В рамках общественной кампании «Стоп. Дискриминация!», реализуемой коалицией НКО в шести регионах России, подведены итоги деловой игры «Учебный судебный процесс». Ее участниками стали студенты 3-го и 4-го курсов юридического факультета Российского государственного социального университета (г. Москва).
Деловая игра стала заключительной частью обучающего курса «Законодательное обеспечение прав людей с инвалидностью» и дала студентам возможность на практическом занятии закрепить полученные знания, умения и навыки, а кроме того, ощутить на себе атмосферу процесса судопроизводства.
Студентов ждало:
- практическое изучение процесса судебного разбирательства и его стадий;
- обучение правовой оценке исходной фактической правовой ситуации (анализу материалов дела, законодательства и судебной практике по защите прав людей с инвалидностью, разработке правовой позиции по делам о запрете дискриминации по признаку инвалидности, принятию процессуальных решений);
- практическое применение знаний, полученных в процессе изучения курса.
Мероприятие было проведено в форме судебного заседания по гражданскому делу о дискриминации по признаку инвалидности, в котором рассматривалось реальное резонансное дело человека с инвалидностью по зрению Павла Обиуха к авиакомпании «Сибирь». Студентам заблаговременно была предложена фабула дела, которое подлежало рассмотрению в рамках судебного заседания: человека с инвалидностью не пустили на борт самолета. Участники сами предварительно избрали для себя процессуальные роли: судья, секретарь судебного заседания, истец, представители ответчика, третьи лица, свидетели. В роли эксперта выступил представитель Всероссийского общества глухих Максим Ларионов, представлявший интересы Павла Обиуха в деле.
Организаторы в процессе заседания давали пояснения по процессуальным моментам и рассказывали студентам о имевшихся в данном деле нюансах. Юристы обратили внимание на позицию Павла Обиуха, который считал такое отношение к себе со стороны авиаперевозчика актом дискриминации по признаку инвалидности, поскольку ему было отказано в услугах авиакомпании исключительно из-за наличия инвалидности. Студентам уточнили и аргументы ответчика о своих заботах безопасности и удобстве других пассажиров, которые были подкреплены недостаточно, притом авиаперевозчик не смог доказать, что этому незрячему пассажиру обязательно нужен сопровождающий.
Студенты активно включились в игру и исполняли выбранные ими роли. Не оставались в стороне третьи лица, которые показали свои достаточно глубокие познания в законодательстве о защите потребителя. Выбравшие роль ответчика смогли в полной мере прочувствовать на себе сложность положения человека, который попал под пресс судебной системы. По завершении игры юристы проанализировали ошибки, допущенные участниками. Студенты получили ответы на все вопросы по кейсу и узнали о значении реального дела и о том, как оно в дальнейшем привело к изменениям как в правила авиаперевозок самой авиакомпании, так и в Федеральные Правила авиаперевозок в отношении людей с инвалидностью.
Юристы РООИ «Перспектива» уверены: такие проекты представляют для учебного процесса большую ценность и способствуют привлечению и подготовке в рамках правозащитной сети нового поколения юристов, грамотных и ориентированных на отстаивание прав людей с инвалидностью. «Этот проект был задуман для того, чтобы студенты, изучающие право, смогли более детально и на практике изучить положения законодательства о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и получить навыки судебного представительства, – объясняет юрист РООИ «Перспектива» Линь Нгуен. – И, судя по отзывам, цель эта была достигнута. Студенты выступили на достойном уровне, было видно, что они старались, а большинство их ошибок было связано лишь с отсутствием опыта».
По итогам курса все студенты, задействованные в проекте, получили сертификаты об участии.
«До занятий по учебному курсу РООИ «Перспектива» мы не знали многих тонкостей законодательства, защищающего людей с инвалидностью. Игровой судебный процесс помог нам не только еще подробнее разобрать их, но и применить на практике. В будущем я хотела бы защищать права людей с инвалидностью, считаю, сейчас мало юристов, компетентных в этих вопросах», – делится студентка четвертого курса юридического факультета РГСУ Юлия Ковалева.
«На этом курсе мы подробно рассмотрели статьи и законы, защищающие людей с инвалидностью. В нашей профессии важно знать о незащищенных слоях населения и понимать, как помочь им. Спасибо РООИ «Перспектива» и всем ведущим учебного курса! Теперь мы сможем в будущем грамотно и аргументированно защищать права людей с инвалидностью», – рассказывает студент четвертого курса Айзали Шагиров.