Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Как добиться разработки СИПР?

Некоторым детям с ОВЗ при обучении требуется разработка специальной индивидуальной программы развития – СИПР. Она позволяет отразить состояние развития и образовательные потребности конкретного ребенка, и опираться на них в процессе его обучения. СИПР –  это важная гарантия получения ребенком с ОВЗ качественного образования.

Как понять, нужна ли СИПР вашему ребенку и как добиться разработки программы?

В заключении ПМПК указан вариант программы по ФГОС ОВЗ или ФГОС УО, по которой рекомендуется обучать ребенка. Для обучения по некоторым вариантам ФГОС разработка СИПР является обязательной. Это касается обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. К таким случаям относятся все «четвертые» варианты программы ФГОС ОВЗ (Приказ № 1598) и «второй» вариант программы ФГОС УО (Приказ № 1599).

В некоторых случаях разработка СИПР не является строго обязательной, но школа может разработать СИПР, если придет к выводу, что ребенок в ней нуждается. Как правило, это соответствует «третьему» варианту программы ФГОС ОВЗ.

СИПР разрабатывается при поступлении ребенка в образовательную организацию на один учебный год. В первый год обучения в течение первого месяца должно быть проведено психолого-педагогическое обследование ребенка с участием всех специалистов, которые будут в дальнейшем его обучать. На основе обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений.

После этого разрабатывается СИПР, которая включает следующие части:

I. Общие сведения – персональные данные ребенка и его родителей.

II. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития (подробное описание характеристики дано выше).

III. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.

IV. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).

V. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).

VI. Внеурочная деятельность обучающегося - перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие.

VII. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

«Важная часть реализации СИПР – проведение мониторинга один раз в полугодие. Экспертная группа оценивает уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. При мониторинге реализации СИПР за учебный год результаты оформляются в форме характеристики. На основании итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период», – объясняет адвокат, консультант РООИ «Перспектива» Валентина Фролова.

Тем не менее, если речь идет об обучении ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, в начале следующего учебного года снова потребуется проведение психолого-педагогического обследования для определения актуального состояния. 

Если вы хотите получить консультацию юриста, обратитесь на Горячую линию по вопросам образования людей с инвалидностью и ОВЗ, заполнив форму на сайте «Все включены».

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее