой вакансии в Центр занятости населения городского округа Самара и разместить на сайте организации
».

Ответ администрации детского сада вызывал целый ряд вопросов:

1. Постановка ребенка на очередь в детский сад осуществлялась заранее, по какой причине администрация детского сада не привела свое штатное расписание в соответствие новому закону «Об образовании» и не учла Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N1309.

2. На основании чего администрация детского сада, а вслед за ней и региональный Департамент образования, считают допустимым замену тьютора помощником воспитателя? Это противоречит нормам действующего законодательства, а также квалификационным требованиям, предъявляемым к тьютору.

Почти неразрешимой стала проблема низкой оплаты труда тьютора. Возник волне закономерный вопрос: как ребенку с инвалидностью попасть в тот же детский сад, который посещает ее сестра без инвалидности?

После полученного отказа в реализации права Маши на образование в дошкольном образовательном учреждении, её мама обратилась к администрации детского сада, но уже не с заявлением, а с претензией о приеме ребенка в детский сад и обеспечении необходимых условий для обучения ребенка. Ответ на претензию был получен 21 сентября 2016 г.: «Обращаем Ваше внимание, что незамедлительно принять Вашего ребенка мы не можем т.к. вакансия на должность "помощник воспитателя (тьютор)" - открыта. Мы направили сведения о вакансии в Центр занятости, разместили данную информацию на официальном сайте и информационных стендах районе».

Мама Маши обратилась за помощью к Анне Хесиной - юристу Самарской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Ассоциация ДЕСНИЦА».

Следующим шагом стало обращение к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области, однако, обращение было вновь перенаправлено в Департамент образования, который 19 октября 2016 г. дал ответ: «Вы были проинформированы, что детский сад № является детским садом общеразвивающего вида. Организация образовательного процесса осуществляется штатными сотрудниками дошкольного образовательного учреждения. Штатным расписанием учреждения ставка учителя-дефектолога не предусмотрена. Необходимые условия для воспитания, обучения и развития детей с СПР в Вашем районе созданы только в МБДОУ №463, в котором дети с особыми образовательными потребностями получают квалифицированную помощь специалистов. Учитывая заключение ЦПМПК Вам было рекомендовано рассмотреть возможность постановки Маши в очередь на получение места в детском саду в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР МБДОУ № 463. Администрация детского сада готова рассмотреть Ваши предложения по кандидатуре на указанную должность. Представление Маше дошкольного образования в детском саду № будет возможно после приема на должность помощника-воспитателя соответствующего работника».

Стоит отметить, что данная рекомендация действительно была в письме от 31 августа 2016г. с пометкой «оказание услуг ассистента (помощника) Маши будет возможно при условии приема на данную должность соответствующего работника».

Очевиден факт, что сотрудники Департамента образования вместо принятия реальных мер для устранения негативных последствий для Маши и ее мамы, пытались ограничить возможность выбора детского сада. Факт того, что в данном дошкольном учреждении обучается её сестра и что, вероятно, совместное обучение позволило бы Маше достичь лучших результатов. Не учитывался и тот факт, то самостоятельно Маша не передвигается, а значит ее маме предстояло бы разводить детей по разным детским садам.

Следующие шаги - обращение в Администрацию Президента РФ – не принесло ожидаемого результата, т.к. обращение вновь было направлено для дальнейшего разбирательства в тот же Департамент образования. В отношении действий и решений Департамента не предпринимались никакие контрольные или надзорные действия со стороны уполномоченных органов, в результате 26 октября 2016г. был получен ответ идентичный прошлому.

В связи с неоднократным указанием в качестве подходящего детского сада № 463 было принято решение обратиться в это дошкольное учреждение с вопросом о возможности приема Маши на обучение. Ответ, полученный 25 октября 2016г. был неожиданным: «Действительно в МБДОУ Детский сад № 463 г.о. Самара имеются две группы для детей  ЗПР, в которых находятся воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет на основании заключения и рекомендаций, выданных ЦПМПК. В заключениях даны рекомендации по обучению детей с ЗПР.  В заключении Вашего ребенка, кроме указанного вида обучения, даны рекомендации по содержанию ребенка с созданием условий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и режимом обучения полный день в сопровождении тьютора. Таким образом, детский сад № 463 обеспечить все необходимые условия, указанные в заключении Вашего ребенка, не может в связи с отсутствием в штатном расписании тьютора и специальных условий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата».

Департамент образования г. Самара, который курирует работу обоих учреждений, дал рекомендации, которые на практике не выполнимы и не реализуемы.

«Последней каплей был звонок из Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с просьбой прийти с документами для переоформления заключения. Не сложно догадаться, что после неоднократных писем и требований, к ним обратились определённые должностные лица и ПМПК решили исключить «тьютора» из заключения!», - заключила мама Маши.

Однако, подобный исход дела был очевиден и мама Маши вместе с юристом обратились с заявлением о переработке индивидуальной программы реабилитации и  абилитации (ИПРА), и включении рекомендаций по тьютору в программу ИПРА.

В настоящее время мама Маши и ее представитель готовят исковое заявление в суд по факту дискриминации, а также - заявление о привлечении к ответственности сотрудников Департамента образования г.о. Самара за дискриминацию и предоставление заведомо ложных сведений.

Анна Хесина эксперт, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Самарской гуманитарной академии (СаГА) и юрист Самарской городской общественной организации инвалидов-колясочников «Ассоциация ДЕСНИЦА».

Читать ещё по теме #ОПЫТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее