В Конституции Российской Федерации (ст. 7) Россия объявляет себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из этого следует, что инвалиды в Российской Федерации должны получать государственную поддержку. Конституция также признает право каждого человека на образование, охрану здоровья, социальное обслуживание. Эти все положения касаются и инвалидов – в частности, людей с нарушениями умственного и психического развития.

В Законе РФ от 10 июля 1992г «Об образовании» (ст. 5) говорится, что гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. (п. 10 ст. 50 Закона «Об образовании»).

В настоящий момент создаются также специальные коррекционные школы для детей с задержкой психического развития с сохранным интеллектом, а также школы для детей с умственной отсталостью. В эти школы дети направляются с согласия родителей органами образования по заключению медико-психолого-педагогической комисии.

Однако для принятия детей во вспомогательную школу существует ряд медицинских противопоказаний. Согласно Приложению 2 к Приказу Комитета здравоохранения Правительства Москвы и Московского комитета образования от 19, 21 октября 1998 г. N 574/579 "Об организации Городской медико-психолого-педагогической комиссии по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно-отсталых детей" медицинскими противопоказаниями к приему в специализированные (коррекционные) школы-интернаты (школы) являются:

- тяжелые формы слабоумия;

- олигофрения в степени выраженной имбецильности;

- идиотия различной этиологии, в том числе и при болезни Дауна;

-органическая деменция с выраженной дезадаптацией (отсутствие навыков самообслуживания).

Если имеются вышеперечисленные противопоказания, то ребенок не может быть принят во вспомогательную школу. В примечании к этому документу особо отмечено, что дети, страдающие названными формами слабоумия, направляются в соответствующие учреждения Комитета социальной защиты населения

Признавая необходимость обучения детей с глубокой умственной отсталостью, Министерство образования рекомендовало создавать для них специальные классы в школах для умственно отсталых детей. Это указано в письме Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48. В таких классах создаются условия для социализации детей и их трудового обучения для последующего трудоустройства в системе социальной защиты.

Большинство детей с глубокой умственной отсталостью находятся в детских домах-интернатах, деятельность которых регулируется устаревшими нормативными актами, которые были приняты 20-30 лет назад. Согласно Положению о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерством социального обеспечения РСФСР, утвержденному приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 6 апреля 1979 г. N 35, данные учреждения не осуществляют образовательную деятельность.

Минтруда РФ считает, что отказ от системы домов-интернатов невозможен (средства подпрограммы «Дети-инвалиды» в рамках федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732, в основном направляются на улучшение условий в домах-интернатах).

Однако Минтруда все же признает необходимость реформирования этой системы. Так, например, 8 августа 2002 г. принято Постановление от N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниц, в котором сказано, что данные учреждения организуют образование детей-инвалидов с учетом их физических возможностей и умственных способностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данным Положением утверждено и примерное штатное расписание таких учреждений, в которое включены педагогические работники.

Дети с глубокой умственной отсталостью, которые живут в своих семьях, могут обучаться силами родителей, а государство обязано компенсировать их затраты («Закон об образовании», ст. 40). Однако в большинстве случаев такие компенсации можно получить только в судебном порядке.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает механизм реабилитации инвалидов путем разработки индивидуальной программы реабилитации, в которой определяется комплекс реабилитационных мероприятий, технических и иных средств реабилитации, необходимых для каждого конкретного инвалида (ст. 11). Исполнение ИПР является обязательным для всех государственных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако на практике в ИПР, как правило, не включаются все необходимые конкретному инвалиду реабилитационные мероприятия.

Закон также предусматривает возможность для инвалида или его законного представителя выбрать исполнителя реабилитационных мероприятий.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Правительство до сих пор не приняло федеральной базовой программы реабилитации инвалидов. Из-за этого сейчас получение компенсаций расходов инвалидов, связанных с реализацией ИПР, возможно только через суд.

Как следует из ст.16 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» - государством гарантируется социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами;

Однако государство практически не может оказать услуги по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов с глубокой умственной отсталостью. В России отсутствует система профессиональной реабилитации и трудоустройства данной категории инвалидов. Трудовая деятельность для них возможна только в учреждениях системы социальной защиты. Поэтому родители обращаются за подобными услугами в негосударственные организации и вынуждены оплачивать их самостоятельно.

Если человек с глубокой умственной отсталостью живет в семье, после смерти его родителей (при отсутствии согласных содержать и обслуживать его родственников) он в судебном порядке принудительно помещается в учреждение социального обслуживания

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

(Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Люди с нарушениями психического или умственного развития могут быть признаны недееспособными (см. Гражданский Кодекс Российской Федерации) в судебном порядке. После этого они уже не имеют права самостоятельно осуществлять свои имущественные права.

Следует признать, что, несмотря на наличие законодательной базы в области защиты прав инвалидов, в РФ люди с серьезными психическими нарушениями являются одной из наименее защищенных социальных категорий. Даже имеющиеся законы на практике в большинстве случаев не выполняются. Представители государственных организаций действуют на основании подзаконных актов либо по собственному произволу, с другой стороны, многие подзаконные акты положительной направленности носят рекомендательный характер и не подлежат обязательному исполнению.

Таким образом, люди с психическими нарушениями, не способные самостоятельно отстаивать свои права, в большинстве случаев лишены возможности обучаться и работать и оказываются в тяжелой изоляции от общества.

Только в 2007г введено в эксплуатацию 13 домов – интернатов для умственно-отсталых детей.

Интересные материалы по ментальной инвалидности

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее