Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Октябрьский районный суд г. Ставрополя 15 апреля 2015 года удовлетворил исковые требования семьи, имеющей в своем составе ребенка с инвалидностью, к администрации г. Ставрополя об обязании в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь. Это очередное решение об обязании предоставления жилья именно за счет муниципального жилищного фонда.

Предполагается, что администрация будет обжаловать решение суда.

Интересы семьи, имеющей в своем составе ребенка с тяжелым заболеванием, представлял юрист правозащитной сети, реализующей Проект «Содействие реализации общегражданских прав людей с инвалидностью», Перепадя С.М.

Ниже мы прилагаем решение суда по данному делу  

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

-- апреля 2014 года            г. Ставрополь 
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи        Коробейникова А.А.
при секретаре                               Умаровой А. М.

 

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Т, действующей в своих и в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида А, 2001 года рождения, к администрации города Ставрополя, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя, О, действующего в своих и в интересах несовершеннолетнего ребенка Г, 2008 года рождения, о признании отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма на состав семьи 4 человека, с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь, взыскании суммы морального вреда, 

УСТАНОВИЛ: 

Т, действующая в своих и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка-инвалида А, 2001 года рождения, обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города Ставрополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя, О, действующий в своих и в интересах несовершеннолетнего ребенка Г, 2008 года рождения, о признании отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма на состав семьи 4 человека, с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь, взыскании суммы морального вреда.

В обоснование заявленных требований истица указала, что ее семья, составом из 4 человек, с декабря 2014 года, состоят в списках нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке ввиду наличия у ее ребенка-инвалида заболевания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». На дату 25.12.2014 года, № 135 по внеочередному списку. На основании заключения ВК № 560 от 10 ноября 2014 года, согласно Постановления Правительства от 21.12.2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», ребенок-инвалид имеет право на дополнительную жилую площадь.

20.01.2015 года истица обратилась с заявлением на имя главы администрации г. Ставрополя с просьбой незамедлительно разрешить вопрос с предоставлением ей на состав семьи из 4 человек жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.

25.02.2015 года истица получила сообщение комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, в котором, истице фактически отказано в удовлетворении ее заявления.

Считает отказ в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке незаконным, дискриминационным, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в мае 2012 года, государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры:

(Г) по обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья;

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ – по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (ред. от 08.12.2010) (Извлечение)

Из ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). (Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2008 N 85-В08-3, Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2013 N 18-КГ12-92, Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2011 N 85-В11-1.)

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 1Э1-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится:

- обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Ссылка администрации города Ставрополя в обжалуемом ею ответе на положения ст. ст. 4, 6 Закона СК от 10.11.2009 года № 72 КЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» также не законна, поскольку данный Закон вступает в противоречие с положениями ЖК РФ, поскольку предусматривает возможность предоставления жилых помещений гражданам, вставшим на учет после 2005 года, в том числе инвалидам, имеющим тяжелую форму хронического заболевания, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, а не во внеочередном порядке.

Истица считает, что ввиду отсутствия финансирования как ранее, так и в настоящее время, администрация г. Ставрополя ограничивает реализацию прав граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, предусмотренного федеральным законодательством, что в принципе, недопустимо.

Отсутствие финансирования принятых ранее законов, связанных с внеочередным предоставлением жилых помещений по договорам социального найма не может являться условием ограничения прав граждан предусмотренных федеральным законодательством, в том числе прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. (в ред. решения Ставропольской городской Думы от 25.04.2012 № 209) № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» – установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Ставрополе в размере: не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Таким образом, истица считает, что ей, на состав семьи из 4 человек, с учетом положений ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», о праве моего ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь, положено жилое помещение общей площадью не менее 75 кв.м.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Истица указывает, что принимая решение фактически об отказе в предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, ответчик нарушает ее и право ее ребенка-инвалида, гарантированного Конституцией РФ на защиту и помощь со стороны государства. В течение последнего времени семья истицы находится в тяжелом психологическом состоянии. Так как ответчик отказывается в добровольном порядке удовлетворить мои законные требования, она вынуждена затрачивать свое время и средства для защиты нарушенных прав.

 Своими действиями ответчик наносит истице, ее ребенку, нравственные страдания, то есть моральный вред, на возмещение которого, как полагает истица, она имеет право в соответствии со ст. 151 ГК РФ, так как нарушаются личные неимущественные права на социальную защиту со стороны государства, установленные Конституцией РФ, ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 ФЗ. Моральный вред оценивается в сумме 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Ссылаясь на положения ст. 28 Конвенции ООН о правах инвалидов, ст. 7 Конституции РФ, ст. ст. 131-132, 100 ГПК РФ, ст. 254-258 ГПК РФ, ст. 12, 151, ГК РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», просила суд признать отказ администрации г. Ставрополя во внеочередном предоставлении ей, Т, на состав семьи 4 человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь несовершеннолетнего ребенка-инвалида, жилого помещения по договору социального найма в г. Ставрополе – незаконным.

Обязать администрацию г. Ставрополя предоставить истице, Т, во внеочередном порядке жилое помещения в г. Ставрополе по договору социального найма на состав семьи из 4 человек, с учетом права моего ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.

 Взыскать с администрации г. Ставрополя в пользу истицы, Т., 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей в качестве компенсации морального вреда.

В судебное заседание истица Т., третьи лица не заявляющие самостоятельных требований, О, действующий в своих и в интересах несовершеннолетнего ребенка Г, 2008 года рождения извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В судебном заседании представитель истицы Перепадя С.М. заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика, администрации города Ставрополя, по доверенности Момотова М.А., участвовавшая в рассмотрении дела, представила в суд возражения на заявленные истцом исковые требования в которых просила в удовлетворении иска Т. отказать, мотивировав свою просьбу следующим. В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Постановлением главы администрации города Ставрополя от 07.06.2012 Т. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя по общей очереди № 5927, по списку очередности граждан имеющих право на первоочередное предоставление жилья (ребенок инвалид) её очередной № 256.

Постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2014 № 4299 Т. составом семьи 4 человека включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи тяжелой формой хронического заболевания сына, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Номер очередности данной семьи, имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения, № 135.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Исходя из данной ст. 28.2 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Субвенции начисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, данную категорию граждан обеспечивают субвенциями, которые поступают из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ.

Кроме того, Т. была включена постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2014 № 4299 в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи тяжелой формой хронического заболевания ребенка, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире после 01.01.2005.

В соответствии со статьей 2 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» Т., имеющая сына, который страдает тяжелой формой хроническою заболевания, относится к категории граждан имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.

Жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края нуждающимися в жилых помещениях и вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, из числа:

- граждан, имеющих право на получение жилых помещений в соответствии со статьей 17 Федеральною закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статьей 3 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социальною найма» предусмотрено, что учет граждан, указанных в статье 2 данного Закона, в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда края, осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 г. № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае», т.е. органами местного самоуправления по месту жительства гражданина.

Порядок предоставления жилья дайной категории граждан, к которой относится истица, указан в статье 4 данного закона и приказом комитета СК по ЖКХ от 28.02.2012 № 54 о д (административный регламент).

В соответствии со статьей 6 Закона № 72-КЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на жилищный учет после 01.01.2005 года, в том числе инвалидов является расходными обязательствами Ставропольского края.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз жилые помещения жилищного фонда края предоставляются в том числе инвалидам, органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольскою края (далее – уполномоченный орган).

В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 29.09.2010 № 384-рп «Об органе исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченном на предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству определен органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.

В соответствии со cт. 14 ЖК РФ и ст. 16 Федеральною закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к компетенции органов местного самоуправления относятся функции в том числе:

- ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам соц. найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Статьями 18, 19 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения исполняются за счет средств местных бюджетов.

При этом органы местного самоуправления (далее – ОМС) могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов РФ – законами субъектов РФ как на неограниченный срок, либо на определенный срок действия данных полномочий.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных ОМС, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При этом в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 08.10.2008 года № 74-Г08-41 наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями без передачи им финансовых и материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления ими указанных полномочий, не допускается.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Согласно части 2 статьи 132 Конституции органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями законом. Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Также в Определении Верховного суда РФ от 08.10.2008 № 74-Г08-41 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образовании в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований (часть 3 указанной статьи).

Согласно статье 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнений государственных полномочий объектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

В связи с вышеизложенным, ответчик просит суд в удовлетворении требований Т. отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя по доверенности Голубова О.В., участвовавшая в рассмотрении дела, представила в суд возражения на заявленные истцом исковые требования в которых просила в удовлетворении иска Т. отказать, мотивировав свою просьбу следующим.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Т. и ее семья были приняты 07.06.2012 на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрации города Ставрополя и включены в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, а 25.12.2014 включены в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (тяжелая форма хронического заболевания у сына), составом семьи 4 человека.

Согласно информации комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, по состоянию на 01.04.2014, дата ежегодной перерегистрации очередности граждан, семья Т. по общей очереди состоит под номером 5927, по списку очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма под номером 256, по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под номером 135 (по состоянию на 25.12.2014 – дата издания постановления).

В соответствии со статьями 4 и 6 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 №72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на жилищный учет после 01.01.2015, в том числе инвалидов, имеющих тяжелую форму хронического заболевания, осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Финансирование расходов, связанных предоставлением жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма гражданам, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края.

В настоящее время денежные средства на реализацию мероприятий, предусмотренных Законом Ставропольского края от 10.11.2009 №72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» в бюджете Ставропольского края на данные цели не заложены.

Таким образом, на данный момент не представляется возможным рассмотреть вопрос внеочередного предоставления Т. жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Содержание этой нормы права позволяет сделать вывод, что компенсация морального вреда по имущественным отношениям допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда от 20 декабря 1994 г. №4 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Таким образом, такой способ защиты права как денежная компенсация морального вреда предусмотрена законом не для всех случаев причинения гражданину физических или нравственных страданий, а только для защиты от таких действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина либо посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

В силу закона Т., полагающая, что незаконным отказом администрации города Ставрополя ей причинен моральный вред, обязана доказать обстоятельства причинения вреда, незаконность отказа причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконным отказом и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.

При этом следует учитывать, что наличие у гражданина установленного законом права на возмещение вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления, должностными лицами, не освобождает его от обязанности приводить в исковом заявлении либо при рассмотрении дела по существу обоснование тому, в чем конкретно выразилось нарушение его прав, свобод и законных интересов, а также представлять доказательства, подтверждающие нарушение такого права.

Вместе с тем, внеочередное предоставление Т. жилого помещения по договору социального найма позволит ее семье улучшить свои жилищные условия, и в конечном итоге, ущемит права и законные интересы впереди стоящих граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, обжалуемый отказ администрации города Ставрополя во внеочередном предоставлении семье Т. жилого помещения по договору социального найма в городе Ставрополе затрагивает именно имущественные права указанных лиц, а не их личные неимущественные права на социальную защиту, как указано в исковом заявлении.

Действующим гражданским и жилищным законодательством возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав на жилое помещение, не предусмотрена (Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2014 № 57-КГ14-8; Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2014 по делу № 33-17008).

На основании изложенного, правовые основания для взыскания в пользу Т. 50 000 руб. в счет компенсации морального вреда отсутствуют.

Кроме того, необходимо отметить, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истицей не представлено никаких доказательств причинения ей физических или нравственных страданий, в связи с чем, ее требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 12 Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч.1 ГК РФ», в случаях предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, ответчиками по таким делам признаются Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено: в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно Приложению 9 к решению Ставропольской городской Думы от 03.12.2014 № 577 «О бюджете города Ставрополя на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (ведомственной структуры расходов бюджета) на 2015 год предусмотрены 15 главных распорядителей средств бюджета муниципального образования, которые самостоятельно выступают в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, в том числе, и администрация города Ставрополя.

Согласно пункту 2.1. Положения о комитете финансов и бюджета администрации города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы № 199 от 29.12.2005 г., комитет осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета города в соответствии с ведомственной классификацией расходов бюджета города на очередной финансовый год, а также уполномочен представлять муниципальное образование при заключении договоров о предоставлении бюджетного кредита.

Установленные статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов по предъявлении исполнительного листа, не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, не изменяют оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств. В силу данной статьи комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя наделен полномочиями по исполнению судебных актов по искам к муниципальному образованию город Ставрополь о взыскании средств за счет казны муниципального образования города Ставрополя, а не полномочиями по выступлению в суде в качестве его представителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила суд в удовлетворении требований искового заявления Т. отказать в полном объеме.

Суд, исследовав материалы данного гражданского дела, выслушав участников процесса, в лице их представителей, находит иск Т. подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ – каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Судом установлено, что истица является матерью ребенка-инвалида А. 2001 года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка (л.д. ???) и справкой об инвалидности серии МСЭ-2006 № ___ (л.д. ???).

На основании постановления администрации г. Ставрополя

Читать ещё по теме #ОПЫТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее