Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Как получить помощь тьютора или ассистента в школе?

Как получить помощь тьютора или ассистента в школе?

Сначала разберемся, в чем отличие тьютора от ассистента:

Тьютор – специалист, который помогает организовать весь процесс обучения: учит ребенка искать информацию и правильно распределять ресурсы для обучения, определяет методику обучения, взаимодействует с родителями, сопровождает ребенка, оказывает ему педагогическую и психологическую поддержку.

Ассистент (помощник) оказывает ребенку техническую помощь, помогает ему быть независимым, обеспечивает взаимодействие с другими детьми, в том числе с использованием планшетов и средств альтернативной коммуникации. Ассистент также оказывает помощь в одевании и раздевании ребенка, в передвижении по школе, и при необходимости помогает вести записи.

Нуждаемость ребенка в тьюторском сопровождении или в помощи ассистента может быть установлена:

  • в заключении ПМПК;
  • в решении школьного ПМПК (консилиума).

Обратите внимание, что даже при отсутствии соответствующей рекомендации в заключении ПМПК школьный консилиум может принять решение о необходимости постоянного или временного сопровождения ребенка тьютором или ассистентом.

 

Как добиться указания на помощь тьютора или ассистента в заключении ПМПК?

Если ваш ребенок нуждается в помощи тьютора или ассистента, обязательно указывайте на это при прохождении ПМПК. Напишите в ПМПК заявление об обязательном рассмотрении вопроса нуждаемости вашего ребенка в помощи тьютора или ассистента, подробно укажите конкретные причины такой потребности. В качестве доказательств приложите характеристику из школы,

заключения врачей и психологов, указывающих на трудности, которые могут быть преодолены ребенком только с помощью специалистов.

Как правило, нуждаемость ребенка в помощи тьютора или ассистента определяется психолого-медико-педагогической комиссией. В заключении ПМПК должны быть указаны рекомендации по созданию специальных условий для обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации. В том числе, нуждаемость в получении услуг ассистента (помощника) или тьютора.

(п. 2.16 <Письмо> Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссии»'; п. 21 Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 '«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Помощь тьютора или ассистента – не простая формальность. Это часть права ребенка на создание специальных условий получения образования, напрямую гарантированного законом. В организациях, осуществляющих образовательную деятельности по АООП, создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися по ч. 2 ст. 79 ФЗ «Об образовании». Под специальными условиями для получения образования понимаются предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 «Об образовании»).

Если в заключении ПМПК прописана нуждаемость ребенка в услугах тьютора или ассистента, в силу закона ему должна быть предоставлена помощь таких специалистов. Для получения услуг тьютора или ассистента вам необходимо предоставить заключение ПМПК в школу и в орган образования, который является учредителем школы. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей (п. 23 Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013N 1082 ''Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии'').

 

Что если в заключении ПМПК не прописана нуждаемость ребенка в услугах тьютора или ассистента?

Есть два варианта действий.

Во-первых, добивайтесь признания нуждаемости ребенка в помощи тьютора или ассистента через ПМПК. Вы имеете право обжаловать заключение территориальной ПМПК в центральную ПМПК, указывая, что вашему ребенку в силу особенностей его здоровья и развития такая помощь действительно необходима.

Во-вторых, школа может по собственной инициативе может ввести в штатное расписание должности тьютора или ассистента, не дожидаясь соответствующего заключения ПМПК в отношении конкретного учащегося. Из ФГОС ОВЗ следует, что в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования «при необходимости» возможно временное или постоянное участие тьютора и ассистента (помощника). На школьном ПМПК (консилиуме) может быть принято решение о том, что ребенок, получающий образование по АООП НОО, действительно нуждается в помощи таких специалистов. Из письма Минпросвещения России от 20 февраля 2019 года № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью” следует, что в случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

  • на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
  • на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
  • на постоянной основе.

 

Что делать, если несмотря на заключение ПМПК помощь тьютора или ассистента не предоставлена?

«Школа или орган образования не могут отказать в создании специальных условий при наличии соответствующей рекомендации ПМПК. Финансовые, кадровые или административные трудности не могут служить причиной задержки или отказа в предоставлении помощи тьютора или ассистента. Такие действия вы вправе обжаловать в прокуратуре или в суде», – объясняет адвокат, консультант РООИ «Перспектива» Валентина Фролова.

Если вы хотите получить консультацию юриста, обратитесь на Горячую линию по вопросам образования людей с инвалидностью и ОВЗ, заполнив форму на сайте «Все включены».

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее